Новослободская

Агата Бахрушина
Новослободская витражная,
Всегда немножко эпатажная,
Готическая и античная,
Прекрасная и непрактичная.

На стёклах блики, как проталины,
И голубь мира вместо Сталина
Над головой простой колхозницы,
Мадонны возрожденья позднего.

Спускали «сверху» указания:
- Ну почему она босая-то?
И вот, трудящаяся женщина
Стоит в сандалях древнегреческих.

Но только русская красавица
Опять Хрущеву не понравилась,
И Метрострой для сохранения
Прикрыл бедняжку фальшпанелями.

Потом настало время Брежнева,
И засиял витраж по-прежнему,
Но у младенца, что на рученьках,
Взгляд стал другим, слегка измученным.

Бывают сказочки витражные
Смешными, грустными и страшными;
В Москве найдётся много всякого,
Что не прочтёшь и у Булгакова.
*
*


       В торце станции метро «Новослободская» в Москве находится витражное панно, на котором изображена женщина-колхозница с ребенком на руках.    Младенец тянет руки вверх к снопу золотой пшеницы с лентой. На ней надпись «мир во всем мире» и голуби.
     Изначально над женщиной располагалось изображение профиля Сталина. Именно к нему тянулся мальчик. Однако в середине 1960-х годов изображение заменили голубем и надписью «МИР» в рамках борьбы с культом личности вождя.
     Согласно легенде, когда станцию в 1954 году осматривал Н.С.Хрущев, ему очень не понравилась босоногая женщина. По его мнению, это показывало, что советская колхозница не могла себе позволить даже купить обувь. Фигуру пришлось срочно «обувать» в древние сандалии.
     В итоге панно приказали снять. Но работники метро пошли на хитрость. Они закрыли композицию мраморной фальшстеной. После смещения Хрущева с должности, мозаику открыли снова. Специалисты пишут, что советская Мадонна стала держать ребёнка немного по-другому.

/рассказ из интернета/