Финал романа и труп в сортире

Андрей Викторов Денисов
 
                ДЕЙСТВИЕ I

   Актерская байка. Театр на гастролях. После спектакля трое актеров* расслабляются  в номере гостиницы за рюмкой чаю. Один из них, особенно утомленный чаепитием, отправляется вздремнуть. У оставшихся за столом возникает спор  о  применении системы Станиславского, в частности принципа оценки факта.

   С целью выяснения, кто из них лучше понимает суть проблемы, актеры затевают соревнование и придумывают этюд: гонимый мочевым пузырем человек стоит у закрытой двери туалета. Занято. Ожидание затягивается. Наконец, страждущий не выдерживает, врывается в туалет, а там труп в петле.
          
    Какой  д о л ж н а  б ы т ь  реакция страдальца по системе Станиславского?

    Для вящего правдоподобия участники эксперимента сооружают из подушки висельника на бечевке и отправляют его вместо туалета в стенной шкаф.

   Один из актеров изобразил ужас и с криком бросился за помощью. Второй  —  тихий испуг и ретираду на цыпочках. Все очень правдоподобно и с блеском. Так кто-то же прав? 

   К ним присоединяется проснувшийся третий актер и заявляет, что они оба ничего не понимают в Станиславском. Он приседает несколько раз перед шкафом, комично сжимая колени руками. Прыгает на месте от нетерпения. Деликатным манером стучит в дверцу. Нет ответа. Начинает стучать изо всех сил. С тем же успехом.

  И наконец он рывком открывает дверь шкафа, жадным взмахом руки хватает мнимый труп, откидывает прочь и с блаженным видом изображает облегчение.

                ДЕЙСТВИЕ II               

   Причем здесь роман и его финал?  Роман есть синоним жизненно важной проблемы героя. В великом упрощении это всегда история осуществления его желаний, мечтаний, стремлений, страстей и даже основных инстинктов.

   Если это любовный роман  и  с ю ж е т н а я   ц е л ь  героини вопреки всему и всем соединить свою судьбу с любимым, то финал ее романа в романе — осуществление этой мечты. У Гамлета и Монте-Кристо сюжетная цель — месть. У Элли из Канзаса и Одиссея —  возвращение домой. У юнги Хокинса и Остапа Бендера — сокровища. У Д'Артаньяна — плащ мушкетера. У Фродо — уничтожение кольца власти. У Холмса — разгадка убийства.

   Все эти конечные цели заявляются  авторами перечисленных произведений  в самом начале сюжетного пути их героев.

   Финальная цель героя при правильной постановке дела закладывается в сцене  з а в я з к и  романа, то есть такого события, в котором возникает некая жизненно важная проблема, которой герой не может решить в начальной стадии повествования.

   Ее решение в силу умышленных автором обстоятельств откладывается и начинается сюжетное движение в сторону ее осуществления. Как он ее решит? Об этом роман, то есть перипетии, сюжетные повороты и события, рассказ о том, как он своей цели достигнет в конце истории.

   Иными словами, завязка есть стартер двигателя романа, сцена, в которой одновременно возникают главная проблема, сюжетная  миссия и цель героя. В этой точке повествования читатель должен если не умом понять, то ощутить, начать догадываться, в чем суть главной проблемы героя, чего он хочет, кто ему мешает, кто против него, кто за него, в чем суть конфликта между ними. 

   Если  такой перспективной, маячащей впереди цели у героя нет, роман с развязкой не получится, а повествование превратится в цепь пусть и последовательно происходящих, но при этом несюжетных событий, которые могли бы произойти с героями, а могли бы и не происходить.

   Так и появляются мотивированные только фантазией автора навороты, которые порождают у читателя ощущение хаоса и отсутствия сюжетной логистики. 
 
                ДЕЙСТВИЕ III

   Хотя в сей актерской байке мы имеем дело всего лишь этюдом, то есть с эпизодом, в нем по счастливой случайности, как в зеркале, отражается главный принцип сюжетопостроения: финал романа (развязка) есть сцена окончательного решения героем своей возникшей в сцене завязки  з а д а ч и  с  о т л о ж е н н ы м  р е ш е н и е м.

   Итак, двое профессионалов придумали финальные варианты завершения эпизода, которые  м о г л и  б ы  п р о и з о й т и  с персонажем в предложенных ими обстоятельствах.

   Тогда как их третий коллега предложил именно  д р а м а т у р г и ч е с к о е  решение главной проблемы героя, то есть реализацию отложенного под давлением обстоятельств  ж е л а н и я  персонажа.

   Предложил то, что непременно, неизбежно  д о л ж н о  п р о и з о й т и,  исходя из логики повествования. А это в данном случае экстремальное мочеиспускание.

   Прошу заметить, что третий вариант, может быть, даже менее правдоподобен применительно к реальной жизни, чем первые два. Однако, как и полагается в драме, он логично и логистично объясняется неотложной потребностью персонажа сделать свое дело во что бы то ни стало. 

   Ибо мы не со стороны на него смотрим, а знаем благодаря сюжетной установке, описанию проблемы, сценарию действа, что движет героем. В этом, в частности, и состоит различие между реальностью и художественной литературой.

   Роман строится по законам драмы: завязка (начало конфликта с отложенной развязкой), середина (перипетии), кульминация (апогей сюжетного конфликта) и, наконец, развязка конфликта.       

  В случае с нашим этюдом ожидание и попытки достучаться в дверь туалета это перипетии. Кульминация эпизода, то есть действие, которое непосредственно подводит актеров к решению ими своей сценической задачи, это штурм и взятие туалета.   

   В первых двух случаях развязка отсутствует, ибо действие может продолжаться любым правдоподобным образом. Однако главная задача его персонажа все еще им не решена, сюжетная цель остается все той же. Третий актер находит единственно верное решение. Удовлетворение ставшего нестерпимым желания и есть единственно верная развязка. Проблема решена, история закончена. 

                ДЕЙСТВИЕ IV 

   В примечаниях к "РЕВИЗОРУ" Гоголь пишет: "Поймавши эту  г л а в н у ю   з а б о т у  выведенного лица, актер должен в такой силе исполниться ею сам, чтобы мысли и стремления взятого им лица и как бы усвоились ему самому, и пребывали бы в голове его неотлучно во всё время представления пьесы. О частных сценах и мелочах он не должен много заботиться. Они выйдут само собою удачно и ловко, если только он не выбросит ни на минуту из головы этого гвоздя, который засел в голову его героя".    

   Применительно к художественной прозе стоящее перед автором романа задание можно сформулировать так: читатель уже в начале предлагаемой им истории должен   о щ у т и т ь  г л а в н у ю  п р о б л е м у  героя и настолько проникнуться ею,  чтобы  м ы с л и,  с т р е м л е н и я  и  ц е л и  действующего лица были усвоены им как свои собственные и оставались таковыми в его сознании в течение всего времени чтения романа вплоть  до  о к о н ч а т е л ь н о г о  р е ш е н и я персонажем так или иначе этой своей  с к в о з н о й  с  точки зрения развития сюжета  проблемы  в  р а з в я з к е  повествования.

                Резюме

  Р о м а н  подобен задаче с отложенным решением.
  З а в я з к а – сцена, иными словами момент
  возникновения жизненно важной проблемы героя романа.
  П е р и п е т и и — то, как он эту проблему решает.
  Р а з в я з к а – окончательное решение им этой проблемы.
  _____________________

 Сноска трое актеров* — актеры "Современника" Калягин, Гафт и Евстигнеев.
 
 © Copyrigt: Денисов Андрей Викторович, 2003 год.

 См. Драмматика литературоядения: https://proza.ru/avtor/ultimator&book=3#3