Кинолениниана

Лолита Страута
В Институте марксизма-ленинизма хранились 874 метра пленки с кинохроникой выступлений Ленина.

 В дни прощания Госкино снимало в Колонном зале Дома союзов, строительство временного Мавзолея, траурные процессии на местах. Из 7 тысяч метров отснятой пленки годными были признаны 1048 метров, и уже 5 февраля 1924 г. появилась кинохроника «Похороны Владимира Ильича Ленина».

Начиная с 1937 г. утверждается право на актерское исполнение роли Ленина.

Обязательным было присутствие в фильме представителей различных классов,массовых сцен, подчеркивающих лидерский статус Ленина.
Период хрущёвской «оттепели» принес попытки очеловечить образ Ленина.

В 1965 г. Иннокентий Смоктуновский полностью сломал привычный образ вождя в фильме «На одной планете» (реж. И. Ольшвангер). Вероятно, это был самый смелый эксперимент в истории советской киноленинианы: Ленин представал суетным, анекдотичным, капризным, флиртующим с девушкой, пригласившей его на танец на балу, но при этом ловящим ревнивый взгляд нарочито влюбленной в него Надежды Крупской.
Для киноленинианы существенным стал вопрос, какие новые черты может привнести очередной актер,изображающий Ленина.
Развитие киноленинианы продолжается в постсоветской России.

 Фильм А. Сокурова «Телец» (2001),получивший международное признание и ставший своеобразным итогом в развенчании кинематографического культа Ленина.
Ленин превращен в «жертву 374» [Лунгин,2001] – не просто падение бога, это признание его самозванства.

Сюжет

Действие картины происходит на протяжении одного летнего дня в Горках, где тяжело больной Ленин проводит последние месяцы своей жизни в окружении бестолковой прислуги и многочисленной охраны, главная задача которой — надёжная изоляция его от внешнего мира. Телефонная связь с Москвой хронически нарушена, никакая корреспонденция до Ленина не доходит.

Без чьей-либо помощи он не может ходить, одеваться и раздеваться, принимать ванну. Ему часто отказывает память.

Физические страдания вождя усугубляются сознанием того, что фактически он отстранён от власти и от политики, без которой в его жизни не остаётся ничего, кроме неизлечимой, прогрессирующей болезни. Бо;льшая часть прямой речи главного персонажа, даже когда он обращается к другим, — это внутренний монолог, в котором он мучительно переживает постигшую его трагедию.

Временами Ленин разражается вспышками бессильного гнева, направленного то на охрану, то на жену и сестру, разделяющих с ним заточение.

Он обсуждает с Крупской мысль о добровольном уходе из жизни, но для реализации этого у него нет средств, и он обращается к посетившему его Сталину с просьбой дать ему яду. Сталин выражает сочувствие и понимание, но обещает только обсудить эту просьбу на политбюро, без которого он якобы не может ничего предпринять. Возможно, эта просьба является политической игрой — попыткой поставить ультиматум политбюро, потому что в другой сцене Ленину, впавшему в забытьё, является мать (в то время уже покойная), и зовёт его к себе, он отказывается: «Нет! Рано! Я ещё многого не успел».

В заключительной сцене фильма во время вечерней прогулки в инвалидном кресле отчаяние Ленина выливается в вопль без слов.

Новый фильм Александра Сокурова - новая притча о пределе власти. Перед лицом болезни историческая личность оборачивается просто человеком, бессильным что -либо изменить не только в судьбе уже неподвластной ему страны, но и в судьбе своей обреченной нескладной семьи, да и в судьбе своей распадающейся личности.

 А судьи кто ?