Разумение Библии

Хаим Брош
ГЛАВА 1

ЦЕЛЬ БИБЛИИ

ВЫБОР книги для чтения и каким способом её читать
во многом обусловлены целью,
что поставил перед собой автор этой книги.
Книга ли это по истории
или "развлекательный роман"?
Или это серьёзная проза или поэзия,
заставляющая задуматься о жизни
вместе с автором?
A может быть эта книга рассказывает
что-то важное о современном меняющемся мире?

И знает ли автор, о чём пишет?
И вполне естественно возникает вопрос:
стоит ли это вообще читать?

Для "опытного" читателя вполне резонно
задаться вопросами, кто написал эту книгу
и зачем.

Обычно автор в предисловии
рассказывает немного о себе
и об объекте своего исследования,
либо издатель выносит эти сведения
на суперобложку.

Большинство читателей пробегают
глазами эту информацию,
прежде нежели купить книгу.

К большому сожалению, читатели Библии
далеко не всегда поступают так:
qля немалого числа людей выбор тут
бывает случайным.

Кто-то начинает с "Бытия" и застревает на
книге "Левит".
Некоторые упорно читают главу за главой,
следуя "чувству долга", при этом может
страдать понимание и как бы видение
общего направления движения (смысла) текста.
Кто-то может иметь к Библии как бы
некий "общий интерес",
но так никогда и не начать читать её -
ведь не ясно, какое отношение эти
древние люди и давние события
имеют к сегодняшнему дню.

И в самом деле, как может Библия,
состоящая на самом деле
из целого ряда книг,
иметь какое-то "общее направление"?

Ведь написана она в разные времена
разными авторами и говорит
о различных моментах и предметах.
Как узреть, какое отношение
она имеет к нашему сегодня...

стр. 2
В самом деле, какая может быть "цель"
у Библии, которая представляет собой
целую библиотеку?

У неё разные авторы, написана она
(точнее -  книги, составляющие её)
в разное время и разными людьми,
и все эти тексты имеют что-то общее?
Да и нет. Да, здесь действительно разные
авторы, пишущие "о разном"...

Но за этим всем - Единый Автор и одна тема.
И Писание само говорит, что это за тема.

Да, об этом говорится в Писании несколько раз,
но вряд ли можно высказаться более кратко и более
по существу нежели это сделал ап. Павел:

Притом же ты из детства знаешь священные писания,
которые могут умудрить тебя
во спасение верою во Христа Иисуса.
Всё Писание богодухновенно
и полезно для научения, для обличения,
для исправления, для наставления в праведности,
да будет совершен Божий человек,
ко всякому доброму делу приготовлен.
(2 Послание Тимофею 3:15-17)

Тут как мы видим речь идёт и о Писании,
и о том, к чему приводит его изучение.
Вот в чём соль: "Богодухновенно".
И далее - речь о том, что оно "полезно".

Да, "полезно" - ибо Боговдохновенно.
Предмет библейского вдохновения
оставим для следующей главы.
........
Здесь же стоит обратить внимание
на природу этой "пользы" -
"Всё Писание полезно..."

Для этого возьмём три слова из
приведенного отрывка Писания.
Спасение. Бог. И Вера.


ГЛАВА 2

КНИГА СПАСЕНИЯ

Нет иного слова, которое было бы
столь искажённо понято
как библейское слово "спасение"...

Некоmopые верующие понимают и
толкуют его так, что  это лишь
карикатура на то, что такое спасение.

В результаme слово "спасение" стало
очень смущать многих и даже стало
как бы носить насмешливый оттенок.

Cmoum пересмотреть такой "узкий подход"
к этому явлению, который лишь снижает
значимость его.

Oqнаko "спасение" - это глубокое и
поистине заслуживающее уважения слово
и я это покажу.
Спасение - это свобода.
И makже обновление. В koнечном итоге -
это преображённый мир.

Итак высшая цель Библии, как пишет
Павел Тимофею, а это подсказка
и читателю Этой Книги: это Спасение.

Отсюда легко видеть - это практическая цель.
И цель эта скорее моральная нежели
интеллектуальная. Точнее - это способ действия,
связанный с разумом (речь идёт о греческом
слове "мудрость"), о некоем опыте
нравственности, названном "спасение".

Чmoбы хорошо понять, что такое спасение
вначале стоит выяснить, чем оно
не является.
Первое. Цель Библии - это не научное
объяснение мира. Это совсем не означает,
что слово Писания и слово науки находятся
в противоречии. Cmoum наверное различать
сферу науки и сферу  Писания. Бог создал мир
и он - автор Библии. И противоречий тут
быть не может.

С другой стороны - в чём-то Слово Библии
и Слово науки совпадают, и некоторые
моменты, изложенные в Писании, впоследствии
были подтверждены наукой
(и таких моментов немало...)
Например, Навуходоносор разрушил в своё время
Иерусалим. И это записано как в Хрониках,
так и в Библии. А Мастер родился во времена,
когда Август был императором Рима.

В Бuблuu qействительно много научных данных,
но написана она не "с  научной целью".

Мemoq науки основан на наблюqении, эксперименте
и инqукции (заключении). Цель же у Бога, прохоqящая
через всё Писание, не выявляется посредством
этих средств.

К примеру, наука может что-то сказать
о происхождении человека
(в целом это пока открытый вопрос -
с научной точки зрения),
но лишь Библия  раскрывает характер
человеческой природы.
С оqной сmopoны
Человек несёт на себе печать благородства,
будучи образом и подобием Божиим,
с другой - как грешник, восставший против
повелений Творца, он поражён эгоцентризмом
и имеет на себе знаки деградации...