Скора

Плахотников Андрей
Сказка

Содержание

Вступление (1-5)
1. Убийство зверя и первое роковое путешествие шкуры
1.1 Убийство зверя. Рассказы шамана (6-12)
1.2 Путешествие шкуры (13-21)
1.3 Предчувствие и Рок (22-27)
2. Второе роковое путешествие шкуры
2.1 Убийство зверя. Рассказы шамана 2 (28-33)
2.2 Люди и вещи (34-38)
2.3 Мёд ведающий (39-44)
3. Третье роковое путешествие шкуры
3.1 Убийство зверя. Рассказ шамана 3 (45-50)
3.2 Восстановление. Любовь, встреча, судьба (51-55)
3.3 Преобразование. На родине шкуры (56-64)
3.4 Новая песня шамана (64-68)
Словарь


Скора


Вступление

1
У меня седая борода,
седина соответствует прожитым годам.
Можно было обойтись и без неё,
но седина не спрашивает, у неё своё.
Что же касается годов –
редко, когда кто к ним готов.

2
А тут ещё прёт на сказку –
как с горы несёт на салазках!
Сюжет не поспевает за фантазией.
Это, однако, оказия.
Но свободой автора себя балуя,
вполне доволен фабулой.

3
Я придумываю сказку, сочиняю,
и будет она настоящей, обещаю.
Для детей и взрослых. Как водится,
кому костью в горло, кому водицей.
Не лишена сказка императива.
Может, кому сойдёт за чтиво.

4
Пару слов об авторе, т.е. о себе.
Пишу сказку, ибо не противлюсь судьбе.
Ни чёрен, ни кучеряв , к царю не приближён,
ни гопник, ни мажор, ни пижон,
сын, муж, отец, поэт, хозяин кота,
и метры мои – мои лета.

5
Мы кожей чувствуем жизнь,
а ей, попробуй, возрази.
Опасность, страсть и т.п.
Без вариантов – пережить во всей полноте.
Таков сказочки лейтмотив, сюжет.
Всем читателям добрых лет.




1. Убийство зверя и первое роковое путешествие шкуры

1.1 Убийство зверя. Рассказы шамана

6
Коротка ли, длинна жизнь человека?
Она как память, от века до века.
Да, молчаливые нынче духи.
Да и люди, то трусливы, то глухи.
Но передаётся из уст в уста,
всё, что не смогла передать береста.

7
Бубнил дряхлеющий шаман сказки.
Кто-то искал в речах неувязки,
кто-то денег давал, смеялся.
Но знал шаман, что убитый не сдался,
что будущего без убитого не будет…
Шаман курил и бил в бубен.

8
«Да-да, убил, по-настоящему, как в манеже.
Знал охотник повадки медвежьи.
Хитростью брал, обманом,
клялся в дружбе своим истуканом…
Да животное то было непростое,
не ради зла, но людям чудное.

9
Позарился на чужое счастье
тайну узнав нечастую ,
что оборотень жених девицы…
Задумал овладеть голубицей.
Охотник лучший, достойный муж.
Один бросок и в руках куш!

10
Кто не верил, что Боги вернутся,
знали – достойный мог обернуться,
самый рискованный, но самый чистый,
самый праведный, самый истый !
Потому уважение ему и в награду
девицу, что дороже клада.

11
И была в общине такая девица,
Лебедица слева, справа львица.
Ждали благословения Сварога,
не торопили ни время, ни бога.
Волхв курил и бил в бубен.
Провидец молчит или безумен.

12
Зависть – это твой Везувий
в твоей голове вдохнувший!
Зависть нашёптывает: разрушь,
один бросок и в руках куш!
Дрогнула ли рука? Кто ж знает.
Больная страсть слепа, убивает».




1.2 Путешествие шкуры

13
Истории людей и в далёких краях
складываются рассказчиками в повестях.
Мы узнаём их не только из книг, из уст,
они приходят к нам плодами искусств.
Я знаю повесть о потерянной шкуре,
которая пережила большие и долгие бури…

14
Рассказывали, что привезли её из невиданных стран,
владел ею бедняк, купец и простой болван.
И показалось, что это шкура владела теми,
кому доставалась она, но всегда на время.
В череде событий случилось убийство зверя –
начало роковых путешествий отмерив.

15
Говорили, что о шкуре твердит шаман.
Но что мы знаем о том? Туман.
Говорили, что должен был шкуру колдун сжечь,
дабы будущую пользу извлечь.
Но украли шкуру, не дав совершить обряд.
Встревожились все, даже убийца не был рад.

16
Тот охотник, что принёс добычу в село.
Вот, мол, я, самого крупного взял на копьё!
Но открылось, что оборотня он убил
того, кто оборачиваясь, ради всех жил.
Никому его навыки стали не нужны,
ни в тяжёлые дни, ни во время войны.

17
Шаманы бубнили из рода в род
и мы узнавали что-то в свой черёд.
Например, что шкура не принесла добра
тому, кто украл её. Съела его мошкара.
И другие обладатели получали своё.
Тайно, но шкура становилась судьёй.

18
Подобрал её собиратель грибов и ягод,
спасался ею в непогоду бедный трудяга,
но продал её проезжающему купцу,
купцу в диковинку, медяком продавцу.
Так попала шкура в большой город,
а в городах к вещам у людей иной норов.

19
Если вещь хороша, то тому суждена,
кому окажется по карману её цена.
Не заработал купец на ней, отдал как взятку:
городской голова оказался хваткий.
Но пока лежала шкура у того ковром
он сам оказался под каблуком.

20
Подогнал он шкуру своему адвокату:
своей шкуре шить заплату.
Хоть непотопляемая профессия адвокат,
да поток обиженных стал маловат.
Рассчитался шкурой юрист за портрет:
отличный антураж, к тому ж раритет.

21
Но кого ни писал художник в шкуре
выходили не люди, а звери, в натуре.
Сменял шкуру художник на бочку вина:
надолго легла на глаза пелена.
А шкура тем временем продолжала путь,
желала скора должок вернуть.




1.3 Предчувствие и рок

22
И сколько бы ни вертели пальцем у виска,
тема предчувствия глубже самого языка.
Машите руками пессимисты, но знаки
рождают отклик: мы все в глубине маги.
И эта незнакомка на сносях, однажды
почувствовала нечто своей клеткой каждой…

23
Виноделу шкура была не нужна:
на вине заработать его нужда.
Шкуру продав скорняку он немного обогатился,
да вот незадача, на радостях сам спился.
А скорняк оказался чутким до добра:
не съеден мех, сбита мездра.

24
Зная тонкости своего ремесла
мастеру работа деньжат принесла.
Но шкуры не стало: шкуру он раскроил
и много разных товаров сшил.
Оставил себе только один ремень,
на нём и повесился в будний день.

25
А до того пошёл товар по рукам:
шапками мужам знатным, сувенирами господам,
и прочему люду от ковра до телогрейки.
Кому за золото, кому за копейки.
Морда украсила стену над старым камином,
когти ушли амулетами молодым мужчинам.

26
А нашей незнакомке достался ремень.
Опоздала за шкурой на один день.
Но тянулась сердцем в дом к скорняку:
будет рада обрезку или шнурку
от шкуры той доброй и величавой.
И сняла ремень, помянув Триглава.

27
Кто бы знал, что покупает – ахнул!
Но не всяк оракул да знахарь…
Да только всяк в скором времени
избавлялся от покупки, как от бремени.
И хоть предчувствие молчаливо,
оно в каждом в свой срок будет живо.




2. Второе роковое путешествие шкуры

2.1 Убийство зверя. Рассказ шамана 2

28
Шаман бубнил и бил в бубен.
говорил о дороге, на которую ступим,
от рода к роду, от века к веку
рёк истории всякому человеку.
Община слушала и забывала,
но каждая вибрация к жизни взывала.

29
«Третий должен уйти – по завету,
но все ли могут наложить вето
на любовь свою и уйти без боя,
наложить на сердце своё печать гробовую?
Так один не смог, ярился.
Не о том, как вышло, богам молился.

30
Первая девица выбирала другого,
казалось – не первого, а второго.
А он, охотник, лучший жених,
на сотню лет не помнят таких!
Но другого примечает молодца,
молодого, дерзкого, да рослого.

31
И зависть изъела душу волнуя,
горячее сердце превратив в ледяное.
И было узнать ему суждено
в ком колдовство судьбой зажжено.
Избранник возлюбленной имеет свойство…
он оборотень, дух его двойствен.

32
Охотник не долго думал, что делать
и кровь в его жилах не холодела.
Он знал, что оборотень есть человек
и убийство его есть смертельный грех,
он знал, что оборотень защищает общину.
Так и он защитит по долгу, по чину.

33
Готова рогатина побагроветь…
Не скалил зубы на своих медведь.
Нож-оберег был уже уничтожен:
коварен охотник, как друг – ничтожен.
Пришёл под окна девицы под утро,
Принёс в подарок дорогую шкуру…»




2.2 Люди и вещи

34
Раскидывает людей по свету,
кого к победе ведёт, кого к ответу.
и вещь, что рядом – немой свидетель,
помнит, нет ли всю быль и небыль?
А шкура зверя хранила тайну:
была та шкура сама фатальна.

35
Приобретаем, храним и дарим –
и путь вещей, уже планетарен.
Мир пирамид, людей, иголок,
мир, который прошли сколоты –
в одной цепи, бок о бок, вместе.
Сокрыто разное в цепи созвездий.

36
Гуляли вещи из шкуры зверя,
кому для пользы, кому потерей.
Сколько лет – то никто не знает,
память снегом первым тает.
Но фатальность слагала вехи:
судьба той шкуры – не для утехи.

37
Хранила пояс, как зеницу ока
одна девица. Хранить до срока
мать завещала. Зачем – забыто.
«Пусть будет пояс твоей защитой,
пусть суженому будет даром,
как символ Велеса, как антикваром».

38
И будет суженый, в своё время,
и будет зверь тот его тотемом.
И будет доброе сватовство,
и будет шкуры той торжество,
в шаманской сказке в свой черёд
спустя лишь время, зверь заревёт.




2.3 Мёд ведающий

39
Но если люди идут друг к другу,
то с ними и вещи не сходят с круга.
родился юноша в каком-то лете,
в каком-то месте на родной планете
и вырос крепким пригожим мужем,
такой, что в сечи и на ложе нужен.

40
Усмехался батя, ай да зверёныш,
батюшка Велес ему в помощь!
А мама называла сынишку зайчиком,
но говорила, что медведь, мальчик мой.
Так и рос, справедлив и силён, скромен,
в делах упорный, к путешествиям благосклонен.

41
Мёд ведал где, мёд приносил,
за мёд кормился, мёдом жил.
когда за деньги, когда в обмен.
Но более был он вдохновен
на медвежьи шкуры, всегда ударит
по рукам, если кто притаранит.

42
Кто бортником называл, кто Медведко,
и то и другое вполне метко.
и если в жизни не всё гладко,
не всё к добру, полезно и сладко,
накинет шкуру и в лес далёкий
в одиночку, но не одиноким.

43
И не помышляя о смысле тайном,
окружил себя им не случайно.
И ковёр, и шапка, и к зиме халява –
на дела добро, потом – на забаву.
И шуба – всему подстать,
в ней ходил колядовать.

44
По волшебству собирались вещи,
явно в этом промысел вещий.
Не всякому дано узреть путь.
Но шкура сама определяла путь.
Отрастала бородушка кучерява,
строилась судьба величава.




3. Третье роковое путешествие шкуры

3.1 Убийство зверя. Рассказ шамана 3

45
Нечистое дело не спасает стыд.
Грязные тайны – порожденье кривд.
Знал охотник, что делать надо,
чтобы скрыть убийство от любого взгляда,
не на века, но до скончания века,
от зверя нюха, от домысла человека.

46
Обо всём позаботился проворный муж,
в тайне своей оказался дюж.
Нож-оберег забросил в реку
до первого петушиного кукареку.
Осталось шкурой похвастать
и сжечь её, возврат запечатав.

47
Смеются боги над слезами смертных.
Каким бы ни был охотник усердным,
но костёр его пылал напрасно
и дело его легло злосчастьем.
И пока убийца высекал искру,
украли шкуру и ему на беду.

48
Встречали его хлебосольно.
Во внимании ретив был больно.
Перед народом высокомерен.
В чистоте своих дел уверен.
Потому не заметил в бахвальстве,
что нашла девица у шкуры в пасти.

49
А нашла она амулет дарёный
ею, любимому своему, потаённый.
Не поверила глазам, что слезами разлились,
убежала и в горнице своей схоронилась.
Поведала отцу, волхву. К ответу
призвали охотника на рассвете.

50
Оправдывался, разводил руками,
огрызался, злился, грозил кулаками.
Рыл себе яму. В ухаживании отказали,
с позором из деревни прогнали.
До смерти проживёт один
проклятый лучший из мужчин.




3.2 Восстановление. Встреча. Любовь. Судьба

51
Не ожидая от жизни больших перемен,
хранила девица мамин ремень,
сколько бы не прошло лет,
а святостью наполнен мамин завет.
Иной раз достанет, на свет повесит,
покружится да погрезит.

52
Что бы не думали о случайности встреч,
всему есть череда предтеч.
И Медведко наш дорос до страданий.
Не чурался игрищ, забав, гуляний.
И если девка добра и моложава,
то и Дроля уже и Любава.

53
Так подвязалась ремнём заветным,
вышла в люди, чтоб быть приметней.
И очи слились при встрече первой.
А там и обещала быть любящей, верной.
А там сваты и свадебный пир
на многая лета, на весь мир!

54
И помня матушки завещание,
с чистым сердцем, в очах с сиянием,
одарила суженого поясом звериным,
назвав героем своим былинным.
И взыграла шкура Велесом в теле,
и почуял молодец, о чём не знал доселе!

55
«Что наделала ты, моя зазноба?»
«Не со зла, мой Ладо, люблю до гроба!»
«Не пужайся, душенька, я чую рок!
Делу новому подходит срок».
«С тобой я венчана, и ты мой свет,
я оберег тебе, ты мне медведь».




3.3 Преобразование

56
И кажется вся вселенная закружилась
и шкура зверем восстановилась.
И молвила шкура, прямо, без лести:
«Горю, мой друже, я бешенной местью.
Ты – мой избранник, по силе и духу.
Мы мир восстановим… Внимательно слухай».

57
Легко надевал ту шкуру бортник,
как живая сидела на нём мёртво.
Нюх и чутьё могучего зверя
с человеческим знанием вселяли веру
в любовь, справедливость и право на месть.
Будет потомкам добрая весть!

58
И вышли в путь в края родные,
дорогами, ставшие дорогими,
Медведко с бабой и старая шкура,
как проводник и хозяйка тура.
Найдут оберег и злотворные вилы,
чтоб вытянуть из предателя жилы!

59
Но сколько минуло не ведала скора,
как не ведала за собой мора.
Земля под ногами, ликует клыкаст!
«Добрый Медведко, услышь наказ.
Найдём волхва, пойми его сказ.
Он точно ведает обо всех нас».

60
Волхва не нашли. Но гундёж шамана
вышел слаще всего дурмана.
«Оказалось, что правду я пел всю жизнь?
Не лгали нам предки во время тризн.
Имя твоё мы хранили тут,
впервые реку: Белотур.

61
Что значит, оттудова и досель,
светлая сила для всех земель».
Всё пропел, что слагали предки,
для такого ныне человеки редки.
В тенях пугающих, бил в бубен,
поражён был сам и гостям чуден.

62
Кончил шаман и сорвал в миг
с бубна своего старый клык.
«Дева-Лебедь велела хранить,
как скрепу, надежду, как нить.
Этот амулет Белатуру иметь.
Ранее, ныне, впредь».

63
Шкура легла у его огня.
Шептал человек: что должен я?
«Праведный кто совершит обряд,
получит в награду его наряд.
Был бы достоин его человек,
тогда не в тягость, примет на век».

64
Сошлись шаманы с округи всей.
Варганы, бубны на девять дней.
Костры и травы, земля вода.
Скора и плоть срослись навсегда.
И новый оборотень взрычал в темноту!
За боль и надежды, за её красоту.




3.4 Новая песня шамана

65
Но некому мстить старому зверю,
бил лапами оземь в то не веря.
Кого любить, его Лебеди нет.
Воем боль гасил рассвет.
Оборотень могилу охотника разрыл
и кости его перегрыз.

66
Сохранили шкуру на этот раз,
предал огню её шаман одноглаз.
Смешали прах с Лебеди прахом
и то на будущее станет знаком.
Оборотень Белотур найдёт покой,
в связи своей родовой, вековой.

67
А Медведко озноб до беспамятства тряс,
сорок дней жена не смыкала глаз.
Сорок дней окуривал его шаман.
Через сорок дней он поднялся сам.
Сугревушка моя! Дай обниму!
Я новую принял ипостась свою!

68
«Чистый в помыслах – шаман говорил –
отныне имя тебе Беломир».
И обходит оборотень свои края
новый мир от зла и хулы храня.
Вокруг учёный народ растёт.
И шаман свои песни под бубен поёт.

2024