По конкурсу для родителей - Подросток

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2024/03/17/7171 - Конкурсная страница
Итоги конкурса не подводились.

На конкурс для родителей «Подросток» требовались стихи, затрагивающие вопросы воспитания детей - ершистых подростков, в одночасье ставших для своих родных чужими и неприступными, источниками вечной тревоги и отчаяния любящих их близких. Стихи о трудностях переходного возраста. О сложностях родительского труда.

Я не особо удивлена, что заявок на этот конкурс было мало, хотя очень надеялась, что минимально необходимое их количество - 30 произведений, я все-таки соберу. К сожалению, не собрала, поэтому голосование не проводилось. Почему так получилось? Слишком болезненная, сложная тема для тех, кто в вопросы воспитания детей действительно погружен, кто реально переживает за все, что происходит в семье, что легко изменить не получается. В списке принятых произведений преобладают  стихи женщин. В мужских стихах меньше переживаний, но больше иронии, это скорее  рассказы о своей трудновоспитуемости в детстве, которая у них «сама собой» преобразовалась в нормальную жизнь и правильное отношение к миру.

Стихи всех участников можно поделить на две группы. В первой были грамотно зарифмованы правильные мысли о том, как надо воспитывать, к чему стремиться и почему нельзя детей слишком баловать своей заботой. Этим мыслям трудно возразить, но именно в этих стихах мне чего-то недоставало, возможно - ощущения пережитого и выстраданного опыта ошибок и отчаяния их авторов. Стихи этой группы просто прочитывались, не заходя в сердце.

Стихи другой группы брали за живое. По крайней мере, меня. Они поднимали вопросы, которые кажутся неразрешимыми, доводят до отчаяния и ранят, и дело тут не столько  в ошибках воспитателя, сколько в самой сути явления. Взросление ребенка, в одночасье переставшего быть ласковым и понятным и отгородившегося от мира взрослых непробиваемой стеной презрения и сопротивления - это хотя и нормальный, но очень сложный период, требующий от родителей и терпения, и «невзаимной» любви, и огромной веры в свои силы.   

Я по роду своих увлечений читаю очень много разных стихов наших современников, но до сих пор не могу для себя объяснить, почему одни стихи меня трогают и запоминаются, а другие оставляют равнодушными. Какими художественными приемами стихосложения можно любую тему раскрыть так, что она мгновенно отзывается в душе, а благодаря каким просчетам творения стихи не запоминаются, не вызывают желания их перечесть. Единственное мое предположение - это присутствие личного жизненного опыта автора. Когда человек пишет о том, что он реально пережил, что он чувствует, что его самого волнует - это неведомым образом передается читателю. Когда же автор рифмует что-то правильное и большинству известное, но сам он «не в этом», то стихи получаются профессиональными рифмовками, лишенными самого главного.

Хотя все принятые мною стихи были интересны и содержательны, но только несколько из них взяли меня за живое: мне даже не хотелось копаться в их техническом исполнении, потому что волновало содержание - искренность автора, крик его души! Несмотря на то, что голосование в этот раз не проходило и победители не были выявлены, я все-таки познакомлю вас с самыми сильными (на мой взгляд!) произведениями. Мне кажется, вам тоже будет интересно их прочитать и поразмышлять над темами, которые эти стихи поднимают.

********************************************

1. НЕ ТОЛЬКО ПРО ЛЮБОВЬ... НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА   

- Слово скажешь, уйду! Ты мне мать не родная!
Запрещаешь гулять? Да? Да кто ты такая?!
Тихо охнув, мать села почти мимо стула,
А прямая спина вдруг согнулась сутуло.

- Как же так? Кто сказал её дочке об этом?
Фразы наотмашь били, а не рикошетом.
От рожденья девчушке старалась быть мамой,
И жила для неё. Дорогой! Самой-самой!

Они внешне похожими даже казались,
И размолвки меж ними не часто случались.
Все болячки и боли дочурки лечила,
И о том, что приёмыш, давно позабыла.

Дочь росла и казалась всё чаще другою:
Прочь из дома бежит, а дела – «трын-травою».
В чьи бездушно-жестокие руки попалась?
Правда страшной бедой отчего оказалась?

Дочке скоро пятнадцать. Красавицей стала.
А чужой злой язык - ядовитое жало
Укусил и разрушил их мир без остатка.
Да, у злобы людской очень сильная хватка.

В горле ком… Не вздохнуть… Не поднять глаз на дочку.
Овдовела давно и растит в одиночку
Свою Свету, Светланку. Как жить станут дальше?
Как слова подобрать? Объяснить всё без фальши?

Что ответить? Что делать с разбитой душою?
Дом заполнился плотно глухой тишиною.
Мать молчала… Дочь молча застыла у двери,
Тень её силуэта прилипла к портьере…

Казалось бы, подобный сюжет стихов часто встречается в фильмах и книгах, он ожидаемый, известный, но написаны стихи ярко, с использованием диалога - прямой речи дочери и мысленных ответов ей матери. И здесь главное не сюжет, а чувства женщины, которая находится в смятении: «В горле ком… Не вздохнуть… Не поднять глаз на дочку». Автор не морализирует, не осуждает «чужой злой язык», не дает читателю советов, она просто показывает и сопереживает матери, которая пока еще не знает, что ей делать. «Как жить станут дальше? Как слова подобрать? Объяснить всё без фальши? Что ответить? Что делать с разбитой душою? Дом заполнился плотно глухой тишиною».


3. ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ.  ГЕННАДИЙ КРЫКСИН 

Мой мальчик не слышит меня -
Попал в паутину вселенскую.
Но где будет он, там и я -
Молитвой ЗА душу ЗА детскую.

Подростков пленит яркий мир,
Им сети кругом порасставлены.
Трезубцы незримой войны
На юность коварством направлены...

Чернит зло мирское весь свет,
И множит коварство оружие.
О юность - апрельский рассвет,
Не верь ты в лукавые кружева,

Во всё, что легко, словно дым,
Туманит слащавыми взглядами...
Как трудно в сей век молодым
Жить в мире, торгующем ядами!

Ничто не пройдёт без следа.
Душа без Любви ПЛАЧЕТ РАНАМИ.
Не путай, сынок, никогда
Ты чистую радость с обманами!..

Расставлены сети кругом.
Отравами торжища полнятся.
Оставила юность свой дом.
А сердце отцовское молится...

Совсем иной стиль и способ раскрытия той же темы - автор размышляет над обилием зла и обмана, с которым подросток вынужден встретиться в современной жизни. «Как трудно в сей век молодым жить в мире, торгующем ядами! Ничто не пройдёт без следа...». Подростков этот мир пленяет, они плохо защищены, и отец находится на их стороне. «Оставила юность свой дом. А сердце отцовское молится...», потому что тоже не знает, как им помочь: «Мой мальчик не слышит меня - попал в паутину вселенскую». Стихи запоминаются, пусть и не идеальны по технике. Во-первых, в строке «Молитвой ЗА душу ЗА детскую», использован народный рефрен - ненужный повтор предлога «за», без чего в данном жанре желательно обойтись. Напрягло и выражение «Душа без Любви плачет ранами». Смысл его понятен, но соединение двух в одном - «плачет ранами» не естественно для нашего языка: или "плачет слезами", или "плачет от ран"


4. СВЯТАЯ ИСКРА. ТАТЬЯНА КОМАРНИЦКАЯ

Моим ладоням трепетную жизнь -
Святую искру, лёгкую, как ветер, -
Господь доверил и сказал: "Держи!
Она твоя, ты за неё в ответе".

Иду вперёд в круговороте дней.
Несу, в тревоге затаив дыханье,
Ту искру - сердце дочери моей,
Мою частицу, Божие создание.

Всю силу нежной любящей души,
Всю мудрость материнского прозренья
Вливаю в эту трепетную жизнь
И наполняю каждое мгновенье.

Борюсь за каждый шаг её и взгляд,
За каждое услышанное слово.
Моленьем и тревогой дух объят,
Порой бываю резкой и суровой.

Мой труд велик: среди земных проклятий
Хранить частицу Божьего огня,
Ведь за пороки взрослого дитяти
Господь однажды спросит и меня.

Стихи хорошие, правильные, без каких либо технических погрешностей, но меня они почему-то не зацепили. Они о том, как надо поступать, как должно быть, но, к сожалению, это не у всех и не всегда получается. «Борюсь за каждый шаг её и взгляд, за каждое услышанное слово. Мой труд велик: среди земных проклятий хранить частицу Божьего огня». Можно только порадоваться за таких святых женщин!


7. СЫНОК. ВЛАДИМИР ДАРИНСКИЙ 

Ребёнка родила она на зоне,
А дальше было решено судом,
Поскольку то прописано в законе,
Его отдали в Кировский детдом.

И он там рос ершистый и упрямый,
Но в сердце не держал ни капли зла,
Мечтая об одном - о встрече с мамой,
Какою бы та мама не была.

В пятнадцать лет пошёл он первоходом,
Прося у прокурора лишь одно -
Чтобы его послали переводом
Туда, где мать ждала его давно.

Так в нашем городишке появился
Тот паренёк с судьбою непростой,
По тридцать пятой он статье спалился,
Но откатил по семьдесят шестой.

Теперь стоит он часто у запретки,
Ах, если б хоть на миг он только смог,
Мечтая, как другие малолетки,
Услышать слово тихое – «Сынок!»

Сюжет, написанный от обратного: в этом произведении не родители чувствуют себя пострадавшими, а ребенок, лишенный родительской любви и опеки. Стихи о том, что каким бы сложным ни рос подросток, какие бы странные и дикие поступки он не вытворял, он нуждается в любви родителей. Написано в жанре «рассказ в стихах», причем, очень упрощенным - народным языком, где то и дело всплывают сленговые выражения вроде «первоходом», «спалился», «откатил», «по запретке». Поскольку по формату изложения все эти фразы здесь произносит автор, а не его персонаж - рассказчик истории (нет ни одного намека на то, что это передача истории, услышанной от третьего лица), то хотелось бы использование более литературного языка. Будь это речь конкретного персонажа - все нормально, даже удачно с точки зрения создания речевого образа, но именно здесь - нет. Я предлагаю всем подумать над этим моим мнением при написании новых стихов и, может быть, даже согласиться с ним.


8. ПОКОЛЕНЬЕ БЕСЕНЯТ. ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА
 
Подходит поколенье бесенят -
Прокисшее, взбухающее тесто.
Какой злодей - заморский или местный -
Развёл в России смертоносный яд?

Страна ещё здорова и сильна,
Но страшная болезнь уже видна
В пустых глазах у бесенячьей стаи.
Для бесенят быть русскими - позор!
Война и хаос, ненависть и мор -
Всё будет! Но пока они устали!

Их лица злой гримаской сведены,
Они то сонны, то придурковаты.
Все в чём-то перед ними виноваты
И, кажется, по жизни им должны!

Здесь все для них - "ворьё", и всё - " отстой".
Зовут Россию "этою страной"
(Для них и мать, похоже, - "эта баба").
" Старпёров - в топку! Лучше пусть молчат! "
И бесенята лихо и с плеча
Зовут "победобесием" парады!

Работа? Что вы, это для лохов.
Цель? Есть одна: "скорей свалить из рашки".
Да скатертью дорога!! Только страшно,
Что Русь, мечом разившую врагов,
Прошедшую сквозь революций ад,
Сломавшую хребет чудовищ мерзких,
Коричневой чумы и прочих бестий,
Погубит поколенье бесенят.

В кошмарном сне увидеть я боюсь:
Их дети, ненавидящие Русь
(Которым бы и не родиться лучше!),
Потомки пресловутых бесенят
Вернутся - и детей моих внучат
Сожгут в печах Освенцимов грядущих...

Стихи, которые просто не оставляют равнодушными. «В кошмарном сне увидеть я боюсь: их дети, ненавидящие Русь (которым бы и не родиться лучше!) потомки пресловутых бесенят вернутся...». Казалось бы, вся основная часть стихотворения посвящена обличению: «Все в чём-то перед ними виноваты и, кажется, по жизни им должны! Здесь все для них - "ворьё", и всё - " отстой". Зовут Россию "этою страной" (Для них и мать, похоже, - "эта баба")». Вы же знаете, как я не люблю пафоса и обличений в стихах, но здесь они идут не от лица отстраненного  созерцателя, а от автора и полны горечи, искренности и личного переживания! И стихи действуют, проникают в душу - переворачивают ее! Потому что это серьезная для всех родителей (и не только родителей!) тема: «Страна ещё здорова и сильна, но страшная болезнь уже видна в пустых глазах у бесенячьей стаи». Отличные стихи!


10. ПОДРОСТОК. ГАЛА ГАЛКА 

Цветёт земля, куда ни посмотри.
- Весна пришла! - трезвонят птицы звонко.
А у него зима, мороз внутри,
Глядит на всех затравленным волчонком.

Футбол забросил, дерзким стал пострел,
Как ёж наружу выпустил колючки.
Влез в драку - кулаки размять хотел,
Учительнице зло отвесил: «Злючка».

- Весь мир чужой, в нём праведности нет!
Альтернативу ищет в интернете.               
Вдруг возомнил себе в тринадцать лет,   
Что стал большим, и нипочём запреты.

На старших огрызается чудак:
- Достали поучительные речи!
Чтоб избежать родительских атак
Сидит, закрывшись в комнате весь вечер.

А за дверями маятником мать   
Снуёт который час, трясясь за чадо.   
Страх душу жжёт, в словах не передать,
И не поймёт она, что сделать надо.

Бог весть, вдруг сыщется к утру подход,
Сейчас лишь удержать бы взрыв эмоций.
Но чтоб внутри его расплавить лёд,   
Она, как лучик к сердцу проберётся.

Всё - по теме, вглубь и до сердца, написано в жанре «рассказа в стихах», который разворачивает для нас сам автор, явно сопереживая родительским бедам: «Страх душу жжёт, в словах не передать, и не поймёт она, что сделать надо». И подсказывает читателю решение в концовке: «...вдруг сыщется к утру подход, сейчас лишь удержать бы взрыв эмоций. Но чтоб внутри его расплавить лёд, она, как лучик, к сердцу проберётся». Отлично выполненная, хорошо продуманная работа.


11. МАТЬ И ДОЧЬ. РИТА КРИХЕЛИ 

Ты смотришь точно так же, как и я –
Упрямо, зло, без тени состраданья.
Ещё вчера прекрасная семья,
Сегодня – два враждующих созданья.
И кто теперь сумеет нам помочь?
Психологи? Заветные подруги?
Когда сцепились взглядом мать и дочь,
Когда дрожат в ночи сердца и руки,

И хочется безудержно кричать,
Разламывая стены и границы?
Безжалостна улыбка палача -
Той девочки, что, пожелав родиться
Чуть-чуть до срока, выросла цветком,
Смеясь легко под нежным взглядом мамы.
И душит-душит-душит в горле ком,
И ноют на душе былые шрамы.

И память, замедляя жизни бег,
Не позволяет осознать, что этот
Чужой стоящий рядом человек –
Твоя частица, яркий лучик света,
Твой смысл жизни, что там – жизнь сама!
Твоя любовь, и счастье, и надежда…
Скажи мне, дочь, откуда эта тьма?
Куда ушли доверие и нежность?

Зачем в твои пятнадцать этот бунт
И для чего словами сильно ранишь?
Глаза горят, а губы снова лгут,
И, кажется, ещё острее грани,
Которых мы касаемся с тобой,
Друг друга обжигая, словно током.
Но взгляд всё тот же – детски-голубой.
И тишина повисла одиноко.

Моя родная, бог тебе судья.
Промчится время, словно поезд скорый,
Вернется пониманьем злость твоя,
Я перестану быть немым укором,
И взглянешь, как и я когда-то, ты,
В глаза уже своей подросшей дочки.
А нынче? Что ж. Учись сжигать мосты.
Сжигать и плакать этой новой ночью.

Прекрасная философская и одновременно интимная лирика, написанная точно на заданную тему. Хороший поэтический слог, правильная литературная речь, а главное  - ощущение пережитого опыта, неравнодушия к теме, эмоциональное восприятие происходящего в сюжете. «И память, замедляя жизни бег, не позволяет осознать, что этот чужой стоящий рядом человек – твоя частица, яркий лучик света, твой смысл жизни, что там – жизнь сама!». Строчки стихов доходят до самого сердца любого читателя, даже, мне кажется, до современных «childfree» (свободных от детей) они будут понятны. Нравится и житейская мудрость в концовке: «Промчится время, словно поезд скорый, вернется пониманьем злость твоя, я перестану быть немым укором, и взглянешь, как и я когда-то, ты, в глаза уже своей подросшей дочки». Хотя и это - слабое утешение для нас, потому что нужно принять все, что есть, сейчас - в настоящем. «А нынче? Что ж, учись сжигать мосты. Сжигать и плакать этой новой ночью». Замечательные, глубокие стихи!


12. ВЫРАЩИВАНИЕ АГРЕССИИ. АННА КРУПЕНИНА 

- Поговори со мною папа!
Бабайка под кроватью спит...
Папуля, я не виновата?!
Коленку стукнула.
               Болит.
- Для слез не вижу здесь причины.
Забавно грохнулась плашмя.
А плакс не любят всё мужчины.
Виновна ты была сама.

- Поговори со мною папа.
Влюбилась, кажется!
               Вчера!
В его словах, почти, нет мата.
Завет на дачу до утра!
- Смотрю премьеру. Жди антракта.
Пожалуй... Завтра позвони.
Устал всерьёз, пашу без зама,
Чтоб слушать глупости твои.

- Поговори со мною папа!
Скорее, просто,
               Забери!!!
На дачу он повёз из паба,
И спрятал ключик от двери.
- Попозже, еду на свиданье,
Потом совет директоров...
Дана ты мне, как наказанье.
Быть на подхвате не готов.

Она ушла со всех "радаров"
И огрызаясь на ходу,
От счастья новых ждёт ударов,
Смотреть не может на еду,
Селфхарм*по телу бритвой водит,
Ночным тусовкам нет конца...
Анорексичка** не находит
Защиты и любви отца.

*  Селфхарм — это агрессия, направленная на себя, которая проявляется в разных формах причинения самому себе вреда.
**Анорексия – критическая потеря веса человеком из-за психологических проблем.

Интересное решение в раскрытии темы. Тоже рассказ в стихах, где автор почти не вмешивается, не учит, а просто показывает отдельные сценки в отношениях между родителями и детьми и раскрывает их последствия. Выразительно, убедительно, четко. Правда, я не любитель вставки в поэзию специальных терминов и ссылок, их поясняющих - такой стиль больше подходит для написания статьи, а не для стихотворения. А остальное - отлично!


15. ПАПА-ЭКС. ЛЕННА ЖУК 

Ты же первый мужчина, который,
Должен был бы меня полюбить.
И о жизни вести разговоры,
И по жизни за ручку водить.

Но свобода, что пуще неволи,
Для тебя разукрасила дни.
И уроки английского в школе....
All my family: mother and me.

И разбитые напрочь коленки,
И раскрытая настежь душа,
От рыданий сползала по стенке.
Папа, я для тебя хороша....

У меня подрастает ребёнок.
Это значит, что он тебе - внук.
Жаль, что я научилась с пелёнок,
Принимать безнадёжность разлук.

Я тебя ненавижу упрямо,
Только ненависть эта - светла.
Я тебя не прощаю за маму.
Не прощаю, хотя бы могла.

Мое сердце давно на кусочки,
Ты, возможно, стареешь один.
Очень плохо, что я - твоя дочка,
Хорошо - что не брошенный сын.

Я тебя так любила! - до дрожи.
А теперь - только рвотный рефлекс.
Я тебя вспоминаю, но всё же,
Не простила тебя, папа-экс.

Каждый третий ребёнок в России живёт в неполной семье. Ничего хорошего в том, что дети воспитываются только матерями и что только их чаще всего обвиняют в просчетах воспитания, конечно же нет. Если отсутствовавший в самое трудное время отец вдруг объявляется десятки лет спустя, то он часто уже не становится ни нужным, ни родным человеком. На эту тему в пакете есть сразу несколько стихотворений. В стихотворении нового для ТМА автора Ленны Жук интересно описано противоречивое чувство героини стихов к своему беглому отцу. У неё «сердце давно на кусочки», потому что она его «когда-то так любила! - до дрожи. А теперь - только рвотный рефлекс». Оказывается, не всё можно исправить и не всё простить. «Жаль, что я научилась с пелёнок, принимать безнадёжность разлук». Интересные стихи, интересные наблюдения.


9. ЗВОНОК ОТЦА. ТАНЯ ВЕРШИНИНА 

Ты знаешь, папа, я давно стал взрослым
И твой звонок нежданный удивил.
Наш разговор был несколько нервозен:
Унять волнение не хватало сил.

Мне был лишь год, а ты семью оставил,
Чтобы в достатке за границей жить.
Не видел, как я рос и хулиганил,
Как первый раз решился закурить.

Ты никогда не думал, что мальчишке
Нужны советы и любовь отца.
Я ж шел по жизни, набивая шишки,               
 Не помня даже твоего лица.

Я помню маму, плачущей ночами,
Когда былО совсем невмоготу.                РУ
А я шептал дрожащими губами:
«Ты потерпи, я скоро подрасту»

Я вырос сильным и вполне рукастым:
За гены я тебя благодарю.
Недавно стал я бесконечно счастлив -
Любимую привел я к алтарю.

Ты для чего звонишь? Настала старость?
И кто тебе подаст стакан воды…
Ты обращайся, мне ведь только в радость.
Я помогу всегда, ведь я не ты.

Стихи перекликаются с предыдущими: они на ту же самую тему, только их персонаж  другой, он иначе решает свои не сложившиеся в детстве отношения с обретенным, но  все равно несуществующими отцом: «Ты знаешь, папа, я давно стал взрослым и твой звонок нежданный удивил», «Я шел по жизни, набивая шишки, не помня даже твоего лица...». Здесь вроде бы уже нет чувства обиды, есть приобретенное благородство, но и нет никакой потребности видеть в отце родного человека. «Ты обращайся, мне ведь только в радость. Я помогу всегда, ведь я не ты». Содержательные стихи. По исполнению, я бы подумала о редактировании строки «Когда былО совсем невмоготу».  Выбранная ритмика ямба требует ударения на втором слоге слова «было», а его фонетическое ударение находится на первом. Требуется перестановка или замена слов. Например, "когдА нам бЫло всЕм невмоготУ". А еще в предпоследней строфе  четырежды употреблено слово "я", что портит впечатление о технике. 


16. МУЖЧИНА. ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА 

"Ну хватит, ма, ведь я уже не маленький!
Опять читаешь проповедь полдня.
Задразнят — скажут, что сыночек маменькин...
Не опекай по мелочи меня!"

Ершистым стал, стремится быть за главного,
Чтоб отстоять и высказать своё,
А мнение друзей важней, чем мамино —
Все устарели принципы её.

"Бои без правил — их смотреть не рано ли?"
Ответил басом: "Это - для мужчин!
Там бьётся Емельяненко прославленный,
На всю Россию он такой один."

Увлёкся вдруг хард-роком, жёсткой музыкой —
Гром беспрестанный жуткий из дверей.
С утра — гантели, чтоб окрепли мускулы,
Стать суперменом хочется скорей.

Уже подросток... Детство не воротится —
Тринадцать лет прошло, как день один.
Ну отчего же время так торопится
Из маминых сынков растить мужчин...

А это стихи счастливой матери, в которых нет никаких проблем с воспитанием, кроме единственной - грусти и сожаления родителей о том, что время бежит слишком к быстро, и дети, прежде требовавшие заботы и постоянной опеки, уже перестают в ней нуждаться - взрослеют. Здесь показан положительный пример взаимоотношений с детьми в семье. Такое иногда бывает, хотя, если бы все мы были до конца честны перед собой, то выяснилось бы, что далеко не все столь прекрасно. Просто наши былые трудности забываются, а хорошие воспоминания остаются с нами. А еще бывает, что и чудеса случаются...))) Кстати, в первоначальном авторском варианте этих стихов была великолепная (на мой взгляд!) строчка о сыне: «Весь дом заполнил рокерскими песнями, глуша в себе мелодии мои...». Эта фраза «глуша во мне мелодии мои» мне жутко понравилась, но автор ее почему-то убрала из обновленного варианта...


17. ПОДРОСТОК. ВАЛЕНТИНА ВЕСЕЛОВА

Мама, пойми, я совсем уже взрослый,
Кто-то зовёт меня - трудный подросток.
Спорить не стану, со мной вам не просто,
Видишь, как вымахал: метр девяносто.

Ты не волнуйся, что нас где-то носит,
Вот полюбуйся, курить уже бросил!
Не в подворотне тусуюсь, в спортзале
С другом моим супермышцы качаем.

Думаешь, в школе живём без разборок,
Трусим, не бьёмся за наших девчонок?
Кстати, за драку отца вызывали,
Только давно мы его не видали.

Мне говорили, живёт с бизнес-вумен,
Вроде красивою, вроде бы умной.
Мама, скажи, разобраться мне сложно,
Самых любимых бросать разве можно?

Как мне теперь про любовь в сказки верить,
Если вокруг лишь одни лицемеры?
Жить с этим трудно, услышь меня, мама,
Ты объясни, я пойму, я упрямый!

Так поделиться с тобой хотел, веришь?
Но не сумел, убежал, хлопнул дверью...

Любопытная композиция стихов. Они написаны как будто бы от лица самого подростка, пытающегося объяснить матери, что он уже взрослый и потому не надо за него волноваться: «Ты не волнуйся, что нас где-то носит, вот полюбуйся, курить уже бросил...». А еще он хочет поделиться тем, что его мучит: «Как мне теперь про любовь в сказки верить, если вокруг лишь одни лицемеры?». Но читателя не обмануть, он чувствует, что автор выдает желаемое за действительное, что такой монолог в переходном возрасте невозможен, и говорит эти слова не подросток, а его мать, которая вкладывает чувства сына в свои стихи - в речь ее сына. Сын мог бы  поделиться, но ни за что этого не сделает - не тот возраст! Еще не случилось взросления. «Так поделиться с тобой хотел, веришь? Но не сумел, убежал, хлопнул дверью..». Если бы ни эта замечательная правдивая концовка стихов, я бы не  отобрала их в статью...


22. РАСТОПТАННОЕ ДЕТСТВО. НОСКОВА СВЕТЛАНА 

Растоптанное детство большими башмаками,
И маленькое сердце не чувствует тепла.
Забиты двери к счастью жестокими руками.
И ничего не видят детишки, кроме зла.

От криков и ударов не заживают раны,
И маленькие щёчки не высохнут от слёз.
Но взрослые бывают похлеще, чем тираны.
И силу свою меря, не видят их всерьёз.

У них нет в теле сердца. Конструкция такая.
Сплошной кусок металла не движется в груди.
Лишь так, до полусмерти ребенка избивая,
Ничто внутри не дрогнет. От злобы огради

Их, всемогущий Боже, верни обратно счастье,
Чтоб маленькое сердце оттаяло в тепле.
И детскими глазами не виделось ненастье.
И маленькие ножки шагали по земле.

А маленькие ручки фигурку оригами
Сложили из бумаги, у Господа прося...
Жаль, детство растоптали большими сапогами,
И ничего обратно вернуть уже нельзя.

С первого взгляда мне показалось, что стихи не в тему. Конкурс о родителях, об их трудностях, а здесь взгляд на проблему с противоположной стороны. К сожалению, мы многое мерим по себе, и если нам повезло не иметь опыта детства, в котором «лишь так, до полусмерти ребенка избивая, ничто внутри не дрогнет...», то мы страдаем по пустякам. Для одних - жемчуг мелкий, для других - суп жидкий, а страдаем все одинаково. Поэтому я посчитала правильным и этот сюжет разместить в статье - страшный сюжет детства, «растоптанного большими сапогами», в котором «ничего обратно вернуть уже нельзя». Вероятно, когда мы начинаем переживать из-за эгоизма или глухоты своих подрастающих детей, то мы всегда должны держать в голове этот страшный сюжет растоптанного детства и не столько искать виноватых, сколько решать пока еще малые проблемы с детьми любовью к ним и долготерпением. Другого пути у нас просто нет.


23. КОГДА ТВОЙ РЕБЕНОК - ПОДРОСТОК. КОФЕ МАНИЯ

Когда твой ребенок - подросток,
Жить в прежнем режиме непросто.
Стучит то и дело в мозгу:
Как много терпения нужно,
Чтоб мальчик стал снова послушным?
Годами я ждать не смогу.

Сорвешься на крик в разговоре:
Претензий к нему будет море,
Пока равнодушье в глазах,
Усилия школы напрасны..
Звонки, эсэмэски от классной
И липкий, навязчивый страх:

Что, если уже не изменишь
Нрав жесткий, пацанский сверх меры?
Не хочет он взрослых понять.
И кожа как будто слоновья,
Не слышит щемящего слова,
Хотя ты его вроде мать,

Которой придется сначала
(Что нервы ни к черту, кричала)
Набраться родительских сил,
Дитя повести за собою
И верить, что только любовью
Наполнит Вселенную сын.

В этом произведении зарифмована та самая мысль, которая посетила меня при прочтении предыдущего стихотворения. «Набраться родительских сил, дитя повести за собою и верить, что только любовью наполнит Вселенную сын». Стихи мне понравились. Просты, без красот и  иносказаний, но четко и точно излагают всю проблему воспитания подростка. «Сорвешься на крик в разговоре: претензий к нему будет море, пока равнодушье в глазах. Усилия школы напрасны...», «Не хочет он взрослых понять. И кожа как будто слоновья, не слышит щемящего слова...». И еще нравится, что автор стихов не хвалится своим умением воспитывать, не критикует ни свои, ни чужие просчеты в поведении, а пишет про всех нас - родителей так, как оно есть: «Нервы ни к черту - кричала», «И липкий, навязчивый страх, что если уже не изменишь нрав жесткий, пацанский сверх меры?». Умные стихи, честные.


А теперь прошу любить и жаловать подарки от судейской команды ТМА:

ДЕЛО К  ОСЕНИ... ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО 

Дело к осени. Туфли опять малы,
Рукава свитеров и штанины брюк -
Коротки... И лопаток торчат углы,
Шевелясь по веленью нескладных рук.
Ты стучаться не просишь меня пока,
Если в комнату нужно к тебе войти,
Но все чаще становится речь резка
И все реже я слышу твои "прости".
Я смотрю и гадаю, прищурив глаз:
Как с тобой совладать через год-другой?
Будет слово матери - не указ,
Сколько Эллен Кей из себя не строй.
Ты начнешь отвергать то, что я даю -
Так готовят во взрослую жизнь прыжок...

Я любовь подставлю тебе свою,
Для того, чтобы ты оттолкнуться смог.

Прекрасные стихи, где и поэтическая речь, и мелодия, и содержание - мастерская поэзия. И как же лаконично, но здорово выражено в этих стихах всё то, что я на протяжении всей этой статьи из разных стихов раскапывала и извлекала на свет! «Ты начнешь отвергать то, что я даю -ТАК ГОТОВЯТ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ ПРЫЖОК...»


ПО БЕЛОЙ ДОРОГЕ, ПО ЭТОЙ БЕСКРАЙНЕЙ ЗИМЕ. ИННА ЗАСЛАВСКАЯ.

 По белой дороге, по этой бескрайней зиме
Мы едем навстречу заранее выбранной цели,
И, нас охраняя в пути к заповедной земле,
Стоят с двух сторон караульные строгие ели.

Метнется лиса от обочины – факелом хвост,
Сорочий галдеж растревожит морозное царство;
Река не река, а поземками вышитый холст
Откроется вдруг, в окоем упирая пространство.

Ах, Господи Боже, тот самый песчаный откос,
Где в лагере летнем, насквозь земляникой пропахшем,
Под пение горнов и шепот смешливых берез
Мои сыновья вырастали – и старший, и младший.

Родительский день напоен был любовью сполна,
Но в час расставанья всегда обливался слезами.
А что было делать – семейная наша казна
Едва бы осилила отдых в приморском сезаме.

Из сумрака веток, из чащи годов свиристель
Негромкой морзянкой доносит до нас позывные.
Все так отдалилось: на памяти наших детей
Иные зарубки и кольца на спилах иные.

Когда-то казалось: у нас даже мысли одни
И видится мир одинаково – в радостном свете,
Теперь же с трудом понимаю, чем дышат они,
О чем говорят на недобром, чужом диалекте.

И здесь, на тропе, у подножий гигантских стволов,
Себя ощущая отставшей в пути малолеткой,
С тревогой слежу за надломленной грузом снегов
И рухнувшей наземь, не нужной для дерева веткой.

С первых строк кажется, что стихи не про то - лирическое стихотворение о воспоминаниях: «... тот самый песчаный откос, где в лагере летнем, насквозь земляникой пропахшем, под пение горнов и шепот смешливых берез мои сыновья вырастали – и старший, и младший»..). Все самое главное оказывается в последних двух строфах. «Когда-то казалось: у нас даже мысли одни и видится мир одинаково – в радостном свете. Теперь же с трудом понимаю, чем дышат они, о чем говорят на недобром, чужом диалекте». Стихи, не расчёсывая родительские раны, просто спокойно и мудро констатируют то, что уже случилось, и что взрослому поколению приходится принять: «на памяти наших детей иные зарубки и кольца на спилах иные». С этим нельзя не согласиться, хотя от этого не становится легче на душе: «Себя ощущая отставшей в пути малолеткой, с тревогой слежу за надломленной грузом снегов и  рухнувшей наземь, не нужной для дерева веткой». Прекрасная работа, причем, обратите внимание, какая в стихотворении правильная и изящная поэтическая речь - такую сейчас редко встретишь!


НАВСТРЕЧУ МГЛЕ. РУСАКОВ ГРИГОРИЙ

Подвалы, тени, немые лица.
В его неполные двадцать лет...
По венам "скорый" безумно мчится,
Свернувшись каплей в стальной игле...

...Какой хороший, не насмотреться -
Хранитель помнил рожденья час,
Свой взгляд восторженный, крик младенца,
Задорный блеск васильковых глаз.

Он помнил всё: как его баюкал,
Не спал ночами, ходить учил,
Как гладил стрелки на школьных брюках
И сколько с пальцев оттёр чернил.

Воро'нья, видно, кружилась стая,
Гиеной подлой таилось зло.
Недоглядели? Судьба такая?
А может просто не повезло?

Из любопытства - попался в сети,
От безысходности - на карниз.
Любовь и юность - в объятья смерти,
А счастье - дозой в дежурный шприц...

...Надеждой и'скра напрасно тлела,
Фонарь сжимался в ночной петле.
Сорвался ангел, осиротело
Расправив крылья навстречу мгле…

Еще один сюжет с трагическим, страшным финалом - самоубийством подростка: «Из любопытства - попался в сети, от безысходности - на карниз». Автор стихов в поэтической форме пытается разглядеть причины этой трагедии. «Недоглядели? Судьба такая? А может просто не повезло?». По сюжету стихов о потере горюет его Ангел Хранитель, который «помнил всё: как его баюкал, не спал ночами, ходить учил, как гладил стрелки на школьных брюках и  сколько с пальцев оттёр чернил». Неожиданная композиция и пронзительные, горькие стихи.


ДЕТИ. АЛКОРА. 

Тяжелейший труд… Укрыться нечем,
Боль обид, отчаяние, гнев…
Только с виду кажется: беспечно
И легко, - на деле каждый нерв,
Как струна натянут… невозможно
Ни внушить, ни опыт передать.
Равнодушной оставаться сложно,
Сложно близко к сердцу принимать
Всё, что есть, и что в дальнейшем будет.
Планы всмятку, в мыслях кавардак.
Дети - вечный повод для страданий
И истерик: всё-то в них не так -
Непослушны, нерадивы, праздны,
Тратят жизнь свою на пустяки,
Мыслят странно, игры  безобразны,
А поступки – смыслу вопреки!

Но когда их нет, в душе – пустыня.
Тихий дом не радует ничуть.
Есть порядок - только сердце стынет,
Отдыхай, гуляй, а… не хочу.
Как они? Скучают ли? Здоровы ль?
Почему так долго нет звонка?
…На полу игрушка – в горле ком и
Пониманье: доченьку, сынка
И внучат – и бОльшего не надо!!!
Пусть шумят, не слушаются, лгут,
Повергают в тьму и в муки ада,
Только будут пусть… со мною… тут…

Любую тему, которую я предлагаю на конкурс ТМА, я обязательно проверяю на самой себе, своих стихах: доступна ли? Интересна ли? Нынешняя тема показалась мне не столько интересной, сколько крайне важной. Конфликт «Отцов и Детей» волновал  сердца всех родителей во все времена - это вечная и трудно разрешимая тема. Но все подростки рано или поздно вырастают и, становясь мудрее, на своем личном опыте переживают те же самые трудности, которые прежде создавали родителям. Жизнь продолжается, а мир, постоянно меняясь, остается тем же самым - не лучше, но и не хуже прежнего! 


На этом все. Жаль, что не смогла выявить победителя. Но повод почитать и задуматься все равно для вас подготовила. Не обижайтесь на меня те участники, чьи стихи я обошла вниманием в этой статье. Поскольку голосования у нас не было, то я ориентируюсь здесь не на многообразие судейских предпочтений, а на одно только  своё, возможно, ошибочное.

С теплом, Алкора, 17.04.24.

ВНИМАНИЕ:

Следующие авторы, представившие на несостоявшийся конкурс наиболее удачные как по  содержанию, так и по исполнению стихи:

Вера Сергеевна Бутко
Гала Галка
Елена Заостровцева
Инна Заславская
Наталья Чаплыгина
Рита Крихели
Русаков Григорий

награждаются Организатором конкурса специальной грамотой ТМА «За отличное раскрытие темы ПОДРОСТОК» с переводом на их авторские страницы по 500 призовых баллов СТИХИ.РУ из личного фонда организатора. Баллы эти уже переведены, а грамоту я вышлю электронной почтой в самое ближайшее время.

Организатор конкурса - Алкора.