Рецензии на произведение «Две темные луны. Цветаева. Версия»

Рецензия на «Две темные луны. Цветаева. Версия» (Наталья Воронцова-Юрьева)

Было очень интересно читать о моей любимой женщине-поэте, спасибо!)

Как раз таки обычно про ее отношения с братом Эфрона говорят крайне мало и скудно...

Екатерина Фантом   19.06.2017 20:22     Заявить о нарушении
"Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю." -- её преследовали, как белогвардейку; детей арестовали, не имела жилища, жила в окружении шпионов и предателей, убили мужа, все отвернулись ... Это всё и отразилось на её состоянии.

Оксана Федишин   12.04.2018 12:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Две темные луны. Цветаева. Версия» (Наталья Воронцова-Юрьева)

Не понимаете? Промолчите, молчанье - золото

Мария Ле Гуин   29.04.2014 20:57     Заявить о нарушении
Рецензия на «Две темные луны. Цветаева. Версия» (Наталья Воронцова-Юрьева)

Наталья спасибо за интересную работу.
Она поэт и женщина , а вот мать-?
Грустно

Ольга Осенская   26.12.2013 02:24     Заявить о нарушении
Рецензия на «Две темные луны. Цветаева. Версия» (Наталья Воронцова-Юрьева)

Спасибо, Наташа! Вы молодец!
А я вот думаю, что она , М. Цветаева считала себя этакой роковой женщиной или была просто оккультной...

Мила Садко   22.04.2013 15:57     Заявить о нарушении
Рецензия на «Две темные луны. Цветаева. Версия» (Наталья Воронцова-Юрьева)

Можно, я отмечусь, чтобы не потерять?
Спасибо, Наталья, (извините, не знаю Вашего отчества).

Елена Юрьевна Бронштейн   23.10.2012 22:21     Заявить о нарушении
в каком смысле спасибо?

Наталья Воронцова-Юрьева   24.10.2012 14:55   Заявить о нарушении
спасибо, было интересно почитать

Елена Юрьевна Бронштейн   24.10.2012 19:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Две темные луны. Цветаева. Версия» (Наталья Воронцова-Юрьева)

Уважаемая Наталия! С интересом прочла Вашу рецензию. Тонкий литературоведческий анализ. Однако фактам, на основе которых Вы делаете вывод о "холоде хитрости змеиной и скользкости" можно дать и другую интерпретацию. Я, видимо, не владею, как Вы, столь обширной информацией, но, исходя из вышеизложенного Вами, можно предположить и несколько иную версию "надрезанного каната". Начнем с первого варианта стихотворения:
Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю.

Не чувствую, как в этих стенах жарко,
Как зелено в саду.
Давно желанного и жданного подарка
Не жду.

Не радуют ни утро, ни трамвая
Звенящий бег.
Живу, не видя дня, позабывая
Число и век.
На, кажется, надрезанном канате
Я – маленький плясун.
Я – тень от чьей-то тени. Я – лунатик
Двух темных лун.

Что читается в этих строчках, если отрешиться от контекста? -То же, что и в мандельштамовских "...И без тебя мне снова дремучий воздух пуст...",
и в асеевских "...Мне даже синий небесный свод кажется каменным без тебя",и в "...я душу над пропастью натянул канатом..."Маяковского (извините,выделяю по памяти) Это страсть.Всепоглощающая, вне логики и резонов, всегда на грани безумия. В цветаевских строчках я прочла именно это. Признание в страсти.Да, это всегда боль.Да, умирающему. Тогда эти строки могли бы для него быть и живой водой, огненной влагой последней животворной инъекцией.
Может быть, не стоит подвергать сомнению искренность экзальтированной цветаевской страсти только потому, что она не укладывается в русло привычной логики?. "зная о тяжелом состоянии П. Эфрона, Цветаева вовсе не торопилась ехать к нему из Коктебеля (разве так относятся к «любимому» другу?), но, вернувшись в Москву, вдруг обнаружила, что любит его? И кого же? – человека, кому остались буквально считанные дни, человека, который лежит в больнице! Да, оказывается, так страстно любит, что для Сергея эта ситуация с его женой и смертельно больным (!), ослабевшим и лежащим в больнице братом становится ни больше ни меньше «драматическими обстоятельствами», «причинявшими ему глубокие страдания». Всё так, но почему же, с Вашей точки зрения именно обстоятельство близкой смерти человека не может служить пробуждению столь сильного и непрошеного чувства? Отсюда, возможно, и стыд, и отчаяние,и осознание вины перед ближними, и последующая ложь во спасение, и второй вариант стихотворения, столь же искренний, как и первый.
Все-таки мне представляется, что "злодейства" творились не по расчету и уж, конечно, не ради "красного словца", а вопреки всем резонам и расчетам, как следствие какой-то духовной запредельной неистовости и трагической ненасытности."Дарительница серебряных колец", некорыстная и нерасчетливая, она кажется порой некорректной и бесцеремонной по отношению к другим в силу того, что проецирует свою "безмерность в мире мер" на натуры иного склада.И кто может знать, в каком направлении "божественной лестницы" " двигалась она к своему метафизическому финалу.


Тамара Хоменко   10.10.2012 00:35     Заявить о нарушении
Меня зовут НатаЛЬя. Неужели так трудно читать внимательно?

Наталья Воронцова-Юрьева   14.10.2012 14:57   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Наталья. Приношу Вам свои извинения.Да, поскольку "имена даёт нам небо", значим любой нюанс.
С уважением.

Тамара Хоменко   14.10.2012 18:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Две темные луны. Цветаева. Версия» (Наталья Воронцова-Юрьева)

В последнем, в её гениальности, я очень сомневаюсь....
Очерк понравился
С уважением, Александр

Краснов Аа   27.09.2012 07:45     Заявить о нарушении
почему сомневаетесь в гениальности?

Наталья Воронцова-Юрьева   28.09.2012 11:33   Заявить о нарушении
Гений характеризуется как минимум тремя параметрами - степень мастерства, профессионализма, которая должна быть на голову выше собратьев по перу; глобальным мышлением, который позволяет смотреть на мир сверху...препарировать его, анализировать и проводить затем синтез..., предсказывая будущее;...и широтой охвата сторон жизни общества.....
И я бы добавил ещё столь необходимое чувство новизны...., ещё критерий...совершил ли этот человек революцию в своём деле..совершила ли революцию..пусть маленькую ....М.Ц. в поэзии....нет не совершила...Вот Маяковский совершил, Пушкин совершил....и бродские, мандельштамы и пастернаки ..нет...да поэты...не очень плохие поэты..но есть и не хуже...
Вот этого в целом у М.Ц. не наблюдается...., но это только мой взгляд....и не более того...человека, к литературе имеющего немного отношения....
По крайне мере, я её перечитал недавно, не всю, избранное, ...и ничего для себя не нашёл...
С уважением, Александр

Краснов Аа   28.09.2012 12:04   Заявить о нарушении
Кто Вы такой, чтобы столь безапелляционно судить о Личности, вместившей в себя весь "серебряный век" и переросшей его?!

Тамара Хоменко   08.10.2012 21:00   Заявить о нарушении
Как любой читатель, я имею право судить о том, что мне нравиться и что не нравиться...И моё мнение, Цветаева надутый пузырь, так же как и Пастернак с Бродским...следствие пиара, как сказал бы Дмитрий Кравчук......с чьей-то точки зрения это не так..ради Бога...пусть будет с его точки зрения по другому... Я не возражаю...и спорить не буду...мне это неинтересно ...
В отличие от некоторых...:))
С улыбкой широкой и миролюбивой...Александр

Краснов Аа   09.10.2012 07:04   Заявить о нарушении
Извините, так Вы - не поэт?
"Мне снилась осень в полусвете стекол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
и, КАК С НЕБЕС ДОБЫВШИЙ КРОВИ СОКОЛ,
СПУСКАЛОСЬ СЕРДЦЕ НА РУКУ ТЕБЕ,,," - пиар "надутого..." и т.д. как выше было сказано автора, ведь если сам о себе не позаботишься...

Тамара Хоменко   09.10.2012 18:39   Заявить о нарушении
Ужель это гениально????:)))
Мне грустно....,...если это, пастернаковское, считают шедевром, значит я ничего в поэзии не смыслю....и даже ...я так не хочу смыслить...
Любуйтесь пузырями дальше...

Краснов Аа   09.10.2012 19:46   Заявить о нарушении
А что же в Вашем представлении "непузырь"?Вот только не надо про "Чудное мгновенье" - залапали до дыр.

Тамара Хоменко   09.10.2012 21:30   Заявить о нарушении
Пастернак не знает, вернее, не чувствует русский язык...увы...не буду разбирать его ляпы...нет желания...Он мне напоминает "замечательного" Халматова...
Не будем, действительно, Пушкина:)))...тем более, как сказал Булгаков, Пушкин - это не стихи...[С детства я терпеть не мог стихов (не о Пушкине говорю, Пушкин - не стихи)... . М.Булгаков. Письмо из Москвы Попову П.С. в Ленинград, от 24 апреля 1932 г.]
Вот немного из того, что мне нравиться и что не на слуху постоянном...:)))..:
----
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
----
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его - лови скорей!
Смотри - оно уж побледнело,
Еще минута, две - и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
-------------------
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.

От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.

Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
--------
Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Всё, что давно-давно, утрачено душой.
.......
------------------
Когда бледнеет день, и сумрак задымится,
И молча на поля за тенью тень ложится,
В последнем зареве сгорающего дня
Есть сладость тайная и прелесть для меня,
Люблю тогда один, без цели, тихим шагом,
Бродить иль по полю, иль в роще за оврагом.
Кругом утихли жизнь и бой дневных работ;
Заботливому дню на смену ночь идет,
И словно к таинству природа приступила
И ждет, чтобы зажглись небес паникадила.
Брожу задумчиво, и с сумраком полей
Сольются сумерки немой мечты моей.
...
--------------------
Кружились белые березки,
Платки, гармонь и огоньки,
И пели девочки-подростки
На берегу своей реки.

И только я здесь был не дома,
Я песню узнавал едва.
Звучали как-то по-иному
Совсем знакомые слова.
...
-------------------
В лесу заметней стала елка,
Он прибран засветло и пуст.
И оголенный, как метелка,
Забитый грязью у проселка,
Обдутый изморозью золкой,
Дрожит, свистит лозовый куст.
...
---------------
Нынче осень, как поздняя слава,
Ненадежна и так хороша!
Светит солнце весеннего сплава,
За холмы уходить не спеша.

А по кромке озерной у леса
Зеленеют в воде камыши.
И под тенью густого навеса
Тишина и покой. Ни души.
--------
На осеннем рассвете в туман ковыляет дорога,
Оловянные лужи мерцают у дачных оград,
Над опавшей осиной мигает звезда-недотрога,
И на темных кустах полотенца тумана висят
---------------

Здесь нет величайших Пушкина, Лермонтова, Есенина, Маяковского, Некрасова... которым, вся эти цветаевы, бродские, пастернаки и прочая шелупонь в подмётки не годятся...и которые раздуты до вселенского масштаба...и ставить их в один ряд с Этими именами просто смешно...
Я привёл несколько не очень известных стихов известных и не очень известных поэтов. Эти стихи по чувству русского языка по способности передать образ на голову выше стихов любимых Вами представителей серебр. века...

Краснов Аа   10.10.2012 04:04   Заявить о нарушении
Да, очаровательные стихи,пленительные образы. Кто же может возразить? Однако меня разочаровывает Ваша категоричность: зачем противопоставлять "этих" и "других"? А разделение, может быть, уместно не по уровню мастерства, масштабности и новаторства, а подсказанное Ф.Ницше: у одних - ясность,четкая структурированность,наглядная логика образа, тяготение к аполлоновской предметности,классическая,академическая поэтика, а у других - дионисийство, обращение к подсознанию, к иррациональному, праязыку, более древним поэтическим истокам,не вербализованным, но вербализующимся смыслам. Кстати, по этому принципу в Ваш уважаемый ряд Маяковский совершенно не вписывается.)Но опять-таки это грубое деление, т.к. и "Ваших" и у "не Ваших" в разной степени присутствуют оба начала.

Тамара Хоменко   10.10.2012 11:24   Заявить о нарушении
И разве пастернаковская тема осени не есть продолжение, детализация, нюансировка осени Тютчева. А ляпы его(Пастернака, первое, что приходит в голову "пришла со стулом..." по-моему, относятся к раннему периоду его творчества.
С уважением.

Тамара Хоменко   10.10.2012 11:48   Заявить о нарушении
Я не делю поэтов на наших и Ваших....упаси Бог...я читаю, смотрю, чувствую, пытаюсь чувствовать....и не более того...и стих мне нравится или нет...и почему....
Мне всё равно, как действует стих на сознание или на подсознание, главное чтоб действовал...
А когда за ритмическим валом слов скрывают нулевые смысл и чувства, за высокую философию выдают скудоумие...то ничего кроме пальца у виска покрутить не остаётся....а потом начинается..автор хотел сказать...да ни хрена он не хотел сказать, бумагу портил, да язык, как Эйнштейн показывал...если сразу и однозначно непонятно что же есть такого в стихе...типичные фарисейские штучки....написали библию...и теперь 2 тысячелетия её усердно разгадывают..смысл потаённый ищут...и ведь находят:))))...то ли дело открываешь Коран...и там всё чётко и ясно...что, кому и за что...
Или Веды...или учение Конфуция...вот оно...учи и следуй...

Краснов Аа   10.10.2012 18:34   Заявить о нарушении
Да...Библия...Теперь я о Вас кое-что поняла...

Тамара Хоменко   10.10.2012 18:59   Заявить о нарушении
:))))
Только не надо мне приписывать антисемитизм...:))))
Тот же Маршак у меня на столе настольной книгой, его многие переводы Бернса знаю наизусть, так же как и его переводы сонетов Шекспира...
Вот язык лёгкий и ум глубочайший...

Краснов Аа   10.10.2012 20:22   Заявить о нарушении
Разумеется, каждый названный Вами источник мудрости и исток многих форм духовной культуры(морали, искусства,философии и т.д.), ментальности, социальных явлений и образа жизни народов.Как мне кажется, ислам и кофуцианство более прагматичные учения, имеют ярко выраженный практический, социальный характер.Ислам ( 8в.) "снял сливки" со всего возможного, что было создано ранее,да и в целом к этому времени человечество стало более ясно, как никак прошло через "осевое время". В этом я с Вами согласна, поэтому так быстро этой религией были "завоеваны" большие территории (в той же самой средневековой Индии). Конфуцианство (кажется,5в. до н.э.) имело изначально четкую задачу: воспитать людей в конечном счете так, чтобы в обществе воцарился раз и навсегда заведенный порядок. Поэтому формулировки относительно характеристик и действий "благородного мужа" и "маленького человека" нам понятны и носят общечеловеческий характер.Библия в некоторых местах темна, в некоторых буквальна и прозрачна. Читая я думала, почему в ней часто на разные лады толкуется об одном и тот же? Вчитываясь в язык, поняла, что в ней напрочь отсутствуют абстрактные понятия, обобщения. Налицо конкретное, предметно -образное мышление, т.е. там, где надо сделать обобщение и вывод, просто повторяется уже ранее сказанное. Обобщение, абстрактное понятие заменяет метафора. Смысл сокрыт за образом (первое, что приходит на ум - пример Дж. Фрезера "Не вари козленка в молоке его матери"). Но нужно признать, что своими многочисленными запретами, ограничениями, увещеваниями грозного Яхве Библия духовно "вышколила" целую нацию (согласна с Фрейдом, с его работой "Человек-Моисей")Первые главы Библии,кажется, начали складываться согласно некоторым источникам в 12в. до н.э., а были записаны в 9в. до н.э.Но может, ошибаюсь - указываю эти хронологические вехи по памяти. А Веды имеют еще более древнее происхождение.И знание еще более синкретичное, и язык поэтический: из некоего великана Пуруши произошло всё и даже варны(!)- неужели это более доступно пониманию нежели библейский рассказ о сотворении мира? Хочу подчеркнуть, что я тоже только выражаю свое мнение, при этом, конечно же, огрубляя и упрощая предмет разговора,не имея под рукой никаких первоисточников, просто вытягивая из своей памяти те впечатления, которые у меня остались после ознакомления с этими феноменами, возможно, достаточно поверхностного.

Тамара Хоменко   11.10.2012 11:59   Заявить о нарушении