Страх потерять КЦ. Ч. 3

Елена Пани-Панкова
Экс-коллеги

Если ты продавец самого низкого (четвёртого) разряда, по той простой причине, что пока стажёр и проходишь обучение на компьютерных курсах компании, помыкать тобой могут все, кто стоит хотя бы на одну ступеньку выше, то есть такие же продавцы, но имеющие третий разряд, консультанты  (у них он не ниже второго) и, само собой, завмагазином и его замы. Все они благодаря мне получили отличные шансы для самоутверждения и в большей или меньшей степени ими воспользовались.
Никто из этой шестёрки демонстративно не проявлял ко мне, существу «низшего» порядка, личного интереса, не спрашивал, кем я работала до того, как пришла сюда, не удивлялся,  почему меня, журналистку, человека с высшим образованием, занесло на непрестижную работу. Директорша, та и вовсе при оформлении на службу заявила, что мой красный диплом её не интересует.  Что ж, вполне по-гоминидски – не снисходить до «сбитого лётчика», кем они, видимо, меня считали, ибо Квазиальфа-самка, будучи сплетницей, явно раструбила другим о моём недавнем прошлом. Я была отличной мишенью, ведь формула «Кто на новенького?» здесь работала на все сто процентов.
Имелся ещё один абьюзер, такой же «низкоранговый», как и я. Грузчик, которого в этом крокодильнике недолюбливали из-за его подсматриваний за переодевашками молоденьких работниц, тоже самоутверждался, но по-другому. Коротышка, он постоянно подкатывал ко мне с заявлениями типа: «Ну что, получается? Нет? Ну да, про тебя же все говорят, что ты сплошной косяк».
Самой безобидной была массивная 20-летняя девица, которую за необразованность я прозвала «за глаза» Хоботкой. Её в этой Казарме всё устраивало, лишние «КЦ» были не нужны, тем не менее и она не показала себя человеком. В первые дни, когда я ещё плохо знала ТБК* и порой путалась в  BookID** и многочисленных книжных  сериях, эта третьеразрядница попила моей кровушки. Работа шла так: новинки нужно было предварительно разложить, сверяясь с ТБК, на промокубе***, а затем стопочками относить к необходимым полкам и расставлять.
Мы подходили к стеллажам, Хоботка пальцем тыкала в нужное место и произносила: «Ложите!» В первый раз, когда я услышала это «ложите», покраснела  от стыда за коллегу, ведь рядом  покупатели. Но ничего, привыкла…
Ещё противнее оказались две консультантки, Карьеристка и Бабка. 26-летняя Карьеристка после трёх месяцев работы успешно прошла аттестацию и перескочила сразу с четвёртого разряда на второй, чем очень гордилась. Но этой ступеньки ей было мало. Девушка явно считала себя умнее других и, очевидно, завидовала своей подружке Эсэсовке, 23-летней «замше», которая сделала ещё более головокружительную «карьеру». Несколько месяцев назад она из простой кассирши превратилась сразу в замдиректора, что, видимо, сильно угнетало Карьеристку.
Другая консультантка, 50-летняя дама, выглядевшая ещё старше, но для покупателей иррационально именовавшаяся коллегами Девушкой, хороводилась с Квазиальфа-самкой. Обе консультантки уже на излёте моей недолгосрочной службы в крокодильнике, когда я прилично освоилась, увидели во мне опасную конкурентку и стали бить ещё больнее.
Так, Карьеристка, заметив, как я в её отсутствие повела покупательницу показывать, где лежит книга Булгакова, метнула в меня полный ненависти взгляд. Когда я вернулась на место, напала: «Я вас очень попрошу! Если ещё раз увидите, что иду вам навстречу, переадресовывайте клиентов ко мне!»
Я начала возражать, наш спор услышала шефиня, и Карьеристка стала ябедничать. Я привела весомые доводы в свою пользу. Всё это время Квазиальфа-самка хранила молчание. Карьеристку она не любила так же, как и меня, видимо, по той же причине: боялась её. А та, лизоблюдка, изо всех сил пыталась боссше угодить, всякий раз желая той хорошего вечера, когда она уходила домой. Либо мерзким сладким голоском интересовалась, как провела Квазиальфа-самка выходные. Думаю, подхалимажем девица достигала обратного эффекта…
А вот Бабке начальница симпатизировала. С Бабкой вышло так: посетителя, которому я не смогла помочь, подвела к более опытной консультантке. Та в это время занималась денежной покупательницей, и неплатёжеспособный старик был ей ни к чему.
Мерзкая «девушка» наклеветала на меня директорше. Я раскладывала книги, когда шефиня вдруг возникла рядом. «Скажите, Елена, а что в нашей работе главное?» - пропела она. «Стучать на коллег», - чуть не вырвалось у меня, но озвучила я, конечно, другое: «Обслуживание покупателей». «Пра-а-а-вильно! Тогда почему же вы, сославшись на то, что занимаетесь товаром, подставили человека?» (Ох уж этот «товар»! Никак не привыкну, что для них книги – это всего лишь товар!)
Вот гадкая Бабка! Минут пять я доказывала тётке, что ни на что я не ссылалась, что так вышло не по злому умыслу… Наверное, всё это выглядело жалко. Что ж, Казарма многому меня научила.
Ещё один заместитель, 36-летний Квазиальфа-самец, словесных нападок себе не позволял и даже порой благодарил меня за работу. Зато в корпоративном чате этот слабак нередко выступал с ехидными замечаниями в адрес новичков.
               
Что сегодня читают?
А теперь немного о приятном. О книгах, которые грели на протяжении всего моего сурового «курса молодого бойца». Одним из немногочисленных бонусов в Казарме была возможность покупать их и другую продукцию с 30-процентной скидкой. Впрочем, и тут в бочку мёда примешивалась ложка дёгтя, потому что никаких дисконтных карт сотрудникам не полагалось. Хочешь что-то приобрести? Жди вечера, когда освободится завмагазином и соизволит самолично «пробить» для тебя льготный товар.
А поскольку делала она это с явной неохотой, в итоге я плюнула на скидку и купила одну из книжек в интернет-магазине продавца-конкурента. Что вы думаете? Она обошлась мне даже дешевле, чем если бы я использовала корпоративную скидку!
Итак, собственно книги. Почти ползала на втором этаже, где преимущественно нехудожественная литература, занимает продукция для детей. Раскраски, наклейки, обучающие книжки, книги-игрушки, всевозможные детские энциклопедии… И хотя, согласно версии моих бывших работодателей, озвученной на дистанционных курсах, масс-маркет в этой сети – женщины средних лет, предпочитающие «дамские» детективы, мне всё чаще казалось, что масс-маркет –  родители или бабушки-дедушки тех, кому ещё не исполнилось 18 лет.
Во второй части зала, разделённого лестницей, явными фаворитами являются книги по психологии, карты таро и правила дорожного движения.   
На первом, «художественном», этаже главный ажиотаж у молодёжи вызывают фэнтези, манга, комиксы, ранобэ  и фантастика. Люди постарше охотнее всего тянутся к детективам и зарубежным новинкам.
А если ориентироваться на запросы и тот «товар», что чаще всего приходилось рассовывать по полкам, самыми популярными авторами нынче являются Агата Кристи (её произведения предпочитает читать молодёжь), Джордж Оруэлл, Стивен Кинг, Михаил Булгаков, Стругацкие, Эрих Мария Ремарк, Фёдор Достоевский, Ю Несбё, Харуки Мураками.
Впрочем, нынче книги преимущественно не читают, а ПОТРЕБЛЯЮТ. Потреблять принято экранизированное, модное, престижное, красивое и то, что можно будет потом перепродать. Поэтому у прагматичного поколения 18+ не в тренде мягкая обложка: такие экземпляры быстро теряют товарный вид, и их спустя время вряд ли кто-то купит.
Немало тех, кто приобретает книги как элемент дизайна. Одна «любительница» чтива отказалась покупать томик цвета апельсина: «Фи, оранжевый терпеть не могу!»
 
Воры – сотрудники и посетители
Несмотря на то что отношение к новичкам во многих случаях оставляло желать лучшего, быть уволенной мне не грозило. Я старательно обучалась на заочных курсах, тратя на них драгоценные выходные дни, и имела отличные шансы спустя три месяца после старта службы в Казарме сделать какую-никакую карьеру. За что же здесь лишали работы? Помимо грубости к покупателям, о которой я уже написала, это воровство. Кто-то умыкал товар, и его вычисляли благодаря видеокамерам, а один кассир, как сообщил мне словоохотливый Коротышка, в подсобке лакомился взятым с полок фудом****, не считая нужным за него платить.
Много воров было и среди покупателей. Почти во всех случаях ими являлись молодые люди и девушки. Один беспрепятственно вынес несколько комиксов, и замдиректора потом выложил в мессенджере скрины с его физиономией. Другой похитил книги в ещё одном магазине сети, и о его возможном появлении предупредили в чате. Третий хотел умыкнуть сладости…
Не могу не написать об увольнении за нелояльность к компании. Больше десяти лет я ходила в этот магазин в качестве покупательницы, и, когда поступила туда на службу, долго не могла понять, почему мне в нём теперь так дискомфортно. Понятно, что, став сотрудницей, да ещё и на низовой должности, я увидела вторую сторону медали. И всё же… Оказалось, что буквально за три месяца до моего появления в Казарме там сменилась начальница. Искренняя, желавшая добра этой сети, теперь уже экс-директор в итоге оказалась не у дел, поскольку топ-менеджерам критика её не понравилась…

Продолжение следует. Я хочу рассказать о том, как поступают в таких магазинах, если собаки грызут книги, и о прочих нюансах работы с покупателями.

Список терминов
ТБК* – торгово-библиографический классификатор.
BookID** (букайди) – код книги.
Промокуб*** или просто куб – квадратный ящик, на котором выложен самый популярный товар. В некоторые кубы  можно складывать лишние или не предназначенные к показу покупателям экземпляры.
Фуд**** - еда (англицизм).