Нельзя быть такой

Татьяна Сергушенкова
Нельзя быть такой

— Глаза на мокром месте.
— Нельзя быть такой чувствительной.
— Ты слишком эмоциональная.
— Нельзя принимать так близко к сердцу.
— Избегайте сильных эмоций.

За эти годы чего я только не наслушалась от близких и дальних в отношении моей особой чувствительности в восприятии окружающего мира.

Если коротко, то сводят всё к тому, что со мной что-то не в порядке. И вот кто лечить предлагает, кто просто смотрит на меня с жалостью, считая себя сильнее и здоровее, кто иначе тыркает.

Кто-то с большим желанием помочь, но чаще с враждебными целями. Например, обвинить меня в излишней чувствительности к их недружелюбным действиям.

Мол, это не они жестокие, а я слишком нежная. Не они на меня только что агрессировали, активно и пассивно, осуждали и обесценивали, а я не поняла их шуток, заботы, их благих намерений.

Кому-то до сих пор непонятно, о чем вообще речь. Попробую объяснить.

Насколько я могу судить, я высокочувствительный человек. Моя нервная система реагирует глубоко и длительно даже на незначительные сигналы.

Я грущу из-за грубого слова, сказанного мимо проходящей женщиной своему ребёнку. Я злюсь, когда вижу как физически сильные угнетают слабых. Я в ужасе от сцен насилия в фильмах. Всячески их избегаю.

Пару месяцев назад я уговорилась вместе посмотреть фильм. Типа комедии. В начале было весело. А потом растреляли человека. Прервав просмотр, я уединилась чтобы прореветься и сделать емдр-сессию на снижение эмоциональной интенсивности. Слова и лицо актёра перед его "смертью" не давали мне покоя.

Читая художественную литературу, мне постоянно приходится себе напоминать, что это не реальность. И всё равно часто плачу. Многую профессиональную литературу по психологии читаю либо с дыханием уджая, либо с тем же емдр.

Нервную систему всё время приходится корректировать "вручную". Снижать ее возбуждение.

И да, в сторону восторга, умиления, других экстатических чувств это тоже работает. За 15 минут прогулки в парке я могу получить огромную порцию переживаний. Приятных. Мощных.

В общении с людьми я телом чувствую их эмоции. К счастью, не так сильно, как свои, но достаточно интенсивно. И глубоко сопереживаю.

Я чувствую фальшь. Мне тяжело переносить глупость, эгоизм, гордыню, малейшее проявление жестокости.

Не говоря уже про то, что я вижу любое неодобрение в свой адрес, слышу любые нотки осуждения, даже если человек пытается их скрыть от самого себя.

Через моё тело проходит, насколько я могу судить, ощутимо больше автоматически телесно-эмоциональных реакций, чем у среднестатистического человека.

Для них мои нескорректированные на поведенческом уровне реакции удивительны и плохо выносимы. Вот, например, разговариваем мы о красоте, а я могу заплакать. От красоты, от восторга. Они — в шоке. Поэтому я редко выражаю в общении эмоции полностью и открыто. Хотя это и требует от меня определённых усилий.

Но и для среднестатистических высокочувствительных людей я не совсем своя. Большинство из них избегает активного общения, конфликтов, внимания. Я же, несмотря на свою высокую чувствительность, всё это хорошо умею. Как и себя защищать.

А ещё я яркая, громкая, активная. Нередко подавляю на контрасте просто своим присутствием. Не только высокочувствительных.

И вот всю свою жизнь я учусь жить с такой особенностью. И жить счастливо. Во многом, у меня получается. Я под это всё в жизни перестроила. И хорошо. Мне нравится.

Что касается рационального и поведенческого аспекта, то если я не скажу, о своей особой чувствительности, люди и не догадаются. А даже иногда когда говорю, и не верят. Особенно после того, как видели меня в роли тренера, в выступлении или каком-нибудь жарком конфликте. Эту составляющую я прекрасно натренировала.

И даже это море эмоции вполне могу переваривать на уровне разума без проблем. Но тело, к сожалению, не тянет этот объём. Я всё ещё надеюсь его натренировать тоже. Жаль, что этот процесс совершенно неясен. Много лет самостоятельно двигаюсь на ощупь. Методом проб и ошибок. И в целом, вижу положительный результат.

Но для некоторых со мной по-прежнему что-то не в порядке. И я настолько привыкла, что меня с самого раннего детства виноватят за то, что я часто "плачу по любой мелочи", "из-за ерунды", что по-прежнему очень близко к сердцу воспринимаю подобные слова, сказанные с любой целью. Мне от них больно.

И да, я о тех словах и людях, доброе расположение которых мне важно. Слова остальных меня уже давно не трогают даже несмотря на особенности моей нервной системы. Она хоть и нервная, но не настолько.

А вот в ситуациях открытого и искреннего общения мне больно, когда со мной так. И да, я умею и закрываться, но тогда и много другого, в том числе, ценного для меня, не придёт. Поэтому я весьма и весьма избирательна в контактах.

Хотя кто-то и на это скажет, что нельзя быть такой.

14 апреля 2024