7. Премудрость Соломонова

Полина Долинина 2
(На церковно-славянском читать 4:7–5:24)

… Праведник, если случится (ему) скончаться, в покое будет, ибо старость честная немноголетна, ни же в числе лет сосчитается. Седина же есть мудрость человекам, и возраст старости – житие нескверное.
 Благоугоден Богу быв, возлюблен был, и живой посреди грешных преставлен был; восхищен был, да не злоба изменит разум Его, или лесть прельстит душу Его. Ибо хотение злобы помрачает доброе, и парение похоти изменяет ум незлобивый.
 Скончавшись в младости, исполнил долгие годы, ибо угодна была Господу душа Его, сего ради поспешил из среды коварства.
 Люди же видевши и не разумевши, ни же положивши в помышлении такое, что Благодать и Милость в преподобных Его и посещение во избранных Его.
 Осудит же Праведник, умирая, живых нечестивых, и юность скончавшаяся скоро, – долголетную старость неправедного. Ибо узрят кончину Премудрого и не уразумеют, что (уготовал) в совете о Нем и во что утвердил Его Господь.
 Узрят и уничижат Его, Господь же посмеется над ними. И будут после сего в падении безчестном и в укоризну у мертвых в век; так как сокрушит их безгласных лицом вниз и поколеблет их от оснований, и даже до последних опустеют и будут в болезни, и память их погибнет.
 Прийдут в помышлении о грехах своих боязливые, и обличат их сопротив беззаконных. Тогда станет в дерзновении многом Праведник пред лицом оскорбивших Его и отметающих труды Его.
 Видящие смутятся страхом тяжким и ужаснутся о преславном спасении Его, и скажут в себе, кающеся и в тесноте духа воздыхающе:
« Сей был, Его же имели некогда в посмех и в притчу поношения.  Безумные, житие Его вменили в лишенное всякого смысла и кончину Его – в безчестную. – Как зачёлся в сынах Божиих, и во святых жребий Его есть?»
«Сего ради сбились с пути истинного, и правды свет не просиял нам, и солнце не возсияло нам. Беззаконных исполнились путей и погибли, и ходили в пустыне непроходимой, пути же Господня не узнали».
«Что было пользы нам в гордыне, и богатство с величанием, что воздало нам? – Прошло все оно как тень и как весть проходящая; как корабль (что) проходит волнующуюся воду, после прохода которого нельзя следа обрести, ни же пути шествия его в волнах;
или как птицы, пролетающей по воздуху, (после которой) ни единого обретается знамения пути; язвою же смущаемый биемый дух легкий, и разсекаемый силою шумящею движением крыл, пролетел, и потом ни единого знамения обретается прохождения в нем;
или как стрелою, испущенною на намеренное место, рассеченный воздух внезапно в себе самом заключился, чтобы не познаться прохождению её;
так и мы, рожденные обнищали и добродетели, следовательно, ни единого знамения не можем показать, во злобе же нашей скончались. Ибо надежда нечестивого, как прах от ветра поднимаемый и как пена мягкая от бури разрушена, и как дым от ветра разливается, и как память пришельца одного дня – прошла.
 Праведники же вовеки живут, и в Господе воздаяние их, и попечение их у Вышнего. Сего ради примут Царствие величественной красоты и венец доброты от руки Господней, так как десницею покроет их и силою защитит их.
 Примет во всеоружие рвение Свое и вооружит тварь в отмщение врагам; облечется в броню Правды и возложит шлемом Суд нелицемерный; примет щит непобедимый Преподобия; заострит же напрасный гнев в Оружие: поборятся же с Ним мир и безумные.
 Пойдут меткие стрелы молний, и как от благокруглого лука облаков на намеренное полетят; и от каменнометной ярости исполненной упадут грады; вознегодует на них вода морская, реки же потопят нагло; сопротив станет к ним дух силы, и как вихрь развеет их; и опустошит всю землю беззаконие, и злодейство извратит престолы сильных».


Перевод был сделан с использованием толкового словаря Даля.