Пять уровней души и текстов

Василий Слынько
Ударные слоги в русской транскрипции выделены большими буквами.
Если ударение не указано, то оно падает на последний слог.

* * *
1. Слова «душа», «дух» и «дыхание» являются однокоренными и взаимозаменяемыми.
Душа – это дыхание! Поэтому выражение [хамЭш нэшамОт] означает и «пять душ»,
и «пять дыханий» (или «дышащих существ»).

[йэш хамэш нэшамот ба-мишпаха шэли]
Есть пять душ-дыханий в семье моей.

– Пять дышат душ в семье моей,
а я шестой по счёту в ней.
Когда же я о них пишу,
то и дышу, и не дышу!..

2. Есть пять уровней души. Цитата: «Наши мудрецы говорили:
У неё есть пять имен: [нЭфэш] (душа-дыхание), [рУах] (ветер, дух),
[нешама] (душа-дыхание), [хая] (живущая, живая; животное, зверь) и
[йэхида] (единственная)», от [яхид] (единственный).

3. Пять уровней души означают пять уровней человеческого существа:
от телесного (нЭфэш) – до божественного (йэхида).

Нэфэш соответствует телесному дыханию атмосферным воздухом.
Хая – витальному дыханию и животному началу в человеке (живот).
Руах – дыханию эмоций и чувств (сердце). Нешама – интеллектуальному дыханию
и мышлению (голова). Йэхида – дыханию «искры Божьей» единого Бога в сердце
каждого живого существа.

Йэхида – одна и та же во всех живых существах, потому что есть только один Бог.
В речи этот факт зафиксирован местоимением «я», которое является нашим общим
личным именем. Все остальные имена и уровни могут отличаться друг от друга.

4. Пяти уровням души соответствуют пять уровней речи (устной или письменной).
Когда мы слышим незнакомую речь или видим незнакомую письменность, то имеем дело
с их телесным уровнем [нЭфэш] – акустическими звуками или графическими знаками,
смысл которых нам непонятен, как журчание ручья или китайские иероглифы.

В понятной речи еврейская традиция выделяет четыре смысловых уровня:
буквальный смысл; намёк; толкование и тайну.

– [пшат] «буквальный смысл», который мы соотнесём с уровнем [хая] (живая).
Проверочное слово: [пашут] «простой, обычный, прямой».
 
– [рЭмэз] «скрытый, глубокий, аллегорический смысл», букв. «намёк», который мы
соотнесём с уровнем [рУах] (ветер, дух). Проверочное слово: [мэрувах] просторный.
Заметим, намёки мы ощущаем сердцем и лишь потом истолковываем (умом).

– [драш] «требуемое толкование», который мы соотнесём с уровнем [нэшама].
Проверочные слова: [даруш] «требуемый, искомый» и [мидраш] «истолкование».

– [сод] «тайный, мистический смысл», букв. «секрет, тайна». Проверочное слово:
[йэсод] основа, фундамент. В основании всего ненулевого и конечного – вечная
тайна нуля и обратно пропорциональной ему бесконечности.

5. Буквальный смысл (ПШАТ) предложения «Есть пять душ-дыханий в семье моей»
означает пять членов семьи. Намёк (РЭМЭЗ), содержащийся в нём, указывает на
различные сорта семей.

Толкование (ДРАШ) этого намёка указывает на пять членов психофизической семьи:
тело, волю, чувства, разум и высшее «Я».

Тайна (СОД), общая для всех высказываний, заключается в молчании,
на фоне которого они возникают. Его невозможно разгадать!..

(2024)