Пути и отражения

Ната Плеханова
  Можно сказать , Библия — это повествование о пути человечества в поисках Бога, можно сказать, что во многом это история одного человека.
  В раю человек обладал целостностью и имел постоянное Богообщение. При грехопадении произошло расщепление человека на две  некие части, каждая из которых обрела свою самостоятельность, точнее осознала и почувствовала ее, дух увидел себя отдельно от души, а душа отдельно от духа, после чего и произошел раскол человека и его двойственность. Единая клетка поделилась на две, и получились иш и иша ( в оригинале) мужик и баба.
  Когда человек находится в Духе то он не осознает себя, его « я» словно нет совсем, его дух живет Духом и видит Свет, если же присутствует идентификация себя отдельно , видение себя со стороны, мысли о себе, то присутствует « я» , то есть дух человека присоединился и движим иными духами природы , которые реально существуют и с которыми обычно человек и находится в общении.
Чтобы преодолеть барьер  своего « я» ,  человек внутренне очень осознанно исходя из силы своей веры и любви к Богу, отказывается от всего что имеет , развязывает все узлы и связи, для того чтобы понять , что нет у него никого кроме Бога. На этом этапе Пути человек осознает, что это путь в монашество в общепринятом о нем представлении и часто не понимает, что дальше. Повторюсь , но как сказал один иеромонах : «монах — это обычный человек, который до конца пошёл за Христом», монашество от слова « моно» — один, и это не внешний постриг, после которого может ничего внутренне не измениться, ведь в монастырь уходят очень разные люди и по разным соображениям , смысл внутреннего монашества в том, что главным в жизни человека становится стремление и искание Бога, все остальное в том числе и внешнее не исчезает, просто постепенно отходит на второй план. Есть « я», которого нет , есть Бог и отношения с Ним, ведь именно так человек приходит в этот мир и именно так он уйдет из него. Жизнь — это Путь от неосознанности к осознанности, из небытия « я» к бытию Бога и жизни вечной в Божьей реальности.
   Все люди очень разные , и каждый человек — это огромный мир и целая вселенная. В каждом под внешней оболочкой существует внутренний мир , его природа , где  царят бури , штормы и непогоды, а должно всегда светить Солнце, должен появиться Человек (Адам), как мудрый царь и управляющий над всеми этими силами. Как дух , поднявшийся над природой и душа, с которой он одно одновременно и одно целое. Они совершенно разные по своему устроению, дух, соединившись с умом, волевым усилием. устремлён к Богу, он постоянно ищет Свет и проповедует своей природе. Мыслящая часть души  находится в согласии с ним, яростная и желательная же  становятся ему послушны. Ум послушен сердцу, а сердце послушно уму.
   Да, конечно, можно идти через внешние правила и ограничения, но лишь для того, чтобы начать жить внутри. Внешнее лишь отражение внутреннего. Разные же мы в силу очень многих обстоятельств, в том числе и по сформированным отношениям с Богом еще в утробе матери, ведь разрыв с Ним происходит именно там. Там происходит грехопадение, расщепление, раздробление … , поэтому родившись, младенцы многое помнят , а потом забывают… Кто— то отношения с Богом в утробе рвет почти совсем, кто— то частично ,  святые эти отношения лишь надрывали. Но, главное в том, что , как бы природа человека ( внешняя или внутренняя не важно) не сопротивлялась, его дух потом всю оставшуюся жизнь стремится всё вспомнить и в меру крепости своей связи с Ним , в меру крепости своей веры , петляя и плутая.., но стремится вернуться к Богу.
  Если же брать Библию, то можно отнести ее к человечеству, а можно к  одному человеку и провести много параллелей между событиями описанными в ней.
Вот он рай и грехопадение в утробе матери. Вот Каин и Авель , когда в человеке происходит фактически убийство своим «эго» своим « хочу» голоса разума и голоса Божьего, звучащего внутри. До потопа сыны Божьи  сходились с дочерьми человеческими и научили их всяким гадостям ,  это же происходит и с душой растущего ребенка, после чего бывает потоп слез и первое раскаяние, и Ной спасается. Но после этого человек уже начинает стремиться к вершинам, хочет добраться до неба , строит первые песчаные замки и Господь рушит всё , происходит подростковый кризис и человек начинает путаться сам в себе и не понимать самого себя. Потом однажды он словно Авраам видит Свет, слышит голос Божий, но еще не понимает истинного Бога, и жертвенник Ему возводит и возливает масло и верит в приметы и гороскопы и гадания… Человек понимает, что есть Кто-то над ним и начинает задуматься об этом. А потом еще много всего случается в жизни человека, и бродит он много лет по пустыне в поисках земли обетованной, в поисках жемчужины и Царствия Небесного. Кто- то на этом пути приходит к осознанию того, что ему самому совсем немного надо и готов многое от себя отдать из любви к Богу и ближнему, а кто-то параллельно уходит в мир внутренний и пытается там услышать Его и понять себя. И время от времени человек узнает себя в блудном сыне, а ведь сын , если захочет, может и не уходить от Отца, это зависит от воли самого человека.
   Во всех героях Библии можно найти свои отражения, кто-то возможно увидит себя и в мудрецах, которые все свои знания положили к ногам Непознаваемого, кто-то в пастухах , которые поняли , что есть всем единый Пастырь, кто-то и в доверчивых, милых и глупых овцах…, которые до времени , вообще, ничего не понимают и их нужно охранять, душа даже может увидеть своё отражении в непраздной Марии, а дух в задумчивом Иосифе, пытающемся уразуметь не вмещающееся.
   Во времена Ветхого Завета  человек жил лишь внешней жизнью, возможно и жизнью внутри, но без Бога, праведники постоянно ходили перед Богом, который смотрит на всех с Небес и видит всё. Они не знали внутреннего Света.  Давид же и другие пророки видели Свет и стремились к Нему , и во многих псалмах видно, как мечущаяся душа ищет выход в Свет и успокаивается этим, найдя мир и тишину.
  С рождением же Христа , Бог перемещается в сердце человека, где и должна начать происходить внутренняя духовная жизнь про которую и рассказывал Христос свои притчи. Он постоянно говорит о духовной слепоте, о движениях души, которая хочет прилепиться к кому-то или чему-то земному, о том, чтобы дух человека был чуток ко всему, сам себя и других не судил за ошибки, не выносил себе и другим приговоры, что лишь Господь всем Судья, всё про всех знает и Он добр… А еще там рассказывается о дерзновенной любви презираемого всеми Закхея, который влез на дерево, чтобы быть ближе к Господу, и дом которого Он потом посетил, вот также Он может посетить внезапно и уничиженное сердце человеческое. Когда же Христос говорит: « приводите ко Мне детей своих», это лишь о том, что все силы и желания человека должны быть устранены к Нему., ведь в каждом человеке есть ребёнок, как желательная сила и сила жизни .
  Вот и получается, что жизнь человека от войн, злобы, зависти Ветхого Завета , от попытки себе что- то присвоить или себя кем- то возомнить в этой жизни временной, постепенно переходит  к Новому Завету , а позже и неумолкающий жизни внутренней  невидимой, о которой и говорил  Христос.
  Но нет ничего постоянного, и пока человек жив не может быть ничего завершенного. И нет у этой жизни формулы, чтобы прожить ее правильно , хотя многие к этому стремятся. Единственное к чему можно стремиться — это научиться слышать Его волю и жить внутри с Его Светом.