Маленькие неточности и большие искажения

Ната Плеханова
  Полностью первый стих Евангелия от Иоанна звучит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В оригинальном тексте на древнегреческом языке на месте «Слова» стоит « (Логос)».
  Логос — это Смысл. Изначально в  Боге был Смысл всего Творения.
Человек же понятый им смысл, как глубину, как откровение может выразить только через слово, но передать другому понятное и открывшееся он уже не может. Практически, чтобы донести один осознанный смысл вспыхнувшей Истины нужно будет написать книгу, а может быть и не одну, что и делали святые отцы. Фактически  же слова, присыхая смысл, умерщвляют его, и оживить этот смысл может лишь сердце прочитавшего, которому Господь откроет глубину этого смысла. Одно и то же каждому человеку открывается по разному, в зависимости от глубины его погружения во Христа и в меру его понимания Бога.
  Как-то слушала даоса, он переводил Библию на китайский, и он сказал, что в его переводе начало Евангелия звучит так: « В начале было Дао», в китайской традиции Дао — это начало вселенной, её полнота и её же конец. Когда во всём есть смысл.
У древних индусов долгое время не было письменности, они считали,  что написанное слово убивает смысл. А прозревшие странствующие монахи уходили в молчание. Изречения индийской философии Унипашад можно спутать с цитатами святых отцов, в них говорится об Истине в нашем христианском понимании. Конфуций, как мистик и можно сказать как китайский пророк,  его причислили позже к лику святых, описывал путь середины, о чём и было его учение. А ведь Христос — это Золотой Путь , это мера и середина всех вещей. Грех же — это просто нарушение меры.
  В бессмертие души верили ещё древние египтяне и их « книга мёртвых» дословно переводится, как « Выход в свет дня», душа перед смертью взвешивалась на весах богини Моат и должна быть легче пёрышка. В их традиции можно было в течении жизни дарить друг другу саркофаги, ну, это если бы мы дарили друг другу гробы...  Японский синтоизм тоже исповедовал бессмертие души, у них было описано как и сколько лет нужно молиться за умершего, хотя смерть и считалась осквернением человека, и после смерти императора даже переносили столицу. 
  Буддизм тоже верит в бессмертие души и рассказывает про путь совершенствования и очищения, и это очень похоже на нашу святоотеческую традицию. Они также борются со страстями, также ищут внутреннюю тишину и пустоту, … только вот Бога они туда не зовут, их смысл — это нирвана и растворение человека в Боге… Кстати, Псалтирь— это в переводе — пустота.
  Стремление понять высшее всегда присутствовало в жизни людей. Шумеры  поклонялись многочисленному пантеону богов и богинь. Верили, что эти божественные сущности управляют миром и, что люди могут общаться с ними с помощью молитв и подношений. Кроме того, шумеры верили в существование загробной жизни, где душа усопшего отправится в подземный мир. Они ещё 13 тыс.до н.э.( позже ассирийцы и вавилоняне) строили свои многослойные  зиккураты ( от акад. вершина горы) террасы которых соединялись лестницами и пандусами и были выкрашены в разные цвета, а наверху находилось  святилище.
  В Турции найден древнейший мегалитический храмовый комплекс  Гёбекли-Тепе, построенный  12 тыс. лет до н.э. Это сооружение круглой формы  в виде 20 концентрических окружностей. Когда-то племя проживающее здесь начиная с каменного века, докерамического века , несколько тысяч лет , возводило это сооружение и  кормило строителей и резчиков по камню, а потом через какое-то время оно же руками человека было засыпано землей, создав на этом месте искусственный холм. Кому  поклонялись проживающие здесь пока неизвестно.   
  Даже в кодексе самураев Бусидо, можно увидеть христианские добродетели, о которых говорили также Аристотель, Платон и Сократ … Всё в этом мире связано и все люди во все времена искали Истину и стремились к Ней, хотя конечно сложно сказать насколько глубоко они Её понимали …
  Если брать Ветхий Завет , то в нём библеисты прослеживают  этапы трансформации верований человека от полидемонизма ( мир наполнен духами), к тотемизму ( обряды и обычаи родоплеменного общества, связь между группами людей и тотемами, почитание природного предка), к политеизму ( разные имена Бога — это имена разных Богов: Яхве южное царство и Эллохим северное царство ), далее идёт генотеизм ( Бог богов ,Господь господствующих. Да не будет у тебя других богов). И только с появлением Моисея ( от др.-евр. ;;;;;; [Моше;] — «взятый (спасённый) из воды» )и других пророков устанавливается этический монотеизм.
  Сначала евреи поклонялись множеству семитских богов, но только Яхве считали главным. Затем они верили во много богов, но поклонялись одному Яхве, считая его защитником своего народа. И лишь намного позднее было принято мнение, что богом является только Яхве, а все остальные – в лучшем случае демоны.
Ещё в эпоху Давида и Соломона дети Сиона возносили хвалу семитским небожителям , одной из них была Ашера супруга Яхве. Нам же предоставлены к вниманию пути пророков, начиная с Адама, которые общались с Богом.
 При раскопках в Кумране было обнаружено поселение ессеев , жизнь которых напоминает жизнь монастыря. Они называли себя « сыны Солнца» и жили в ожидании Мессии. Иоанн Креститель был из ессеев, возможно из этой общины.

    Но, вернёмся к тому, с чего начали.  Можно сказать, что слово — конечно, а смысл бесконечен.  Можно сказать, что слово — это видимая точка, а за ним кроется необозримое пространство. Бог Сын — это воплощеное Слово и  форма,  Дух Святой — это  смысл и содержание, Бог Отец — это Полнота: « Вначале было Слово и Слово было у Бога , и Слово было Бог». Троица— это одновременно и Слово и Смысл  и Полнота, хранящая и рождающая содержание, которое воплощается в форму.
Поэтому в начале и был  « Логос », как Свет Истины, а человек всю свою жизнь учится Его узнавать, ищет и собирает рассыпанный повсюду бисер Истины , можно сказать, что это невидимый другим золотой песок , таящий вселенную. И можно  сказать, что только этим человек и становится богаче.
  Предлагаю посмотреть на выбранную тему ещё и с другой стороны. Ведь если углубляться в глубокую историю и этапы формирования языков, то можно будет обнаружить праязык , в котором уже не слово, а каждый звук либо их сочетание имело своё значение и смысл. Ведь Бог не изменился с начала времён, Он всё тот же, только люди изменились. Когда-то  Бог постоянно общался с людьми, точнее они Его хорошо слышали, но обращался ли Бог к древним людям на праязыке или словесно? Может быть и так, но скорее всего   это были именно открывающиеся в человеке , от услышанного гласа Божия, яркие и глубокие смыслы.
  Сердце человека может слышать и понимать Бога, ум в человеке создан для того, чтобы искать Свет и понимать смыслы. Если запрещать ему это делать, он тупеет, а сам человек деградирует. При соединении ума и сердца ,  наступает тишина. И , как сказал Джемалладин Руми « Тишина — это язык Бога, всё остальное — это плохой перевод».
  Православная культура устроена интересным образом, в ней уже  есть доказанные и обоснованные ранее другими , причисленными к лику святых, теоремы и вроде как думать совсем не нужно , бери и делай… Но, так ничего не получится, потому что человек сам должен обязательно понять , как их доказывать, потому что именно путём исследования и доказательств открываются смыслы давно записаных слов. Ведь невозможно съесть суп, не сварив его и не налив в тарелку.
  И это огромная ошибка считать, что Св.отцы всё продумали за нас , ведь мы никогда не поймём что, зачем и почему они писали,  исследуя себя  на своём пути, поиска Бога, пока сами не будем искать Свет Истины.
  Да, это страшно поставить всё что знаешь под сомнение, пошатать шатающиеся камни , раскидать их, задавая вопросы, осмыслить всё существующее самостоятельно заново , но только это и можно назвать Путём.  Пока человек ищет  Путь, слушая своё сердце, можно сказать, что он  изобретает велосипед и доказывает, возможно иным новым  способом то, что уже говорилось до него.  Пока человек идёт, он учится оживлять  умершие смыслы и на твёрдом фундаменте Света начинает строить свой дом, свою крепость.
  Имя Иисус (Йех;шуа, или Й;шуа), состоит из корней слов Яхве и шуа («спасение»), но что же Он принёс, кроме того, что вывел души из ада,  если Он и Путь, и Свет Истины, и Жизнь, и воплощённый Смысл, как Слово. Мало, кто задумывается, что уже здесь на земле Он каждую душу пытается вытащить из мрака и ада, а мы всё лезем туда обратно, всё ковыряемся в своих нечистотах , некоторые даже пытаются их классифицировать..  На мой взгляд жизнь во Христе — это не столько путь освобождения от греха, путём борьбы с ним ,  потому что падшесть и грехопадение преодолеть невозможно. Это Путь стремления, Путь рассуждения, Путь середины , Путь собирания Крестом раздроблённой человеческой психики,  и Путь становления человека.  Жизнь с Богом — это постоянный поиск бисера Истины который можно встретить во всех и во всём, но лишь , как узнавание и любование Ею. Ведь святоотеческий сборник Добротолюбие — греч. ;;;;;;;;; (филокалия), в дословном переводе — Любовь к красоте, это  движение от внутреннего делания , становления, к  созерцанию. Потенциальная возможность греха, как ошибки , у человека  никогда не исчезнет, но важно лишь его стремление к Свету.
Сама же Истиа не принадлежит никому и полностью Её познать невозможно, и лишь безумцы считают себя Её источниками.

06-08. 03.24
18.04