Почести товарищу художнику

Рома Исаков
Осень 1972 года, но ещё сравнительно тепло в Сальянах. Город небольшой и не очень благоустроенный. Случайно я молодой художник оказался там с отцом, которому нужна была помощь. Он был маляром — специалистом. Вызвал его к себе директор колхоза, ему нужен был внутренний ремонт дома. А ещё и копия  картины известного художника, которую нужно было нарисовать на стене в самом видном месте гостинной. Это мог сделать только я. Приехали в колхоз. Директора там не было, его срочно вызвали в Москву.  Секретарша сказала, что он там долго не задержится. Мы с отцом решили походить по городу. Все прохожие внимательно осматривали чужаков, догадываясь, что мы из Баку. Весть о нашем прибытии разнеслась по городу и вскоре за нами приехал автомобиль. Нас отвезли в комбинат бытового обслуживания. Заходим в кабинет, сидит там полная женщина средних лет.
Вопрос о значении нашего прибытия был обращён к отцу.  Тот, объяснил ей причину приезда и мы продолжили нашу прогулку по городу. Я и отец отлично говорили на азербайджанском языке, хотя в учреждениях этого знания не требовалось, но на улице оно было необходимо. Мы узнали, что в городе есть художник и мне объяснили как к нему попасть. В небольшом помещении сидел человек лет тридцати. На столе перед ним лежали разобранные часы и он с головой был погружён в работу.  Я извинился и объяснил, что художник и приехал из Баку. Ввиду обстоятельств, буду здесь пару недель, поэтому хотел спросить, если есть тут чем занять себя по специальности и помешает ли это ему? Тот внимательно осмотрел меня и сказал, что и так здесь такой работы почти нет, поэтому он ремонтирует часы и работает от  комбината бытового обслуживания. Попросил меня не конкурировать с ним, объяснив, что у него дети, которых и так нелегко вырастить с такой зарплатой. Я спросил у него, согласен ли он быть моим помощником, если сам найду работу. Выбор был за ним. Если он не согласится с этим, я просто вернусь в свой город и мешать ему не буду. Тот, не думая согласился и даже пригласил меня в гости. Мы уже хотели ехать в колхоз, как подъезжает Газ 21, новенький, блестящий и чёрного цвета. Из него выходит парень и просит нас сесть в автомобиль сказав, что в райисполкоме нас ждут.  И мы молниеносно оказались в кабинете самого главного человека в этом районе. Увидев моего отца, пожилого человека со сталинскими усами, он даже встал из - за огромного стола и пошёл ему навстречу, чтобы пожать руку. Нам подали тёмный чай с приятным запахом, в красивых хрустальных стаканах с прянностями. На меня он даже не обратил внимание. Обратившись к отцу, как к товарищу художнику, он попросил его выполнить очень важную для страны работу, к её пятидесятилетию! Мой отец стал ёрзать на стуле. Тут я пришёл ему на помощь, объяснив, что все расчётные работы веду я, а отец художник - исполнитель. Он объяснил мне, что требуется сделать огромную композицию с гербами всех республик на главной площади города и, что в нашем распоряжении сварщики и строители. Директор колхоза так и не вернулся, пока мы исполняли эту работу. Мой отец покрасил все сооружения приготовленные по моим эскизам. Я расчертил рисунки и тонкой кистью обвёл контуры красками ,а наш часовщик - художник заполнял более широкой кистью внутри контуров. Так мы очень быстро справились с этой работой. Мой коллега не ожидал, что за короткое время заработает столько денег. Он не знал как отблагодарить меня за такое отношение к нему. Я выполнил  ещё огромный портрет Ленина на стене завода, который в последствии оплатил мне наличными за все работы в городе. Я только подписался на получение этих сумм, а суммы были не маленькими. Но самое незабываемое было совсем не это, а то, что каждый вечер нас приглашали на ужин разные люди. Такого гостеприимства через много лет, побывав во многих странах мира, от незнакомых людей, мне повидать не пришлось. Каждый в силу своих возможностей, но все с привеликим удовольствием, не забывая называть отца - товарищем художником..!

 
Дорогие коллеги и читатели!
Из цикла миниатюрных произведений из своей жизни.
Ничего выдуманного и без авторских украшений.