Суть ресурсного подхода-идея ликвидации населения!

Владимир Ворсобин
       После предыдущей публикации статьи В. Бондаренко "Ресурсные люди"
мне захотелось выделить главное, чтобы лучше понять ее суть.
И, как оказалось, он используется на практике, при обучении и воспитании детей:
F#ck! Почему все не так? Как стать взрослым ресурсным человеком
 © Климова Д., текст © ООО «Издательство АСТ»
      И вот что у меня получилось:

      В. Бондаренко: "По сути, нас приводят к идее мягкой ликвидации населения.
Я часто говорю о возрастном фашизме.
Это совершенно очевидно. У нас в государственных документах обозначено,
что после определенного количества лет наступает «возраст дожития».
Это и есть ресурсный подход."

      К чему нас приводит ресурсный подход? Он популярный, оспаривать мы его не будем. Это космогония MBA. По сути, нас приводят к идее мягкой ликвидации населения. Я часто говорю о возрастном фашизме. Это совершенно очевидно. У нас в государственных документах обозначено, что после определенного количества лет наступает «возраст дожития». Это и есть ресурсный подход.

      Ресурс исчерпан, человек не живет, а доживает. Строго говоря, какое отношение он имеет к трем буберовским демонам?
К технике – никакого: он может ею пользоваться, но он ее не совершенствует, не развивает, не придумывает. На экономике он и вовсе висит тяжким грузом: ему пенсию надо платить. Бюрократию он, скорее всего, раздражает по той же самой причине.

      Мы всё время слышим про бюджет. Вот что самое важное: «бюджет не позволяет», «это экономически нецелесообразно».
У нас уже много десятилетий бюджет не позволяет развивать культуру. Ну, не позволяет. И точно так же не позволяет по-человечески отнестись к тем, кто в «возрасте дожития». Эти люди отработали свой ресурс и современности не интересны.

       Конечно, газовых камер никто строить не будет и даже будут платить какую-то пенсию. Но эти люди мягко вытесняются в область маргинального. Потому что тот ресурс возраста дожития, который раньше был востребован – опыт, мудрость, знания, – в современном мире не имеет ценности.

       Кто ценит мудрость? Никто. Кто ценит знания? Никто. Ценят информацию и не понимают, чем знания от неё отличаются.
«Да какой у вас опыт? Вы жили при царе Горохе, в совсем другом мире, всё изменилось, чего вы лезете? Все и так всё знают».
       В итоге огромное количество нересурсных людей ходит по нересурсной Земле, а она ведь тоже истощается ресурсно. И это, наверное, для меня большое утешение. Все-таки эти нересурсные люди вместе с Землей, небом.
       Но самое главное утешение в том, что они вместе с мировой культурой.
               
                ***
       Как же так получилось, что нересурсные люди оказались вместе с Достоевским, Гоголем?
С Пушкиным, Толстым, Шекспиром, Сервантесом, Шиллером – все отщепенцы.
Все ресурсные люди - не с ними. Получается, как бы ни с кем, хотя и с ресурсом.
       В то время как нересурсные люди – с Бахом, Бетховеном, Шубертом, которым не грозит стать в современном мире модными, то есть превратиться в ресурс. А ресурсные – с кем?..

       Я вспоминаю традицию XIX столетия. Любой интеллигентный, образованный человек – это могли быть аристократы, разночинцы да кто угодно в сословном отношении – считал, что к униженным и оскорбленным нужно относиться примерно так же, как к ним относился Федор Михайлович. И все мы вышли из гоголевской «Шинели», не из «Евгения Онегина». Можно спорить, хорошо это или нет, но в «Шинели» есть этот пресловутый маленький человек русской культуры, нересурсный Акакий Акакиевич. Нересурсным, кстати, можно стать и в 30 лет, и в 25. Но больше их там, где они выпадают из социальной машины. Она их съела, выплюнула. Пошли дальше…
       С одной стороны, мне понятно, старая, отжившая мировая культура, с другой – мир чиновников, бюрократии, бизнесменов, успешных людей, ресурсных людей. Более того, саму духовность стали понимать как ресурс. В одном человеке он есть, а в другом нет. Один хороший философ рассказывал, как он однажды другу в сердцах сказал: «Этикеточки, наклеечки, ярлыки – ну зачем всё это?» На что друг ответил: «Для того, чтобы дороже это продать». Если мы что-то обозначаем как «ресурсное», мы можем это продать.
       Иногда приходится говорить с разными людьми о словах. В последнее время появляются модные слова, например, «токсичный». Меня спросили, это слово что-то обозначает или оно для чего-то другого? Конечно, оно что-то обозначает, но в первую очередь оно для чего-то другого. А для чего? Для отношения «Я и Оно». Если кто-то подойдет ко мне и скажет «Бондаренко, вы токсичны», – это будет означать помещение Бондаренко в категорию не просто нересурсных людей, а людей с каким-то отрицательным ресурсом, отнимающих ресурс.
       Относящихся к разряду токсичных людей, вероятно, можно и нужно лечить, в том числе в различных психиатрических клиниках, возможно, насильственно, превращая их токсичность в дистиллированность. Но самое поразительное, что люди, берущие на себя право и смелость назвать кого-то токсичным, настолько убеждены в собственной нетоксичности. Это не перестает поражать меня на протяжении всей жизни.
                ***    Как человек старомодный, я, конечно, на стороне старой экзистенциальной культуры. И текст этот старомодный. О трансгуманизме и метамодерне поговорим как-нибудь отдельно, чтобы совпасть с трендом.
       Я по-прежнему считаю, что Бубер был прав. Только оживление мира в отношении к нему как к «Ты» – путь к оживлению себя.
На противоположном конце – мертвые ресурсные люди, пользующиеся другими, как нефтяными скважинами.
Из них будет добыта последняя капля нефти, и их просто сбросят в эту скважину, чтобы они не мешали чистоте взглядов.
       Потому что там будет новый микрорайон, обязательно элитная застройка, туда приедут ресурсные люди и будут строить новый ресурсный мир.
Ответ на вопрос, почему в мире всё так неблагополучно.

Записала Юлия АВДЕЕВА
*Киновед, культуролог, литературовед, член Союза кинематографистов.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 20 января 2022 года, № 1–2 (222–223)
Метки: Социология культуры, Теория коммуникаций