Как я писал ЕГЭ по русскому языку Часть 4

Александр Фиан
Объяснюсь.
Упомяну некоторые мысли Маэстро, какими я не смог полностью проникнуться, педантично пронумерованные кем-то для удобства любых ссылок.
(1-2) В первом же предложении Маэстро совершает недопустимое: формулирует и формирует определённый взгляд на проблему, используя стереотипы и вспоминая стандартные минорные клише: гнёт одиночества, угнетённая душа, нерадостное настроение, озлобленность, тоска… Это совершенно ординарный пример классической ошибки, именуемой в логике Petition Principii – предвосхищение основания. Это напоминает мне булгаковское….
«Отвечай! Говорил? … Или … не.. говорил? – Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем полагается на суде, и послал Иешуа в своём взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту.»
(3-4) После этого ни Репин, ни болдинские осенние откровения –
«Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас…»
не в силах спасти положение и изменить вопреки мнению Пушкина направление мысли, какое неосторожно уже успел навеять Маэстро…
(5-6) «Вдохновение, размышление, поиск – ведь это тоже имена одиночества! А если будем говорить не о великих и прославленных людях, а о простых смертных?»
Нет. Это не имена одиночества. Это имена лишь некоторых из его возможных спутников. И совершенно безразличны для одиночества прославленность и величие человека или его муравьиная незаметность. Не по этим критериям одиночество делит людей, понимая, что все они равны перед смертью.
(7-9) Отдаю должное набору метафор, риторических вопросов, делению одиночества на куски и кусочки, привлечению арифметики к описанию человеческого состояния. Но всё это упорно входит в меня с арифметическим  знаком «минус».
(15) «Только тот по-настоящему понимает природу, кто умеет и любит разговаривать с ней с глазу на глаз.»
Излишне категорично, даже с использованием старательно приготовленной подливки из (10-14). Утверждения или высказывания с доминантой категоричности и претензией на всеобщность обычно имеют противоположную особенность: их область полноценной валидности достаточно ограничена. Уверен, что объяснить смысл комбинации слов «по-настоящему понимать природу» - задача не просто непосильная, а противоестественная.
(16-20) «Мы берем с полки книгу. Мы пойдем туда, где останемся с этой книгой «без свидетелей и компаньонов». И там мы прочтем ее в одиночестве. А потом так же без свидетелей обдумаем прочитанное. Не потому ли, кстати, литература остается ведущим из искусств, что с книгой мы всегда наедине, что почти весь процесс постижения ее происходит в творческом, напряженном, пронизанном мыслью одиночестве?»
После «Не потому ли…», произнесенных Маэстро, не могу не возразить.
Нет. Не потому. «Пронизанное мыслью одиночество» - это нонсенс, нелепость в принципе, несообразность.
Причина совершенно иная. Литература - единственное из искусств человеческой культуры и Книга - бесценный продукт её, в котором зафиксирован весь Мир с помощью принятой Человечеством знаковой системой – языка, не молчат, а разговаривают с Человеком именно на том языке, какой единственный сразу воспринимается и в такой же форме усваивается второй сигнальной системой. Они сразу и без посредников рождают мысль. Любая мысль не может быть сформулирована и понята никак иначе как мысль вербализованная. Любое постижение пронизано мыслью: мыслью рождается, как мысль оформляется, является источником мысли. Мысль – это форма существования постижения. Это не одиночество. Это постоянный разговор. Если человеческим языкам несть числа, то для каждого язык разговора в определённом смысле универсален. Это тот самый язык, на каком каждый Человек говорит со своей Вселенной.
Очень серьёзной причиной одиночества может быть Несвобода, когда-то озвученная тобой и мной не всуе, а хорошо и давно нам известная и нами выстраданная. Но основной причиной одиночества является Глухота. Глухота физическая, глухота интеллектуальная, глухота нравственная. Глухота, оставляющая Человека на уровне первой сигнальной системы и фактически не дающая возможность отличить его от животного. Глухота, отбирающая у Человека самое существенное, важнейший его атрибут – «томление духовной жаждой». Глухота, отторгающая самого верного спутника одиночества  - Вдохновение. Вдохновение – это откровенный разговор по душам со Вселенной. Это не затворничество. Это не поиск физического уединения. Это не Solitudo – покинутость - латинский вариант одиночества. Это поиск консонанса. Это желание разговаривать. Слова, предложения, мысли, звуки, вербализованное отношение ко всему прекрасному отрываются от авторов как их источников и становятся достоянием Вечности. И в этой массе в конечном счёте эмоций непосредственных и эмоций вербализованных, наполняющих Вселенную, Человек пытается найти своё место и гармонию с Миром. Человек, прислушиваясь ко всему многообразию голосов, в конечном счёте разговаривает с обновлённым самим собой. Каждое мгновение он меняется, и на возникшие у него вопросы отвечает уже другой Человек, тот, кто до этого момента впитывал откровения Мира, изменившие его. Это удивительная ситуация, когда два монолога образуют подлинный и откровенный диалог. Человек свой же собеседник, учитель и ученик в одном лице. Даритель и одаряемый… Именно по этой причине невозможно мыслить и оставаться одиноким.
(21) «Одиночество – школа, в которой мы учимся стойкости, мудрому, выстраданному спокойствию, уверенности в себе.»
Одиночество – школа, в которой мы учимся понимать неизменного и самого капризного собеседника – самого себя.
(22) «Одиночество – тот единственный дом, в котором без помех и суеты разговаривает с человеком его собственная совесть.»
В этом соглашусь с Маэстро без оговорок. Почти без оговорок: Sapienti sat.
И оставлю без комментариев (23-30).
(31-34) «Какой вывод можно сделать из сказанного? Да хотя бы тот, что не стоит смотреть на одиночество трагически. Раз уж нашла на вас именно эта жизненная полоса, используйте на все сто ее плюсовые стороны! Чтобы потом, когда пройдет тёмная полоса, ты был полностью готов к счастливой случайности.»
Вывод можно сделать любой. Сейчас и немедленно - один. Перечитав всё написанное, другой. Ощутив Вдохновение одиночества, третий…