2024. Февраль - одним файлом

Юрий Вигнер
= Рим. – «Исчезнувший объект 4» =


кипарисы и пинии – последнее здание на Земле – вид с холма – знаки – зима – neqve illic mortvvs – колонна – привратник –двое – la ville entiere – полдень в Помпеях – номер пятнадцатый – damnatio memoriae – нелюбопытный – лишняя деталь – уязвимость – дверь – родственные связи – ясный день – игра в мяч – праздник руин – битва – лицо – Орфей – путь к реке – равновесие – предостережение


КИПАРИСЫ И ПИНИИ

там где горизонталь
в ладу с вертикалью

пиния с кипарисом

мрак подземелий
с блеском фонтанов

хрупкость туфа
с прочностью травертина

взбирайся на холмы
броди по долинам

стой одиноким деревом
как дервиш кружись

та крона
растекается вширь
эта тянется ввысь

Мишлен не подскажет
где смерть где жизнь


ПОСЛЕДНЕЕ ЗДАНИЕ НА ЗЕМЛЕ

облицованное травертином

лишний атом
вызывает концентрацию
вместо рассеяния

кусок псевдо-мрамора
ложного известняка
белого сахара

не поддающийся дождям
наводнениям

с аккуратно вырезанными
ячейками

соты для единственной
уцелевшей пчелы

убежище
для последнего человека

неизвестно кем
и когда выстроенный
храм

склеп цитадель
игральная кость

на широко
раскинувшейся равнине


ВИД С ХОЛМА

копье утеряно
но жест руки все тот же

две реки и два сезона
по краям

лазурный обелиск
скрывает бога

при нем трезубец
и тритоны

львы мирно
извергают воду

о призрачный Египет
Рамзес и Сети

всего лишь сон

очнуться
так далеко от дома

во времени
в пространстве

под крестом


ЗНАКИ

октябрьской ночью
в ярком свете ламп
блестят

ионические колонны

отшлифованы так гладко
будто покрыты
лаком

ню-карамель
в честь юбилея
мудрого решения

принятого шестнадцать
сотен лет назад

а годом ранее
ошибся узурпатор

и в бежевых столбах
отражена судьба

поверившего
ложным знакам

лгут предсказатели
и вылазка напрасна

на вражеских знаменах
верный знак

сим победиши

и меч лишает тело
головы

враг издает эдикт

и мраморные леденцы
встают

в тени платанов

поверхность мрамора
блестит как лак рояля

но пьеса сыграна

ночь тишина

и надпись на латыни
с именем врага

свободно тянется
по архитраву


ЗИМА

хламида от холода
не защитит

нужен огонь
чтобы согреть ладонь

босые ноги

десятки метров до весны
так далеко

не одолеть
не прикоснуться к осени

и по диаметру не проползти
туда где зной
жара

зима на четверть круга


NEQVE ILLIC MORTVVS

тополя давно уже не шумят

и фонтан пересох
чаша пуста

узок вход в пантеон
за дверью места немного

тот кто «здесь не жив
и там не мертв»
притулился в стене

щербатый череп
кости без кожи

за железной решеткой

повторяющей
решетку костей

выше два медальона

на одном
гнездо
без выпавшего
птенца

на другом
бабочка покидает
кокон


КОЛОННА

здесь сумерки

там солнце
рисующее синеву
сапфира

без музейных бликов

и столб из мрамора
который не заденет облака
лишь потому
что синева без пятен

и лица вырезаны четко

скорбь ужас
надменность торжество
представлены
вживую

улитка медленно
ползет к вершине

но мыслям пятницы
не удастся взобраться
на обелиск

бессонница превратила
их в гусениц
мокриц

едва живых

смирись
и жди субботы


ПРИВРАТНИК

кентавром пробежав
по Корсо
не старым и не молодым
устроиться
привратником в палаццо

быть начеку
стоять на страже
путь преграждая amorino
и каждому кто помнит о любви


ДВОЕ

в берете
с черной бородой
и в черном одеянии

решительный
как полководец

гуманный
кондотьер литературы

другой
почти анфас

без бороды

уложенный
в постель
загадочной
болезнью

оставить все же
он успел
после себя труды
и письма

стихи
на диалекте и латыни

и взгляд серьезный
и налитую жилу на виске


LA VILLE ENTIERE

весь город
под ясным небом

не оплетут его побеги
и корни не раскрошат

хотя бы и трава кусты
перебрались наверх
и превратились в пинии

прирученная зелень

какая тишина
прохлада

задумчивый понтифик
бредет по залам

в поисках зеркал

и ни в одном
не видит отражения


ПОЛДЕНЬ В ПОМПЕЯХ

спокойно
с тихим достоинством
не горделиво

идет она
придерживая
полотно
приподнимая
край
одежды

оперев
свободную ступню
на пальцы

так что подошва
льется
от пятки
вниз
почти отвесно

и юный археолог
очарованный
углом наклона

изгибом пальцев
плавным очертанием
свода

сосредоточенным
лицом

ей смотрит вслед

захваченный мечтою
страхом
подозрением

и звоном насекомых
в голове

она предпочитает розу

он асфодель и камень

и бьется жилка
на виске

стаккато

и птица подает
неясный знак

и ящерицы
заползают в щели

высокий полдень
плавит известняк


НОМЕР ПЯТНАДЦАТЫЙ

добрые императоры
носят бороды

императоры добрые
стынут в мраморных залах

четвертый из них
скорбно сдвинул брови

как будто плачет

бюст не похожий
на другие его портреты

где он изображен
спокойным и важным

как и подобает
римскому императору

пронумерован
двумя красными
цифрами

линии
складываются
в число
пятнадцать

слева
четырнадцатый
молодой
безбородый

глаза навыкате
пухлые губы

сын гладиатора
плод измены

справа шестнадцатый
неизвестный

голова доброго
крупнее соседних

брови сдвинуты
лоб нахмурен

но глаза широко раскрыты

в этом виде
император Антонин Пий
из секции III
инвентарный номер
такой-то
может сойти за
меланхоличного Гераклита


DAMNATIO MEMORIAE

ни цветка ни мошки
ни пылинки

ни шороха одежды
ни шороха подошв

все неподвижно
тихо

в зале Кьярамонти

лишь на гладком
камне шрамы

рубцы на шеях
тонкой нитью

не от гарроты
и не от меча

хирурги
мраморного века
используют
обычный молоток

закольник шпунт
и скарпель

этого хватает

так происходит
удаление головы

и памяти
что в ней живет

со всеми
ответвлениями
корнями

а поскольку тело
жить без головы
не может

на место скола
помещают
голову другую

и радуются
если края сошлись

пьют за успех

и поздравляют
всех кто принимал

хоть малое участие
в этом деле


НЕЛЮБОПЫТНЫЙ

случайнейший
из всех собравшихся
случайно

иной породы

но с чувством что
среди своих

отрадная
прохлада тишина

не любопытствуя
что видно из окна

довольствуясь
размерами ротонды

застывшим бегом
лошадей

неслышным
криком
псов

дрожанием
струн на мраморной
кифаре


ЛИШНЯЯ ДЕТАЛЬ

куда бы ни вписал лицо
анфас ли в профиль

нарушишь связь
фигур

права есть
у пустот пробелов
интервалов

на лестнице
полу
в углу
нигде не места

расчислено все
в совершенстве

не покажи
ни носа
ни локтя

скрывайся
за чужой спиной
колонной

а лучше удались


УЯЗВИМОСТЬ

из тростника
и глины
твое тело

осыпалось плечо

о как ты уязвим

грустна
улыбка

изогнутые прутья
вместо крыльев

нос
поражен проказой

и глаз
как лунный кратер
без зрачка


ДВЕРЬ

пусть ночь близка
и перевернуты часы
давно

пусть сумрак наполняет
нефы

под пологом
из сицилийской яшмы
пройдешь легко

не глядя вверх

не задевая
чашечки колена

никто не остановит
не позовет

над головою
низкий потолок
не своды

там дальше
коридор ступени
площадь

огни река

и чувство
нерастраченной
свободы


РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

исследуя город
квартал за кварталом

отыскивая для
знакомых построек
родственников

из далеких веков
далеких стран

чувствуя себя рыбой
в сетях истории

светлячком в паутине

радуясь
этому

принимая
за явь
обман


ЯСНЫЙ ДЕНЬ

исчезают стены

колонны не годятся
для построек

столбы
вот все что остается

фундамент под землей
переживет алтарь

нагрелись камни

и ящерицы
прячутся в тени

и пинии бредут на водопой

день выкупил
безоблачное небо
у погоды


ИГРА В МЯЧ

две безголовые
и легкий бег

по виду легкий
одна
несет другую

закрой глаза
которых
нет

и слушайся
наездницу

что приведет тебя туда
где бронзовая голова
спокойно смотрит
на коня

прекраснее которого
в природе не найти

та голова
уверенная
молодая

с припухшей
верхнею губой

нетронутая птицами
склевавшими ладонь

и львом
вонзившим зубы
в лошадь


ПРАЗДНИК РУИН

начнется вечером
после заката

когда небо погаснет

когда лишь звезды
и ночные звери

сумеют различить
что скрыто в темноте

а потом вспыхнут
киловаттные лампы

белой ртутью
обольются колонны храма
вдалеке

и близкая арка

так ярко
что ее горельефы
разделятся на детали

богов
животных
птиц
людей

военачальников
и подчиненных

победителей
побежденных

и в этом свете
знаток отмерших
языков
особенно латыни

приглядевшись
сможет без объектива
и бинокля

слова хвалы
и благодарности
на аттике прочесть


БИТВА

так изображают ярость

среди спокойных скал
деревьев

обломков стен
колонн

под акварелью облаков

под стрелами дождя
с которым сходны
копья

вокруг луны
с которой сходен круп

коня
несущего героя

навстречу
вздыбленному
вороному

и мечу


ЛИЦО

вечер
маленькой луны

пикник
под легким тентом

тарелки и кувшин
вино закуска

мужчины
женщины

широкий водопад
неслышный
словно мышь

гряда высоких гор
и крепость вдалеке

и одинокое лицо
среди стволов ореха


ОРФЕЙ

стоит на миг
отнять смычок
от скрипки

и в тишину ворвется
гром вулкана

и шум воды

крик птиц
шипение дракона

рев льва
и ржание лошадей

усерден будь Орфей


ПУТЬ К РЕКЕ

не поддаваясь
мраморным соблазнам

искушению
камнем

ступай к воде
на берег

и наблюдай
течение реки

не наверху под аркой
куда ведут ступени
твое место

гораздо ниже

там
где почва принимает
отпечаток

где слышен плеск волны


РАВНОВЕСИЕ

прекрасной нимфе
не укрыться

богиня юная
должна вернуться
в сумрак

и врачеватель-бог
не успокоит боль

все мнимо
ненадежно

цементный молот
висит на волоске

в двух дюймах
от испуганных эфиров


ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

это тело
цвета слоновой кости
топленого молока

со змеями в волосах

танцующее
на других телах

на крупной гальке

среди прибрежных
валунов

под шум прибоя
в плеске волн

тебе не снится

явственна беда
танцует смерть всегда

но вспомни

ты можешь выбрать
цвет заката

зеленый
рыжий

убей желание

иначе
желание убьет

и танец
ржаво-рыжих
волн
станцует
на твоей спине
и ягодицах