Об истоках нигилизма и правления достойных

Андрей Российский
"Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит на тебя", Фридрих Ницше "По ту сторону добра и зла", 1886.


Нигилизм может восприниматься отрицанием всех ценностей человечества и концентрацией на ценностях собственных.

Частично нигилистическим можно назвать трансгуманизм, который, на основе принципа, отрицает любые заслуги человечества и приписывает все заслуги замкнутому на себе самом движению материи. Иногда социал-христианство отрицает некоторые человеческие заслуги, требуя от деятеля иметь божье благословение или божью славу, иначе заслуги человека назывались бы сомнительными. Философия солипсизма отрицает эффективность человеческих заслуг, если они не касаются самого солипсиста.

Три концепции унижения человечества и отрицания его заслуг могут обернуться тремя единственными концепциями, что приносят определенность и согласие между людьми, хотя бы на определенных и сущностных условиях. Являются практическими примерами, когда метафизические установки философии переходят в плоскость морали и этики. Можно назвать эти три случая образами права на правление или легитимацией режима в политике.

Вся ситуация с метафизикой отвечает на один вопрос - "Почему одно, а не другое?". И ответ будет - "Потому, что наша философия такова".