Космическая философия

Галина Жолонковская
КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В 2023 году я открыла новый интересный раздел в своим творчестве,
под величественным названием «КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ».
У меня много написано произведений, которые по своему содержанию,
замыслу и сюжету можно отнести к разделу «Космическая философия».
Раскрою тайну, что космическая философия известна в литературе давно.
Многие люди считают, что Константин Эдуардович Циолковский –
первый и единственный основоположник космической философии.
Но это не так, космическая философия излагалась ещё в древних книгах.
Книги эти о звёздных системах, мирах, вселенной, о бытие и о человеке.
Такого рода книги были доступные лишь высоко просвещённым мужам,
поэтому среди древних философов много тех, кто знаком с космологией.
Космология легла в основу космической философии, на её базе она строилась.
В древности, только посвящённые имели доступ к сакральным знаниям о вселенной.
Простым людям космология была не доступна, ибо они интеллектом были ниже.
С тех времён утекло много воды, эпохи сменились расцветом знаний и науки,
и сейчас, как никогда космическая философия на слуху, и за нею будущее.
Будущее за космической философией, и это несомненно и нетривиально.
Нетривиальный человек – умный, находчивый и интересный индивид,
и он нуждается в глубокой космической философии, как в еде и в питье.
Но не каждый автор, поэт, писатель способен изложить космическую философию.
Для понимания космической философии нужны глубокие познания в этой области.
И только те, кто знакомы с трудами выдающихся учёных и древних философов
способны написать что-то поистине стоящее и весомое на космическую тематику.
Не имея представления о космологии ничего подобного написать невозможно.
И я очень рада, что мне посчастливилось внести вклад в космическую тематику.
Создавая, с помощью слова живые образы, картины и многомерные пространства,
я передаю литературным языком процессы, происходящие в глубине Вселенной.
Космическая тематика завораживает здравомыслящего и многогранного читателя,
и пользуется большим успехом у знатоков живого слова и космической экранизации.
Создавая новые образы и неологизмы, доселе не применяемые в русской литературе,
я расширяю сознание читателя, и тем самым раздвигаю границы понимания Вселенной.
Прочитав мои произведения из разделов: «Многомерность», «Непознанные миры»,
«Космический импрессионизм», «Сакральная поэзия», «Космическая философия»,
читатель несомненно столкнётся с новыми непознанными образами и процессами.
И чтобы разобраться в прочитанном, ему придётся углубляться в текст с головой,
поэтому мои произведения заставляют читателя думать, размышлять, анализировать.
И это очень ценно в поэзии и в литературе, ибо образность – развивает ум и разум.
И только многогранный человек способен оценить по достоинству моё творчество.
Человеку с суженным сознанием, никогда не понять и не разобраться в прочитанном.
А человеку с расширенным сознанием, имеющим знания в космологии и в астрономии,
написанное мной будет читать интересно и познавательно, и несомненно увлекательно.

Раздел «КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
Вот некоторые произведения, высоко оцененные на литературном поприще.

1. ПЛАНЕТЫ ЕСТЬ…
http://stihi.ru/2021/03/29/7169

2.  МУЛЬТИВСЕЛЕННОЙ МИР ВЕЛИК
http://stihi.ru/2021/05/28/6949

3. СРЕДИ ДРУГИХ МИРОВ
http://stihi.ru/2021/09/21/6384

4. ВСЕЛЕНСКАЯ МЕТАМОРФОЗА
http://stihi.ru/2021/04/06/5793

5. МЕГАЛИТ
http://stihi.ru/2021/05/24/7523

6. ГИГАНТСКИЕ ГАЛАКТИКИ
http://stihi.ru/2021/02/15/5396

7. АННИГИЛЯЦИЯ
http://stihi.ru/2020/12/09/4296

8. ПРОСТРАНСТВО
http://stihi.ru/2020/08/14/6479

9. ВНУТРИ ВСЕЛЕННОЙ
http://stihi.ru/2020/07/03/5263

10. ЧТО ТАМ ЗА ЗВЁЗДАМИ...?
http://stihi.ru/2021/03/05/3496

22.08.2023г.
Автор: поэт, философ, мистик, космист,
специалист по энергетике и энергиям,
аналитик, космолог Галина Жолонковская,
литературный псевдоним «Белая Волчица»,
посвящённый Оскарус*Сириус.

________________________________________

Космос (др.-греч. «порядок, гармония») –
понятие древнегреческой философии и культуры,
представление о природном мире
как о пластически упорядоченном гармоническом целом.
Противопоставлялся хаосу.
Греки соединяли в понятии «космос» две функции –
упорядочивающую и эстетическую.
Термин «Космос» начинает употребляться в философском смысле
уже в период становления первых философских школ Древней Греции.
Согласно Диогену Лаэрцию, Пифагор был первым, кто назвал Вселенную «Космосом».
Однако использование этого понятия зафиксировано ещё до Пифагора
у Анаксимена и Анаксимандра.
Он широко употребляется у Гераклита, Парменида, Эмпедокла, Анаксагора,
Демокрита и других досократиков.
/Википедия/

Космическая философия –
раздел философии, занимающийся множеством этических,
эпистемологических, метафизических и эстетических вопросов,
вращающихся вокруг главной темы космоса,
астрономической концепции Космоса,
а также освоения космоса и астрономии.
/Astropedia/

Космология (Kosmologie; от греч. – «учение о мире») –
философско-научное рассмотрение космоса,
Вселенной, особенно в отношении её возникновения.
Появление космологии (см. Космогония) относится к глубокой древности,
к наблюдению и записям вавилонских и египетских жрецов.
Дальнейшее развитие космологии идёт от них через Гиппарха и Птолемея к Копернику,
Тихо Браге, Кеплеру, Ньютону и затем к настоящему времени, причём
из космологии постепенно вычленяются современные точные естественные науки.
Рассматривавшаяся и трактовавшаяся раньше
как часть метафизики космология сама стала естественной наукой
и (понимаемая в узком смысле) приравнивается к астрономии.
/Философский словарь/

Картинка из интернета.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ПРИЛОЖЕНИЕ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ
Рекомендую ознакомиться, очень полезная информация для общего развития.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АСТРОНОМИИ И КОСМОЛОГИИ
Лекция 7. Философские проблемы астрономии и космологии.
1. Мировоззренческие проблемы космологии Вселенная –
это фундаментальное понятие астрономии, строго не определяемое.
Включает в себя весь окружающий мир.
На практике под Вселенной часто понимают часть материального мира,
доступную изучению естественнонаучными методами.
Во все времена человек интересовался происхождением мира.
До появления науки, происхождение Вселенной объяснялось
с мифологической и религиозной точки зрения,
 позднее они сменились научными представлениями.
Космология – это наука о космосе, она изучает Вселенную в целом.
Термин «космология» образован от греческих слов:
kosmos – Вселенная и logos – закон, учение.
В Древней Греции считалось,
что Космос – это «порядок» и «гармония», и противоположный ему хаос – «беспорядок».
Но сейчас в понятие «Космос» входит все, что находится за пределами атмосферы.
 Космология, как наука, показывает согласованность процессов в нашем мире
и сосредоточена на открытии законов функционирования этого мира.
Таким образом цель изучения Вселенной,
как единое упорядоченной целое – найти и изучить эти законы.
Космология –
это астрофизическая теория структуры и динамики изменения Метагалактики,
включающая в себя и определенное понимание свойств всей Вселенной.
То есть Космология – это один из разделов естествознания,
который использует различные факты, методы и достижения из астрономии,
философии, физики и математики.
Естественно-научную базу этой науки составляют астрономические наблюдения
Галактики, различных звездных систем, теория относительности А.Эйнштейна,
релятивистская термодинамика и различные другие физические теории.
2. Астрономия – это наука о Вселенной, изучающая расположение, строение,
происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем
(astron по-гречески означает звезда, nomos — закон).
Астрономия – это главным образом наблюдательная научная дисциплина.
Современная Космология – это раздел астрономии,
в котором объединены данные физики и математики,
а также универсальные философские принципы,
поэтому она представляет собой синтез научных и философских знаний.
Поскольку различные предположения о том,
как возникла и устроена Вселенная практически невозможно проверить опытным путем,
то зачастую эти размышления существуют в виде математических моделей
и теоретических гипотез, этим и объясняется связь космологической науки и философии.
В космологии обычно сначала разрабатывается теория либо модель,
затем предмет исследуется на практике либо с помощью эксперимента.
Поэтому здесь философские и общенаучные знания имеют огромное значение.
Но в результате получается, что космологические модели часто основываются
на противоположных философских принципах.
С другой стороны, открытия и выводы в Космологии рождают
новые философские взгляды и представления людей о мироздании.
Самой важной аксиомой современной космологии является то, что законы,
которые установлены на базе изучения совсем небольшой части Вселенной,
можно соотнести сначала на более широкую область, а потом и на Вселенную в целом.
В зависимости от того, какой принцип или закон берется за основу,
различают разнообразные космологические теории.
Далее строится на этой основе модель,
с помощью, которой можно сделать проверку исследуемой области Вселенной.
Следующие из теории выводы должны быть подтверждены наблюдениями,
либо не противоречить им.

/информация взята из открытых источников/

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АСТРОНОМИИ И КОСМОЛОГИИ
2.2. Философские проблемы астрономии и космологии.
2.2.1. Научный статус астрономии и космологии, их место в культуре.
Является ли астрономия особой научной дисциплиной
или «прикладным» разделом физики?
Космология – раздел астрономии или самостоятельная наука?
Понятия «наблюдаемая Вселенная», «Вселенная как целое»,
«мини-вселенные» и «Метавселенная».
Астрофизика, космология и физика элементарных частиц.
2.2.2. Основания научного метода в астрономии и космологии.
Современная революция в средствах и методах эмпирического исследования Вселенной.
Новая эпоха великих астрономических открытий.
Становление неклассических и постнеклассических оснований изучения Вселенной.
Идеалы и нормы описания и объяснения явлений, построения теорий,
строения и обоснования знания в астрономии и космологии.
 Эвристическая роль научной картины мира.
Наблюдение, квазиэкспериментальная деятельность и экстраполяция
как способы изучения настоящего, прошлого и будущего Вселен¬ной.
Принцип единообразия Вселенной. Основания сравнительно-исторического метода
изучения эволюционных процессов во Вселенной.
Метод моделей в астрономии и космологии, его основания и эвристические возможности.
Основания применения статистических методов в различных разделах астрономии.
Эпистемологические аспекты компьютерного моделирования структуры
и эволюции космических объектов.
2.2.3. Проблема объективности знания в астрономии и космологии.
Специфика эмпирического и теоретического знания о Вселенной;
проблема «теоретической нагруженное™» фактов;
 эвристическая роль эмпирических зависимостей (диаграмма Герцшпрунга—Рессела,
пропорциональность красного смещения в спектре расстоянию до галактики и др.).
 Современная система теоретических знаний о Вселенной и реальность.
 Парадокс «скрытой массы» и проблема обоснованности системы знаний о Вселенной.
2.2.4. Эволюционная проблема в астрономии и космологии.
Нестационарность – важнейшая черта эволюционных процессов во Вселенной.
Понятие эволюции в астрофизике.
Основания и концептуальная структура современных астрофизических теорий.
Парадоксы черных дыр.
Основания и концептуальная структура современных космологических теорий:
теории расширяющейся Вселенной А.А. Фридмана,
теории горячей Вселенной Г.А. Гамова,
инфляционной космологии, других космологических теорий.
Реликтовое, излучение и проблема выбора космологической теории.
Релятивистские космологические модели –
схематическое описание некоторых черт Метагалактики.
Генезис Вселенной в вакуумной картине мира: физические и философские аспекты.
Специфика идеалов и норм доказательности знаний в космологии.
Понятия пространства и времени, эволюции и стационарности, конечного и бесконечного,
причинности и спонтанности в космологических теориях.
«Большой взрыв» и понятие начального момента времени в релятивистской космологии.
Понятие квантовой флуктуации вакуума в инфляционной космологии.
Термодинамический парадокс в космологии. Самоорганизующаяся Вселенная.
Мировоззренческие дискуссии вокруг эволюционных проблем в со¬временной космологии.
2.2.5. Человек и Вселенная.
Научное и мировоззренческое значение коперниканской революции в астрономии.
Проблема эквивалентности систем Птолемея и Коперника
с точки зрения общей теории относительности: физический и философский аспекты.
Вселенная как «экологическая ниша» человечества.
Универсальный эволюционизм и проблема происхождения сознания.
Человек, его жизнь и смерть в контексте универсального эволюционизма.
Роль космических факторов в биологических и социальных процессах.
Философские аспекты проблемы жизни и разума во Вселенной.
Проблема SETI (поиск внеземных цивилизаций)
как междисциплинарное направление научного поиска.
Эпистемологические основания об¬мена смысловой информацией
между космическими цивилизациями.
Мировоззренческое значение возможных контактов.
Антропный принцип (слабый, сильный, участия, финалистский)
и принцип целесообразности в космологии.
Понятия наблюдателя и участника в АП.
Антропный принцип и телеологическая проблема.
АП и проблема множественности вселенных.
Идея спонтанного генезиса Все¬ленной в процессе самоорганизации
как одна из возможных интерпретаций АП.
Мировоззренческие дискуссии вокруг АП.
Космос и глобальные проблемы техногснной цивилизации.
Астрономия и перспективы космического будущего человечества.
Космизм и антикосмизм: современные дискуссии.

/информация взята из открытых источников/

КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Основоположник научной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский
был большим другом молодежи, постоянным автором комсомольских изданий,
включая и только что возникший в те далекие уже годы журнал «Техника — молодежи».
Его труды по теории реактивного движения и космических полетов переиздавались
множество раз и стали настольными книгами всех,
кто работает в области освоения космоса.
Теперь, когда мы живем уже в 24-м году космической эры,
вследствие бурного развития ракетно-космической техники и
космических исследований приобретают широкий интерес и
мировоззренческие работы Циолковского (см. «ТМ» № 5 за 1979 г.).
Сегодня мы впервые публикуем одну из последних работ теоретика звездоплавания,
написанную им за несколько месяцев до смерти, 8 мая 1935 года.
К. Э. Циолковский был убежден в том, что деятельность инженера и
изобретателя должна строиться на прочной мировоззренческой основе,
и потому много сил уделял работам в области этики, философии, религии и атеизма.
В последние годы жизни он напряженно искал краткое и
доступное выражение своим взглядам, начал интересоваться марксизмом.
Ученый подводил итоги и намечал новые перспективы своих исследований.
В наброске «Необходимость космической точки зрения» 23 октября 1934 года он писал:
«Судьба существа зависит от судьбы вселенной.
Поэтому всякое разумное существо должно проникнуться историей вселенной.
Необходима такая высшая точка зрения.
Узкая точка зрения может повести к заблуждению...
Человеком руководит грубый эгоизм короткой земной жизни:
хватай что можешь — умнее ничего нет».
В противопоставлении такому миропониманию Циолковский
хотел привести «ряд космических истин,
способных дать нам правильное представление о судьбе космоса,
а стало быть, и о судьбе человека, животных, растений и неорганического мира».
В статье «Космическая философия» он, видимо, пытался осуществить это намерение.
Шаг за шагом здесь устраняются присущие в те годы большинству людей сомнения
в бесконечности вселенной, вечности жизни, реальности совершенных существ космоса,
разворачивается грандиозная панорама космической эволюции.
Во взглядах Циолковского, известных и по изданным его трудам «Монизм вселенной»,
 «Причина космоса», «Воля вселенной», «Неизвестные разумные силы»,
много необычного: блуждающий атом, живущий «сознательной жизнью»
в высших организмах и спящий «сном без сновидений» в неорганической материи;
 доводородные миры, эфирные существа которых, условно называемые им «духами»,
живут одновременно с нашим, более поздним и более плотным миром...
Циолковский говорит о «смысле вселенной»,
понимая под ним бытие высокоразвитых цивилизаций,
влияющих на космические процессы.
Правда, здесь нетрудно заметить уязвимость и противоречивость рассуждений
Циолковского, возникающих потому, что они как бы лежат на грани
между домарксистскими и диалектико-материалистическими представлениями
об отношениях человека и космоса.
Например, считая, что в океане космического блаженства
под руководством «президентов» солнечных систем и галактик
пресекаются «муки самозарождения» и полусознательной животной жизни,
он в то же время допускает, что «оставлено без вмешательства небольшое число планет,
обещающих дать необыкновенные результаты», настаивая на том, что именно
в земных страданиях вызревают наиболее совершенные формы разумной жизни...
Вообще в построениях Циолковского очень много
от утопии и художественного воображения.
Многое здесь представляется устаревшим:
его космология гораздо ближе ньютоновской, чем современной,
отдельными чертами она даже напоминает античный стоицизм,
особенно заметны промахи в экологических вопросах.
Но и ошибки великих людей заслуживают глубокого изучения.
Они не менее интересны, чем их гениальные прозрения и открытия.
В космической же философии К. Э. Циолковского положительная сторона
с лихвой перекрывает недостатки:
острейшее осознание поистине всемирной ответственности
за каждый сделанный на Земле шаг,
поиск высоких этических оснований человеческой деятельности,
попытка понять эволюционные процессы в колоссальной временной перспективе.
Отделить в мировоззрении калужского ученого здравое и
прозорливое от наивного и фантастического – задача будущего.
Но чтобы с течением времени ее можно было решить,
уже сейчас полезно изучать труды Циолковского во всей тематической полноте.
Статья «Космическая философия» печатается по выправленной автором
машинописной копии, хранящейся в архиве АН СССР (фонд 555, опись 1, дело 535).
В текст внесены сокращения и незначительные стилистические изменения,
опущен последний раздел «Колебания, сомнения, вопросы».

НИКОЛАЙ ГАВРЮШИН,
кандидат философских наук

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Картинка из интернета

Информация опубликована на Проза.ру и на Изба-Читальня.
https://proza.ru/2023/08/22/761
© Copyright: Галина Жолонковская, 2023
Свидетельство о публикации №223082200761

ВАЖНО
--- Информация была ранее опубликована на Стихи.ру, но её удалили!
3. открыла новый раздел, под названием "КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ". ***
Космическая философия http://stihi.ru/2023/08/22/2573
Кому-то очень не нравится, видимо, космическая философия!!!!!
--- Новые разделы. Информация для читателей
http://stihi.ru/2024/01/07/1857
Ссылка на статью есть тут, но она закрыта.
3. открыла новый раздел, под названием "КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ". ***
Космическая философия http://stihi.ru/2023/08/22/2573
На Стихи.ру администрация умышленно удалила мою статью.