О страхах и серьезности

Ната Плеханова
  После грехопадения психика человека распалась, и в процессе жизни обычно продолжается ее дальнейшее расщепление, усложнение и разрастание, как защитная реакция  на жизненные ситуации. Это приблизительно, как капустная кочерыжка с трещиной внутри, которая постепенно обрастает листами, и добраться до нее, до своей сути очень сложно. Да, Господь может коснуться самой человеческой глубины и человек это чувствует, как благодать, но он сам в силу своего устроения не может раскрыться Господу, ему очень тяжело стать той самой кочерыжкой. Трещина же или пропасть внутри человеческой сущности может быть заполнена только Богом, но это только после обнажения той самой кочерыжки. Пропасть внутри себя человек пытается заполнить всем, чем может и книгами, и общением , и добрыми делами, и свершениями… Но это приносит лишь временное облегчение, и пустота вновь чего-то просит, а  человек не понимает чего именно.
  Он не понимает, что нужно раскрыться навстречу Богу, снять свои маски и увидеть, и показать Ему без боязни своё настоящее лицо, то лицо которое человек неосознанно прячет от всех в том числе и от себя самого. Это происходит, потому что ему  страшно, он боится это увидеть и , как Адам после изгнания из рая, он прячет свою наготу от Бога.
  Много страхов живёт в человеке и нужно не бояться их, а  идти каждому навстречу. Где страх, там нет Бога, где домыслы и фантазии — там не может быть Бога, где суета дел и мыслей, там тоже Его нет… А нужно, чтобы Он был везде.
  Страхи, как и страсти ( у них одно происхождение, «стр» — трясти ) — это то, что неосознанно движет людьми по жизни. Одни влекут, другие гонят, и если страсти, как сильные желания и влечения можно отследить и пресекать, то со страхами нужно работать серьезно и осмысленно, пытаясь разобраться детально и размельчая, и вытаскивая на свет. Страхи боятся света, но есть очень хитрые с самого детства, последствия которых формируют поведение человека и его внутренние зажимы.
  Чем больше страхов, тем сложнее душе раскрыться перед Богом.  Мы  ловим вшей, в нужно расправить сладки и заломы в которых прячется тьма.  Их там множество с самого детства, они корежат человека, они заставляют его делать что-то на его взгляд очень правильное, а на самом деле, он просто находится в их плену.  Фантазии, страдания  и страхи  — это то что отдаляет человека от Бога.
Обычно человек живёт в фантазиях и больше всего страдает от этого.
Лопать пузыри фантазий сложно,  часто это напоминает кораблекрушение, но Господь милостив, Он помогает и упасть вовремя и споткнуться так, чтобы долбануло хорошо и лопнули все иллюзии …, главное понимать, что всё во благо, не бояться  крахов и идти дальше.
Коснуться же души, чтобы она разразилась покаянием , может только Господь, человек лишь может  стараться приблизиться к Нему.
Исповедь должна быть  добровольной,  когда есть тупик, есть вопрос, когда душа хочет сблевнуть… А иначе получается самокопание и переливание из пустого в порожнее, должна же постоянная работа и критический самоанализ.
   В церкви ум распадается, отвлекается, начинает следить за происходящим, обращать внимание на людей …, а нужно отключиться от всего, уходить в себя и молиться, пробиваясь к Свету.
   Ищите, идите, стремитесь, никогда не останавливайтесь, отдавайте Ему всё до последнего, всё до капельки и любовь и желания и стремления. Собравшись всей своей высотой и всей своей низостью. Отцы говорили, что «дух должен быть, как ниточка, как струнка», чтобы попасть в «игольное ушко»,  а вытянуть его можно только непрекращающимся стремлением, непрекращающимся поиском. Люди, которые ищут Его, как ощущение и переживание благодати лишь осознают и подтверждают Его присутствие, а нужно начать с Ним жить, всю жизнь стремиться жить Духом ( соединение своего духа, ума и воли),  быть священником внутри себя, как в храме Божьем.
   Если выражаться простым языком, то в молитвенном стремлении участвует каждая клеточка души, каждая клеточка тела. Тело должно молиться всеми своими членами и гениталиями. Человеку что-то в себе не нравится, он обычно что-то вырезает из себя из своей жизни, отрицает, старается забыть, проводит черту : вот это «я», а там был не «я» … Нельзя этого делать, ни в коем случае нельзя. Нужно рассмотреть каждую клеточку, каждое событие, каждое движение сердца и принять. Принять себя целиком и падшесть и святость, и высоту и низость и ширину и узость, отследить жизнь от утробы до сейчас, снять все обвинения и отдать ему все мысли, желания и стремления.
   Пока человек не примет себя таким , какой он реально есть, ни  другого, ни Бога он никогда понять и принять не сможет.


  Отвлекусь немного. Я часто  слышу , что наше нынешнее православие — это реконструкция того, что было когда-то. А что там могло быть?
Смотришь документальную  революционную хронику  и сами священники признаются в своём бессилии перед бездуховностью общества.  Тот же Шмелев описывает лишь внешнюю  обрядовую сторону. Отматываем дальше  натыкаемся на крепостное право, эпоху просвещения и  активную светскую жизнь,  когда даже Хаджи Мурат Толстого  гораздо чище и целомудреннее русских православных, хотя церкви строились на каждом шагу.  Лесков , столкнувшись со зверством внешней церкви, очень чётко разделяет внешнее и внутреннее. Допетровское время, время смуты, время опричнины, гонения  старообрядцев, вечные междоусобные войны… С высоты времён можно сказать, что и иго , и смуты,  и  все войны были во благо, они вели к сплочению народа и пробуждению духовности, когда народ объединялся вокруг монастырей, но что же есть « Святая Русь», почему она Святая, если все святые были людьми грешными? Наверное, потому что после принятия  православие, на её землях постоянно рождались люди, которые до конца шли за Богом, и поэтому на её землях никогда не угасала искренняя чистосердечная молитва.
А, возможно, процент сильных и серьёзных людей был гораздо больше.

21.04.24