Ленинградская Дорога Победы

Алкора
Шел сорок третий... Больше года
В промёрзшем каменном мешке
Заключены два миллиона.
Святых? Страдальцев? Как и чем
Они держались?
                Смерть всё ближе,
Но не сдаётся Ленинград.
Дорога Жизни - способ выжить,
Пускай и хрупкий, а игра
Всё беспощаднее и жёстче.
Нет ни продуктов, ни угля,
Нужны медикаменты, впрочем,
Всего нужнее колея
Дороги рельсовой - железной.

Обстрелы, голод, в людях сил
Почти что нет, препятствий бездна,
Но проложили!!! На Руси
Чем хуже жизнь, тем мы лишь крепче.

Из Волховстроя поезда
Пошли вдоль Ладоги навстречу
Победе нашей: трассу сдать
Сумели люди под бомбёжкой!
Гражданский подвиг женских рук,
Всё, что казалось невозможным,
Успехом обернулось вдруг.

Так паровозная колонна -
Бесценный груз с Большой земли -
Дорогой однопутной, скромной
Поехал в город, чтоб смогли
Набраться сил, восстать, воспрянуть,
Все те, чья кровь во мне течёт.
Храню в душе святую память
О них, подставивших плечо
Блокадникам - старухам, детям,
Бойцам, державшим стойко тыл.

Шесть тысяч поездов и смерти,
Их защищавших... Всем, кто БЫЛ...

19.04.24.

«Дорога Победы» - временная советская ж-д линия Поляны - Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943г по 10 марта 1944г и служившая заменой Дороги Жизни для доставки грузов в блокадный Ленинград, проходя на некоторых участках в 3-4 км от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». Сыграла важную роль в обороне Ленинграда, в том числе, и в полном снятии блокады.

До В.О. войны все продукты в город завозились по железной дороге. Ленинград буквально опутывали ж-д ветки. В первые месяцы войны город стали отрезать от путей сообщения. Под бомбежки попадали и поезда, везущие ленинградцев в эвакуацию, и медицинские составы. 30 августа 1941 г враг оккупировал Мгу. Именно через этот небольшой городок шли поезда в Волховстрой и Тихвин и оттуда в центральную часть страны. А вскоре вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. Теперь поезда из центра шли через Тихвин до Кобоны, оттуда по льду Ладожского озера по Дороге жизни грузы доставлялись в Осиновец. Там начиналась Ириновская железная дорога, которая вела в осажденный Ленинград.

К началу 1943 года в осажденном городе оставалось порядка полутора миллионов человек. Не было ни запасов угля, ни продовольствия, ни медикаментов. Стало понятно, что автомобильные перевозки по льду Ладожского озера не смогут обеспечить город всем необходимым для выживания. Срочно нужна была железная дорога. И ее построили .

Трасса длиной 35 километров должна была идти параллельно Дороге жизни. Строительство велось с двух берегов озера. К 12 января 1943 года с каждого берега Ладоги было построено 8 км дороги. Более того, по эстакаде уже ходили поезда, они подвозили к участкам грузы. Потом  появился другой, более быстрый и надежный путь связать осажденный город с Большой землей - решено было построить участок от разъезда Поляны до станции Петрокрепость (Шлиссельбург). Длина этого участка составляла 33 км. Основной отрезок пути проходил по Синявинским болотам в 5 км от линии фронта.

Ремонтом участков занимались девушки-кондукторы. Шпалы и рельсы для новой железной дороги везли прямо с недостроенной эстакады. У Шлиссельбурга железная дорога проходила через Неву. В первый же день после прорыва блокады Ленинграда здесь начали строить свайно-ледовый железнодорожный низководный мост. Он был временным. Рельсы укладывали прямо на льду. Задача была одна: как можно быстрее открыть движение поездов. Параллельно было начато строительство высоководного деревянного моста. Из металла здесь были только пролетные строения. Работы велись в сложнейших условиях. Холод, влажность, отсутствие техники и инфраструктуры. В основном на строительных работах были задействованы женщины. Они рубили деревья в лесу, забивали сваи, засыпали камни. Немецкая разведка прекрасно знала о строительных работах. Стройку каждый день бомбили. Погибших хоронили здесь же, у дороги. Тем не менее дорога была построена за 17 дней. Еще несколько дней заняли испытания, и 5 февраля 1943 года из Волховстроя в Ленинград отправился первый поезд. Состав с 800 тоннами сливочного масла, прибывший в город 7 февраля, пришли встречать тысячи ленинградцев.

Восстановление ж-д движения воспринималось как первый шаг к мирной жизни. Дорога эта была построена чудом и функционировала тоже чудом. В первые дни ветка принимала один-два поезда в сутки. Сама дорога была однопутная, рельсы на низководном мосту были положены на лед, на высоководном сваи были вбиты в лед. Несмотря на немыслимую технологию, ни один поезд не упал с высоководного моста, ни один не провалился под лед на низководной переправе. Проблема была в другом: мост через Неву враг прекрасно видел и бомбил. Уже на пятый день на мост сбросили бомбы. Но движение по Дороге Победы не прекратилось. Низководная переправа по льду Невы в начале весны еще не была разобрана, и поезда пустили по ней.

48-я паровозная колонна численностью 600 человек, водила поезда караванным методом, по 30 поездов в каждой колонне. Одну ночь все поезда шли в Ленинград, другую - обратно. Это позволило значительно увеличить количество составов. Расстояние между поездами было иногда по несколько сотен метров. На трассе выставили регулировщиц, их называли «живыми светофорами». Хрупкие девушки по 12 часов стояли в лесу с фонарями и регулировали движение, вовремя предупреждали машинистов о разрушениях путей или составов артобстрелами. Часто поезд останавливался в лесу просто потому, что рельсы разрушены. Починкой участка занимались кондукторы - тоже в основном девушки. После починки участка поезд двигался дальше. За год с небольшим, пока функционировала Дорога Победы, по ней прошло свыше шести тысяч поездов. За это время здесь были убиты и ранены больше тысячи восстановителей, движенцев, машинистов, кондукторов.

Немецкое командование вначале не верило, что в таких условиях и в такие короткие сроки можно построить железнодорожную ветку, а потом не верило, что участок можно эксплуатировать. Но история показала: невозможное возможно. И эта дорога, построенная на чистом энтузиазме, в значительной мере спасла Ленинград и приблизила его освобождение.

Сейчас Дорога Победы разобрана. На станции Петрокрепость в память о подвиге железнодорожников установлена стела.