Гибель этносов и цивилизаций

Финн Заливов
«Этносы уходят в небытие, потому что враждебные внешние условия оказались сильнее этноса, или этнос оказался слабее, т.е. неспособным ответить на вызов времени. Первую группу причин гибели этносов, с определенной долей условности, можно определить, как внешние, вторые как внутренние.
Как правило, внешние причины – это воздействия непреодолимой силы. Например, если тунгусский метеорит упал бы не в Сибири, а в Европе, то многих европейских народов бы не стало. В этом случаи их гибель мало зависела бы от них самих.
Основой внутренних причин деградации этноса является утрата национального мировоззрения - этнического духа – иммунитета, но пока этнических дух не сломлен, никакие угрозы для этноса не страшны. Образно говоря, внешние причины – микробы, внутренние причины – ослабленный иммунитет. Сопряженное воздействие этих причин порождают болезнь организма.
Если мы обратимся к факторам этногенеза, то легко определим факторы гибели этносов.

Внешние факторы гибели этноса – это средовые факторы:
- естественный отбор;
- социализация.
Естественный отбор бывает трех типов:
- конституциональный – неблагоприятные климатические факторы среды;
- межвидовой – борьба с представителями других видов;
- внутривидовой – борьба с особями своего вида.

Внутренние факторы гибели этноса – генотипические факторы:
- метисация;
- изоляция;
- мутация.


Внешние причины гибели этносов и цивилизаций.

Разрыв (нарушение социализации). Смерть расы можно понимать буквально, например негроидной, можно считать исчезнувшей расой, когда все негроиды будут уничтожены в каком-нибудь глобальном конфликте или ассимилированы с другими расами.
С нацией несколько иначе. Поскольку нация в отличие от расы имеет не только определенный психофизиологический склад, но и определенное духовное миросозерцание, то (а также народность, племя) может быть уничтожена двумя способами, нация может быть уничтожена физически, нация может быть уничтожена и духовно. Поскольку принадлежность к нации определяется этнически и ментально, то и уничтожить нацию можно как этнически, так и ментально.
Например, ментально был уничтожены авары, некогда один из самых сильных народов в Европе. Аварский каганат на равных соперничал с империей Карла Великого, но христианизация авар, утрата национальных обычаев и верований, разложило каганат изнутри. Каганат стал легкой добычей для Карла Великого, а авары перестали существовать как этнос.


Катаклизм (конституциональный естественный отбор). Природный катаклизм, например, оледенение планеты, смертоносная эпидемия и т. д. Такова была одна из основных причин гибели Минойской цивилизации на острове Крит. В XV веке. до н. э. произошел вулканический взрыв на острове Санторин, породившего цунами. Возможно, именно эта катастрофа послужила основой мифа об Атлантиде.

Неадекватность (межвидовой естественный отбор). Не все народы могут ответить на вызовы времени, и это предопределяет их гибель. Образ жизни этноса может быть неадекватен новой исторической эпохи, со свойственными ей закономерностями развития. Например, идея кочевой жизни печенегов стала неадекватна новой исторической эпохе.
Обычно процесс деградации этноса развивается по следующей логике. Этнический образ жизни не соответствует эпохи, т. е. в данных исторических условиях другие этносы развиваются более эффективно. Низкая эффективность порождает экономическую отсталость, которая детерминирует снижение уровня оборонного потенциала. Этнос не может противостоять более развитым народам. Так случилось с некоторыми индейскими народностями при покорении их испанцами. Гораздо более высокий уровень развития, в том числе и военный, европейской цивилизации не оставлял индейцам никаких шансов.
Как социальный организм этнос может быть здоров, но внешние условия не способствуют развитию данного организма. Здесь можно вспомнить процесс эволюции жизни на Земли. Многие биологические виды уходили в небытиё, т. к. принципы их жизнедеятельности не соответствовали изменившимся обстоятельствам, например, изменениям климата. Приходилось уступать биологические ниши более приспособленным видам.

Раскол (внутривидовой естественный отбор). В VII веке в Нижнем Поволжье возникает Хазарский каганат. Он быстро становится сильнейшей региональной державой. Хазарскому каганату принадлежала территория (с юга на север) от современной Турции до Москвы, и (с запада на восток) от Киева до Аральского моря. Черное море тогда называли Хазарским.
В IX веке хазарская знать приняла иудаизм, в то время большинство населения оставалась приверженцами иных концессий (христиане, ислам). Это привело к расколу этноса. Начались междоусобицы, гражданская война, затем последовал развал некогда одной из самых сильных держав региона. После падения Хазарского каганата, хазары-мусульмане растворились в среде тюркско-язычных кочевых народов. Хазары, исповедовавших иудаизм, влилась в состав центрально европейских еврейских общин. Потомками хазар-иудеев считают себя караимы – немногочисленная народность, живущая в Крыму.

Внутренние причины гибели этносов и цивилизаций.

Деструктуризация (мутация). Этнос – организм. Патологическое нарушение структуры любого организма приводит его к гибели. Например, элитарно-властный дисбаланс, существующий довольно продолжительное время может привести к гибели государства, с последующим разложением государственно-образующего этноса.
«Нация создается группой интеллектуалов данного этноса, своего рода умственной аристократией данной эпохи, которая и вырабатывает комплекс культурных ценностей, долженствующий лечь в основание кристаллизующейся национальной культуры».
Если в результате элитарно-властного дисбаланса, элита на долгое время отстраняется от власти, то это может привести к гибели этноса, вследствие потери национальной идентичности и последующей ассимиляции. Например, после покорения половцев, татаро-монголы полностью вырезали всю половецкую знать. Оставшееся население утратило свою национальную идентичность, и быстро ассимилировалось с завоевателями.
Из биологии известно большинство мутаций вредны для организма, мутации ведут к снижению плодовитости или смерти организма. Аналогичные процессы возникают и в социальном организме. Одним из важнейших сигналов начала процесса мутации является снижение показателя рождаемости этноса в мирное время.


Растворение (метисация). Насильственное физиологическое уничтожение целых народов – явление в истории довольно редкое. Гораздо чаще происходит уничтожение народа путем его метисации с другим народом. Один народ умирает, другой рождается.
Метисация одна из причин гибели Римской империи. Народ, который когда-то основал Древний Рим, стал меньшинством в империи. Варвары в больших количествах селились на территории Древнего Рима, многие из них стали добиваться важных должностей, появились императоры из галлов, сирийцев. Стали исчезать древние римские обычаи, древнеримским богам престали поклоняться, даже латинская речь исказилась.

Сегментация (изоляция). Разделение единого организма несколько частей и изоляция этих частей приводит деградации единого этнического образования. Сегментация, как правило, бывает прологом к расколу, о котором мы уже говорили.
Если сегментация разделяет этнос на множество равных частей, то этнос, лишенный ядра деградирует и угасает. Если от этноса отделяется несколько сравнительно малых частей, то этнос сохраняется, а сегментированные части превращаются в самостоятельные этносы.
Примером могут послужить помаки. Этнически помаки – болгары, и несмотря даже на то, что они проживают в Болгарии, используют болгарский диалект языка, они не отождествляют себя полностью с болгарами. Наоборот, помаки демонстрируют некоторую внутри этническую замкнутость общины и желание сохранить традиционный сельский уклад в местах компактного проживания к югу от Пловдива. Во время конфликтов Турции с соседями они принимали сторону последней, отсюда предположительно и их этноним – «помогац», что переводится как «пособник», «помогающий туркам».
В общих чертах помацкий этнос сформировался в XIV-XIX вв., т.е. во времена оккупации Болгарии Османской империей. Одной из основ их само идентификации и само отгораживания от болгар служит ислам, который исповедуют помаки.

Такое сложное явление как гибель этносов и цивилизаций, как правило, обусловлено комплексом причин. Например, Древний Рим пал над натиском варваров, но в свою очередь, его падение явилось следствием внутренней слабости народа потерявшего единство.

Существует еще множество причин гибили этносов, но все они лишь следствия факторов перечисленных выше. Например, неадекватное институциональное устройство может ослаблять государство и, следовательно, образующий государство этнос. Но ведь неэффективные институты не появляются на пустом месте. Их существование лишь следствие таких факторов неадекватности или деструктуризации.

Не следует путать гибель этносов и цивилизаций с гибелью государства. Государство может погибнуть, а этническое образование и его цивилизация может продолжить свое существование. Впоследствии может даже последовать ренессанс, казалось бы, умершей цивилизации. Примером может служить намечавшиеся возрождение такого этнического образования, как крымские татары».
***
P.S.
Если вы дочитали до конца вышеприведенные краткие «выжимки-интерпретации» из этногенеза, то можно проанализировать сегодняшнее состояние этноса под названием – Россия, «примерив» их, но с учетом следующего:
1. Многонациональный этнос - «Россия» перенес за последние сто лет:

- две мировые войны,
- не одну гражданскую,
- десятки локальных войн,
- несколько «холодных» войн,
- две или три революции,
- глобальный геноцид во второй мировой войне,
- геноцид Горбачевских и Ельцинских реформ,
- геноцид теперешнего российского «бандитского олигархического капитализма».

И еще очень многое, что стало бы смертельным для любого другого этноса, но всё-таки убийственно истощило, обеднило генофонд этноса - «Россия». Погибали  то лучшие. Его  этнический дух – иммунитет и движущая сила, который в теории пассионарности и этногенеза Л.Н.Гумилева определяется, как пассионарность, стал  ослабевать в годы хрущёвского и брежневского правления (о чём говорил Лев Николаевич, и за что его критиковали и ругали), и что стало одной из причин развала СССР.

2. К другим факторам пагубного воздействия на наш этнос относятся:

- варварское отношение к своим природным богатствам, отданным в настоящее время на разграбление алчным «бандитам от бизнеса»,
- обворовывание настоящих и грядущих поколений,
- ужасное, безнравственное отношение государства и его чиновничьего аппарата, который вырос за последние 30 лет до фантастических размеров, к самому ценному, что есть в этносе – к народу и человеку,
- реставрация классов и сословий,
-  деградация образования, науки, культуры,
-  недопустимое отношение к экологии в целом, и экологии человека, что приведет к не поправимым последствиям, равносильным ядерной войне.
Это, безусловно, далеко не всё, но и от этого «волосы встают дыбом».

© 11.01.2011г. Финн Заливов