Искусствоведенье

Елена Кальсберг
Некто Шакко (а в миру София Багдасарова) даёт такое определение искусству: а) "Произведение искусства", "шедевр", "картина" — по дефолту считаются словами, подразумевающими нечто красивое. Для подавляющего большинства людей "искусство" — это категория эстетики.
Некрасивое — подсознательно "искусством" не считается.
И тут же непростительная для искусствоведа ошибка. Произведение искусства — это то, что произведено человеком (или хотя бы выявлено). Картина Шишкина "Сосновый лес" — произведение искусства. Как таковой сосновый лес может быть много прекраснее, чем то, что написано красками на холсте, но сам по себе сосновый лес не произведение искусства, хотя и доставляет эстетическое удовольствие.
Понятно, что подобные ошибки Шакко делает не по незнанию, а по небрежности: пипл и так схавает. Следующая буква: б) "Произведение искусства", "шедевр", "настоящая картина" — по дефолту считаются предметами, в которые вложен заметный взгляду зрителя труд, интеллектуальный и физический.
Вот тут бы я отчасти с некоторыми уточнениями согласилась с таким определением искусства. Но Шакко его приводит как неверное, примитивно-обывательское. Профи, мол, играючи сделает то, над чем дилетант бьётся, но не получается. Но в чём противоречие? Потому профессионал и творит играючи, что уже дай бог сколько труда вложил, чтобы делать нечто без видимых усилий. Да и талант не каждому даётся.
Третья буква: в) "Произведение искусства", "шедевр", "настоящая картина" — для среднего зрителя, привыкшего к классическим музеям, это работы, которые по дефолту рассказывают некий сюжет, историю, изображают реальность. Голая идея, сложный символ без антуража, быть темой шедевра для подобного зрителя не может.
То есть Шакко хочет сказать, что для среднего ума, по крайней мере, изобразительное искусство — это когда картина фотографически отражает некую реальность. И чем картина ближе к фотографии, тем она шедевральнее. Как пример: Шилов, а можно и Глазунова вспомнить. Ну что, ну есть такие ценители. Имеют право любить то, что любится. Главное, чтобы они хотя бы теоретически понимали, что их вкусом искусство не исчерпывается.
Так, а где г)? Чтобы доказать, что "Чёрный квадрат" Малевича подлинное произведение искусства, надо под номером г) дать определение, что такое подлинное произведение искусства. Но нет такой буквы в этом тексте. Вместо определения понятия "искусство" Шакко приводит японский коан про самурая без меча. Понимать надо так, самурая делает самураем не меч, самурай и без меча самурай. Хорошо, допустим. А тогда что делает самурая самураем? Таки принадлежность к гильдии. И папа его был самураем, и дед был самураем, и прадед и прапрадед, а потому и сам он самурай, даже если у него меч сломался. Ничего страшного, новый закажет. Был бы самурай, а меч дело наживное.
На момент написания своего шедевра Малевич уже был самураем, известным художником. Имя работало на него. Если бы такой фокус позволил себе какой-нибудь герр с горы, ему бы сказали: "А ну сыми это нафиг!" Но Малевич уже был Малевичем. Он имел право заставить с собой считаться. И вот он катарсис, когда братья творяне дружно и восхищённо выдохнули: "А что, так можно было?!"
Шакко не дала определения искусству. Не потому, что не знает, а потому что не знает, как объяснить это на пальцах невежественному плебсу (так фигу показать). Но кому интересно, можете почитать определения искусства в гугле. Здесь много всякого бла-бла. Нет только рецепта, как бла-бла конвертировать в бабло.
И почему-то нет моего любимого определения произведений искусств.
— Что такое произведение искусства?
— Это то, что произведено художником и названо им произведением искусства.
— А кто такой художник?
— Художник — это человек, который назвал себя художником.
По-моему, гениально! С одним только уточнением, и художниками, и произведениями искусств назначают эксперты из гильдии искусствоведов. Потому как нельзя такое денежное дело пускать на самотёк.

         *   *   *

Искусствоведенье в решении шарад
Раздачи почестей и в причислении
Кого-то к гениям для выдачи наград.
Освоить экзерсисы в прославлении.

Уметь настроить мозг, направить взгляд
Ценителей в потребном направлении –
В оцепенении разглядывать квадрат,
Благоговеть  в елейном умилении.

Искусствовед эстета вводит в транс,
Чтобы добиться за один сеанс
Изысканной искусствотерапии.

Настойчиво проводит свой маневр:
Вон то не хрен собачий, а шедевр
Искусства казуальной энтропии.