О Петре и Февронье послушайте сказ

Эвелина Пиженко
О ПЕТРЕ И ФЕВРОНЬЕ ПОСЛУШАЙТЕ СКАЗ
Литературно-музыкальная композиция. Основа для театрализованного концерта.

Автор сценария Эвелина Пиженко.

Данный текст является авторской (интеллектуальной) собственностью Пиженко Эвелины Николаевны.
Литературно-музыкальная композиция «О Петре и Февронье послушайте сказ» - театрализованное представление, которое может служить основой для праздничного или отчётного концерта.

Сценарий представляет собой 6 сценок-выходов, стилизованных под действие, происходящее в древней Руси, во времена Петра и Февроньи Муромских. Три ведущих, представляющих собой жительниц Мурома тех времён, в своих диалогах воспроизводят историю знакомства, женитьбы и княжения Петра и Февроньи, а, так же, погружают зрителей в события.
Две девушки-подружки – впоследствии две замужних женщины – время от времени встречаются и обсуждают городские новости. В их разговор вступает Пелагея – сказительница, олицетворяющая собой мудрость и справедливость.
Между выходами героинь предполагаются концертные блоки (могут состоять из любого количества номеров, на ваше усмотрение).
Весь спектакль стилизован под древность, что придаст вашему мероприятию особый шарм и настрой.
История Петра и Февроньи Муромских, описанная в сценарии, взята из открытых источников и не отличается от большинства версий, что даст вашим зрителям возможность познакомиться с наиболее правдоподобным изложением.
Вы можете украсить действие вводом дополнительных персонажей – массовки, а, так же, главных героев события – Петра и Февроньи. Как вариант, они могут выйти к зрителям в самом конце представления.
Подобрать и сшить костюмы можно самостоятельно, ориентируясь на картины художников, художественные фильмы о Древней Руси и другие источники, которые можно найти в интернете.
Применив данный сценарий, вы превратите праздничный концерт в красивое действие, уносящее ваших зрителей в глубину веков.
Ложные обвинения в колдовстве, ревность, зависть, предательство – небольшой, по сути, сценарий построен на интриге. И, самое главное: в сюжете кроется ответ на самый распространённый вопрос – чем же велика любовь Петра и Февроньи, какой подвиг совершили они во имя друг друга.
Если вы решите построить ваше мероприятие по данному сценарию, ваши зрители увидят и концерт, и спектакль одновременно.

Продолжительность действия всех 6 сценок – 30 минут. По сути, это настоящий спектакль.

К сценарию прилагаются музыкальные фоны, изображения и 2 видеоряда.
Видеоряд 2 представляет собой ролик на песню «Пётр и Февронья» в исполнении ансамбля «Непоседы». Этим роликом завершается представление, при этом участники концерта поют вместе с детьми.

По второй версии (версия без фонов), участники представления выходят в конце представления и поют заключительную песню из программы концерта.



Действующие лица:

ПЕЛАГЕЯ (сказительница). Женщина средних лет. Наполнена степенностью и мудростью. Одета в древнерусский женский наряд.
ВЕДАНА (всеведающая). В начале представления – молодая девушка из простого сословия, жительница Мурома. Далее предстаёт в образе молодой замужней женщины. Всё про всех знает, охотно делится новостями. Одета в древнерусский женский наряд.
ЗАДОРА (задорная). В начале представления – молодая девушка из простого сословия – семьи ткачей, жительница Мурома. Далее предстаёт в образе молодой замужней женщины. Шустра, немного задирает нос, любит кого-нибудь осудить. Одета в древнерусский женский наряд.



Открываются кулисы. Сцена украшена ромашками. На экране – Видеоряд 1.

ВЫХОД 1.

Сразу после демонстрации Видеоряда на экране устанавливается Изображение 1.
Звучит колокольный звон (Фон 2). В глубине сцены появляется Пелагея.

ПЕЛАГЕЯ (говорит торжественно, напевно). То не гром гремит, то не лес шумит, то не ветра свист вдаль уносится! То во славном городе Муроме колокольный звон разливается. И плывёт тот звон по Святой Руси, и несёт он весть благодатную!

На сцену выбегают Ведана и Задора. Они полны и любопытства и желания поделиться новостями. Обращаются к воображаемым горожанам, затем разговаривают между собой

ЗАДОРА. Слыхали, люди добрые? Колокола звонят! Или радость случилась нежданная? Или весть прилетела из краёв далёких?
ВЕДАНА. Что же ты удивляешься, подружка Задора? Испокон веку колокола вести разносят. То в набат бьют, то звоном малиновым рассыпаются.
ЗАДОРА. Да знаю я, подружка Ведана! Чай, не глупая. Потому и спрашиваю – отчего звон, по какой надобности? К радости какой или к огорчению?
ВЕДАНА. Непростой нынче звон, ох, не простой! А свадебный! (Многозначительно, с намёком). А уж кому на радость, а кому на печаль, про то мне не ведомо.
ЗАДОРА (Тревожно). Да неужто правда то, что вчера княжий служка говаривал?
ВЕДАНА. И что же он тебе говаривал?

Задора что-то шепчет Ведане на ухо.

ЗАДОРА (уже во весь голос). Так и сказал, слово в слово! Да не поверила я ему!
ВЕДАНА. Зря не поверила, Задора. Правда истинная его слова! Уехал хворым княжич Пётр, а вернулся здоровёхонек, да с молодой женой! А колоколам-то что, поют, молодых встречают да на весь свет прославляют.
ЗАДОРА (сердито). Да как такое может быть, подружка Ведана?! Чтобы брат самого князя муромского, Павла, в жёны простолюдинку взял?! Уж не ослышалась ли ты? Уж не обвиделась ли?
ВЕДАНА. Своими ушами слышала, как тятенька с маменькой утром судачили. Своими глазами видела, как свадебная упряжка по площади проехала. Весь Муром гудит, одна ты, Задора, ничего не ведаешь!
ЗАДОРА. Откуда же мне ведать, коли никто из крестьянских подворий полотна на приданое не заказывал? Никто новостей свадебных не рассказывал!
ВЕДАНА. То-то и оно, что простолюдинка-то не наша, не муромская. Из Рязанской земли привезённая, да княжеской невестой наречённая. А приданое потому не заказывала, что своё наготовила. Сказывают, полотна самотканые белее снега, рушники узорами затейливыми вышиты, а уж скатерти чисто картинами исписаны: то ли ешь с них, то ли пей, а то ли до утра любуйся.
ЗАДОРА (обиженно). Да откуда же тебе то ведомо, подружка? Или в сундуки чужие заглядывала? Или придумала, чтобы меня уколоть? За моими-то полотнами изо всех волостей едут. Ни узелка, ни нитки суровой, гладкие как стол! Супротив меня ни одна ткачиха не выйдет, а уж какой-то крестьянке рязанской и вовсе не тягаться! (Топает ножкой). Да пусть она трижды теперь княжна, а мои полотна всё одно лучше! Уж не такие редкие, как сито!
ВЕДАНА (примирительно). Не хотела я обидеть тебя, Задора! Сказала то, что люди говорят. А говорят-то разное. (Оглядывается по сторонам). Хоть и не верится мне… но слыхала я, что не обошлось тут без колдовства! Не по своей воле княжич Пётр простую девку в жёны взял… А по ворожбе!
ЗАДОРА (охотно поддакивает). А я верю, Ведана! Поди, так всё и было! Навели на Петра морок, паутиной опутали, дурманом опоили!.. А когда очнулся, уж было поздно. Свершилось святое венчание!

Пелагея выходит вперёд, укоризненно качает головой.

ПЕЛАГЕЯ. И не совестно вам, девицам, о чужом судачить? Не сватанным, не венчанным чужое приданое судить да рядить? Чужую судьбу руками разводить? Не по злой воле свадьба та свершилась, не по ворожбе, а по Божьему промыслу да обоюдному согласию. А, коли не знаете, так слушайте.

Звучит музыка (Фон 3), Пелагея обращается к залу, рассказывает.

ПЕЛАГЕЯ. Как завёлся в нашем граде Муроме Змей поганый! Да повадился тот Змей по ночам на княжий двор ходить. Примет обличье человеческое и идёт, молодиц смущает. Долго ходил, много лиха сотворил, пока не распознали его, не развидели. Распознать-то распознали, да справиться не смогли. В отместку грозился Змей извести и княжий дом, и всё княжество в придачу. И не было силы супротив того Змея, пока не взялся за дело Княжич Пётр! Победил он Змея в неравном бою, отрубил голову поганую!.. Да кровь змеиная на тело брызнула. И напала на Петра хворь лютая, неизлечимая. Струпьями покрылся княжич, как чешуёй змеиной. Много лекарей побывали в княжьем тереме, да ни один с той хворью не справился. Всяким зельем лечили, да не вылечили. Слабеет княжич день ото дня, вот-вот Богу преставится. Да прилетела о ту пору весть, что в Рязанской земле девица проживает, по имени Февронья… роду не знатного, да ума немалого. И обещает та девица чудо чудное сотворить – исцелить Петра да силы ему вернуть молодецкие. А взамен тому должен княжич ту девицу в жёны взять.
Исполнила Февронья обещание – вылечила Петра от лютой хвори. Исцелился княжич, вернулись к нему силы молодецкие, стать выпрямилась. Кудри завились пуще прежнего, да румянец заалел – во обе щеки. Тут бы слово данное исполнить, да постыдился Пётр простолюдинку в жёны брать. Уехал тайком, а по пути болезнь-то и вернулась. Понял Пётр, что не хворь это, а гордыня его одолела. Велел коней назад поворачивать. Простила юная Февронья княжича, залечила новые язвы. За то и повёл он Февронью под венец, да с собой забрал, как уговаривались. Всё по чести да по совести, как Господь повелел.


Пелагея, Ведана и Задора уходят за кулисы. Музыка стихает.

КОНЦЕРТНЫЙ БЛОК.


ВЫХОД 2.

На экране – Изображение 2. Звучит музыка (Фон 4). На сцене с разных сторон появляются Ведана и Задора. Они всё ещё в образе молодых девушек.

ВЕДАНА (радостно). Ох, подружка Задора, что же на гуляние не приходишь, хороводы с нами не водишь? Уж и девицы наши соскучились, и добры молодцы все глаза проглядели, тебя поджидаючи!
ЗАДОРА (вздыхает). Некогда мне, Ведана, на гуляния ходить. Заботы нынче много да работы непочатый край!
ВЕДАНА. Уж не себе ли приданое готовишь, Задора? Слыхала я, что просватали тебя за Ивана конюха?
ЗАДОРА (слегка обижена). А что уж, меня и просватать не велено? Чай, не хуже других.
ВЕДАНА. Да уж не хуже. (С едва прикрытой иронией). И жених не плох, хоть и не боярского роду-племени. А что росточком мал да неказист, так то не беда. Зато никто не позарится. А для тебя – мал золотник да дорог!
ЗАДОРА (строптиво). А хоть и так! Зато меня полюбил без колдовства и приворотов. Ты лучше скажи, есть какие новости? Про что в Муроме говорят, о ком судачат?
ВЕДАНА. Так знамо дело: купцы о прибыли пекутся, крестьяне об урожае тревожатся… Парни о девушках печалятся… А девицы всё княжича Петра забыть не могут! Никак не простят ему женитьбы ранней да венчания скорого.
ЗАДОРА (притворяется равнодушной). Да неужто никак не успокоятся? Уж сколько времени прошло, поди княжич Пётр с молодой женой намиловался, да в ссорах увяз, как конь в болоте.
ВЕДАНА (с осуждением). То-то и оно, что не увяз, подружка! Сказывают, полюбил Февронью всем сердцем. И она его любит пуще прежнего. Куда Пётр, туда и Февронья. А княжич и рад! Молодую жену не гонит, везде рядом сажает, да совета спрашивает, очей, миол, влюблённых не сводит!
ЗАДОРА (ревниво). Значит, правду говорили люди. Колдовство это, Ведана! Как есть – колдовство! (Обе крестятся). Свят-свят-свят! Да где это видано, молодец роду княжеского простую девицу сердцем полюбил? Даже птица себе ровню ищет, ворон с курицей отродясь гнезда не совьёт. Вот попомнишь моё слово, беда будет! Ох, беда!
ВЕДАНА. Вот и матушка моя так же говорит. Где это слыхано, чтобы муж жену в дела свои допускал? (Повторяет голосом воображаемой матери). Коли хочешь в доме ладу, знай, жена, своё место! А уж коли Пётр на княжеский престол взойдёт, то беда вдвойне! Натерпимся от бывшей простушки, ох, натерпимся! (Смотрит из-под руки на солнце). Заболталась я с тобой, Задора! Матушка осерчает, на гулянье не пустит!
ЗАДОРА. И я пойду, подружка Ведана! Нам княжеских хоромов отродясь не видать, что Бог пошлёт, тем и жить будем. Зато своим, не навороженным!

Ведана и Задора расходятся в разные стороны.

КОНЦЕРТНЫЙ БЛОК.


ВЫХОД 3.

Изображение 3. Музыка (Фон 1).
Слышится звон колоколов (Фон 5). В глубине сцены появляется Пелагея.

ПЕЛАГЕЯ (говорит торжественно). То не гром гремит, то не лес шумит, то не ветра свист вдаль уносится! То во славном городе Муроме колокольный звон разливается. И плывёт тот звон по Святой Руси, и несёт он весть долгожданную. Кому – на радость… А кому и на огорчение.

На сцену выходят Ведана и Задора. Прошло несколько лет, они уже в образе  молодых замужних женщин.

ЗАДОРА. Слыхала, Ведана, колокола звонят?
ВЕДАНА. Слыхала, Задора. Как не слыхать? Вчера поминальным боем заходились… по князю нашему муромскому, Павлу, гудели, царство ему Небесное (обе крестятся)! А сегодня – нового князя прославляют, брата его младшего. Был княжичем Пётр, стал теперь князем полноправным. Как-то оно теперь будет, как-то сложится? Неведомо.

………………………………………..
……………………………………….

Дорогие друзья! Те, кого заинтересовал данный сценарий, могут получить его полную версию, если напишут мне на электронный адрес:
ehvelina-p@yandex.ru
Невысокая цена – благодарность автору за его труд.
Искренне ваша, автор Эвелина Пиженко