Ветер в руке. Окончание

Татьяна Михайленко 3
                Поэзия глубокой мысли.
                Часть 3

                Всматривайтесь в привычное - и вы увидите неожиданное.
                Всматривайтесь в некрасивое - и вы увидите красивое.
                Всматривайтесь в простое - и вы увидите сложное.
                Всматривайтесь в малое  - и вы увидите великое.

           Какие же главные слова этой древней японской мудрости? Всматривайтесь - и вы увидите. За этими словами жизненная философия народа. Всматривайтесь, чтобы увидеть и понять суть вещей. Самая маленькая восточная страна привыкла ко всему маленькому: удобным домам, не сильно страдающим от землятресений, минимуму обстановки в них, карликовым деревьям бонсай, небольшим гравюрам на свитках, живописи на сливовых и вишнёвых косточках, маленьким садам камней, коротким стихам...
           Японские трехстишия нельзя пробегать глазами. Они требуют вдумчивого чтения, предполагают домысливания, разворачивания картины. Автор посылает читателю импульс к мысли, чувству, фантазии.

                Вечерним вьюнком
                Я в плен захвачен. Недвижно
                Стою в забытьи.
                Мацуо Басё

                Часто силу и мощь может победить нежное и слабое. Об этом говорит философия Японии. Сильный, уверенный в себе человек не может продолжать свой путь, его остановила красота утонченного вьюнка. Душа человека неожиданно откликнулась на гармонию и мудрость природы.

                Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах, увлечь читателя лирическим волнением, разбудить его воображение.

                Прохладный ветерок.
                Колокола покинув,
                Плывет вечерний звон.
                Еса Бусон

                Как иногда важно главные слова услышать вовремя. Ветерок, как начало движения мысли и чувства человека. От увиденного или услышанного начинается процесс развития, осознания жизни. Звуки колокольного звона продолжают свое воздействие. Эти звуки, как чтение сердечной молитвы оставляют неизгладимый след в душе.

                Дать многостороннее изображение, до конца развить свою мысль, выразить все "три тысячи понятий" поэзия хокку не может. Необходима встречная работа мысли читателя. И каждый человек видит в строчках то, что находит отклик в его душе.

                Белый грибок в лесу.
                Какой то листок незнакомый
                К шляпке его прилип.
                Мацуо Басё

                Это трехстишие хочу выделить особо. Не каждое литературное или художественное произведение может раскрыться для читателя или зрителя. Это как встреча с человеком. К одному чувствуешь непреодолимую симпатию и интерес. Знакомство же с другим оставляет равнодушным. Так происходит и с поэзией. Хокку про "грибок в лесу" произвел на меня ошеломляющий эффект. Все мною прочитанное, увиденное, прочувствованное, впечатления от живописи, музыки, литературы, словно под воздействием волшебства раскрыло свои загадки. Понятия, идеи, символы получили свое логическое обьяснение, стал понятен смысл многих жизненных явлений, произведений искусства, движений человеческой души... Конечно, не тысячи, но десятки понятий, символов я увидела в коротких трёх строчках. О некоторых попробую рассказать.
                - Знак о том, что твоя жизнь конечна. Хотя грибок ещё молод, все же прикосновение мертвого листка несёт предупреждение
                - Все познается в сравнении. Только тогда поймёшь ценность жизни, когда встретишься со смертью
                - Листок сверху, как помощь свыше, чтобы не быть слишком заметным, молодым, ценным, укрыться от недоброго взгляда
                - В любом художественном произведении необходима хотя бы одна значимая деталь(листок), которая ярко раскрывает замысел автора
                - Белое и темное, как две стороны жизни
                - Сухой, темный лист, как наговор, извращение, сокрытие истины, поэтому всегда нужно смотреть на ситуацию не поверхностно
                - Листок, как маска, необходимость спрятать свои чувства...
    
               Многое ещё можно рассказать об этих трёх строчках. Но предоставляю читателям самим проникнуть в тайны откровений хокку. Ведь чем богаче подтекст, тем интереснее понимать и чувствовать невысказанное поэтом. Не все нужно растолковывать до конца.
               
               

               Пишу с надеждой, что мои лирические зарисовки заинтересуют читателей, ведь в них я хотела вложить мысли о красоте и значимости человеческой жизни, о сигналах и знаках, которые нам посылает Природа и которые помогут лучше понять самого себя и свою Судьбу.