Рецензии на произведение «Кольцовский пятисложник»

Рецензия на «Кольцовский пятисложник» (Антиквар)

Интересный цикл статей. Помогает многое вспомнить из так сказать юношеской литучебы. Вернуться, проанализировать, пересмотреть. Вот обнаружил, что и у меня были попытки поработать с пятисложниками. Подготовил давно целый цикл, но так его и не закончил... Хотя кое-что и публиковал, для пробы... Вот одно из них.

http://stihi.ru/2020/11/10/2424

http://stihi.ru/avtor/nikodim2

Надеюсь, здесь найдете и кое-что интересное...

Дмитрий Михайлович Николаев   10.11.2020 10:02     Заявить о нарушении
Спасибо. Посмотрел, да, кольцовский пятисложник в традиционном осмыслении.

Никита Брагин   10.11.2020 21:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кольцовский пятисложник» (Антиквар)

Здравствуйте, уважаемый Никита.

Замечу, что в 7-ом стихе приведённого Вами примера ("Барханы") наличествует несоответствие декларированному 5-сложному размеру (особенно хорошо это видно в сравнении с парнорифмующимся 5-ым стихом). Несоответствие есть и в 10-ом стихе. Сорри, до М.Гаспарова только сейчас дошёл ))) Сам считал навскидку "полувизуально/полу-на-слух". (Да, ещё и в 6-ом стихе, кроме того, уместно дать отсылку к архаическому акценту словоформы "библиОтеках")

Вы и сами, кстати, в Вашей рецензионной прозе, Никита, практически перешли на 5,6-сложник, если Ваши слова

©"У этого стихотворения есть несколько уникальных особенностей. Прежде всего – это очень частое использование длинных слов. Кроме этого, слова в строчках расположены так, что междустопные интервалы приходятся на середины слов – поэтому их почти не слышно.")

чуточку варьировать:

У э'того стихотворе'ния,
Есть не'сколько сверхосо'бенностей.
И пре'жде всего – это ча'стое
Испо'льзованье длинных сло'в;

Так, кро'ме того, располо'жены
Слова', что, увы, междусто'пные
Цезу'ры, конечно, прихо'дятся
Неслы'шимые на среди'ны их.

.

Таким образом мы видим: 1) Вашу, Никита, чуткость к движению стихотворного размера, отзывающуюся подобно хорошо настроенному камертону на любые необычные звуковые формы; 2) актуальность, востребованность и органичность многосложной стопы для естественной русской поэтической речи.

Эти оригинальные выводы можно подтвердить, конечно, и примерами со страницы небезызвестного Вам Виктора, с которым Вы состоите в рецензионной переписке. Так что примеры 5-сложников, 6-сложников и 7-сложников в русскоязычной поэзии уже не еденичны, присутствуют примеры и 8-сложника и 9-сложника (конечно, преимущественно пока как версификационные прецеденты; кстати, они размещены на этом сайте), есть …сложники и большей размерности (за пределами публикаций на стихи.ру)
Так что в Вашу интересную и нужную статью, видимо, нужно внести некоторые полезные коррективы, диктуемые продвижением границ опыта современной версификации в этой области.

Гавриил Тишков   11.10.2016 21:20     Заявить о нарушении
Наверное, нужно. К сожалению, у меня не осталось времени заниматься этим.

Никита Брагин   12.01.2017 09:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кольцовский пятисложник» (Антиквар)

Пятисложник это или нет
http://www.stihi.ru/2016/02/28/154

С уважением

Соэль Карцев   14.04.2016 19:57     Заявить о нарушении
Да. пятисложник кольцовского типа. Извините за поздний ответ.

Никита Брагин   27.07.2016 19:07   Заявить о нарушении
Спасибо, Никита!

Соэль Карцев   27.07.2016 19:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кольцовский пятисложник» (Антиквар)

Уважаемый Антиквар!
Один катрен готов.
Виктор Дванольодинвосем
{ Имитация Поэзии }
----
--
-
.
Спешу к Загадке Сфинкса. {Пентон 2}

Тропинкою, не замеченной расхитителями
Гробниц, не переворачиваемых Сфинксами,
Спешу – не согласовав с Мироустроителями –
К Загадке с преобразующимися смыслами.

1.10.2013
© Copyright: Виктор Дванольодинвосем, 2013
Свидетельство о публикации №113100109971

С уважением,

Виктор Дванольодинвосем   01.10.2013 22:39     Заявить о нарушении
Благодарю Вас.

Никита Брагин   06.10.2013 19:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кольцовский пятисложник» (Антиквар)

Никита, здравствуйте.
Видел вас на ВС и занёс в избр.
А сейчас впервые прочёл. Сказать, что хорошие стихи,
это значит ничего не сказать. Их нельзя читать много,
каждый стих это особое состояние, в которое входишь
и не сразу можешь выйти. Я вообще немного побаиваюсь
читать стихи, не зная автора. Но, я не об этом.
Я понял, что вы хорошо разбираетесь в теории
стихосложения. Не могли бы вы помочь мне определить
каким размером написан этот стих:

...а мелодию
мне рябиновую спеть
как разлучницу,
а медовыми
мне соцветиями в степь
лечь помучиться,
в тело иглы повтыкать
из шиповника,
ярки ягоды украсть
для любовника.

очень плод тяжёл -
осень выносила все
краски жгучие,
родила в подол,
приготовила весне
ложе лучшее.
крики тающие стай
там развесила,
и печальные места
спела весело.

Анар Лизари   08.06.2013 23:18     Заявить о нарушении
Спасибо. Это чередование четырех- и трехстопного хорея.

Никита Брагин   09.06.2013 15:12   Заявить о нарушении
А я почему-то думал, что - пентон, особенно, где
трёх-стопные строки. У меня много стихов этим
размером написано, даже перевод "Слова о полку
Игореве" http://www.stihi.ru/2011/06/03/8578
Значит не пентон. Ну, и ладно. Спасибо большое.

Вообще, эти десятистишья я взял из японского
сонета и изменил размер. Я-сы в основном пишутся
дактилем. А я эксперементирую и с ямбом и хореем,
как вы посчитали. Но есть такие стихи, где трудно
определить правильно размер. Это потому, что жесткие
рамки количество слогов не дают возможности
соблюдать построчную ритмику.Начало строки может
совпадать с началом предыдущей,а может не совпадать хотя общая ритмическая структура сохраняется (если написать в строчку две строки)
Пример: http://www.stihi.ru/2013/01/01/2649 (второй стих)
или
http://www.stihi.ru/2012/08/10/4539,
http://www.stihi.ru/2012/06/05/7042

Хотелось узнать ваше мнение знающего человека,
по поводу такой формы стихосложения. Я называю их
ясные стихи. У меня даже калядки и прибаутки в этом стиле есть:

http://www.stihi.ru/2011/12/16/4508
http://www.stihi.ru/2012/04/20/8223

верлибры и переводы:

http://www.stihi.ru/2011/10/31/6949
http://www.stihi.ru/2011/11/10/10725

Извините, столько ссылок привожу для того. чтобы
показать возможность разностороннего применения
этой формы стихосложения.
Буду очень признателен за ваше мнение.
С уважением, Анатолий.

Анар Лизари   09.06.2013 19:49   Заявить о нарушении
Анатолий, это можно интерпретировать и как пентон, эту разновидность еще называют кольцовским пятисложником. Дело в том. что "большие" стопы лекго раскладываются на суммы малых. Так и с пеонами получается - их легко свести к ямбу и хорею.

Я потом посмотрю.

Никита Брагин   09.06.2013 19:59   Заявить о нарушении
Да, я читал Кольцова
и со стихами Кольцова эксперементировал:

.....................Не смотря в лицо,
.....................Она пела тихо мне,
.....................Как ревнивый муж

.....................Бил жену свою.
.....................А в окно луна бела
.....................Тихо свет лила...

Потом под впечатление написал такой забавный стих:

каракатицей
солнце по небу летит
попадает в рот

и не знаешь что
что на ум тебе взбредёт
сам себе поёшь

вот такая сказка есть
как же не сказать
и пошто так хороша
наша Машенька...

Спасибо, всё-таки пентон.
Интересно, что скажите по другим моим творениям.
Я подожду, не к спеху.
С уважением.

Анар Лизари   09.06.2013 20:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кольцовский пятисложник» (Антиквар)

Вот я и попробовал: http://www.stihi.ru/2010/10/06/7144
Не знаю получилось или нет.
С уважением,

Петр Гуреев   24.04.2011 19:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Петр. Именно так.

Никита Брагин   07.05.2011 16:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кольцовский пятисложник» (Антиквар)

Разрешите вопрос. Стих - на взгляд - стопный логаэд. Но при пропуске ударений получается нетрадиционный пятисложник. Или я ошибаюсь?
http://www.stihi.ru/2010/04/13/8656

Игорь Гонохов   20.06.2010 21:58     Заявить о нарушении
В стопном логаэде возможны пропуски ударений, и, как частный случай, могу возникать фрагменты иного метра.

Никита Брагин   20.06.2010 22:54   Заявить о нарушении
Благодарю.

Игорь Гонохов   20.06.2010 22:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кольцовский пятисложник» (Антиквар)

Скажите, Никита, можно ли отнести такой стих к пятисложнику?

В осень
Виктор Трунтов
http://www.stihi.ru/2009/11/10/1214
Отпожарили леса,
Рощи выстыли,
Тучки по небу плывут
Разлохмачены.

Проводил я журавлей
Взором пристальным.
Разунылым ветерком
Клин подхваченный.
Постоял на бережку
Речки медленной,
Где в июле вечера
Соловьиные,
Да своими стишками
Последними
Поделился
С невесёлой рябиною.

Ну и что же мне ещё
Ждать от осени?

Затуманило снежком
По-над речкою
И не стало над селом
Слабой просини,
Лишь над трубами
Дыминки колечками.
© Copyright: Виктор Трунтов, 2009
Свидетельство о публикации №1911101214

Виктор Ку   19.12.2009 16:40     Заявить о нарушении
Близко, Виктор, но не совсем то. Мне кажется, это строчный логаэд. Нечетные строки - усеченный пеон третий, четные - сочетание двух стоп - хорея и дактиля.

Никита Брагин   20.12.2009 13:01   Заявить о нарушении
Вот еще интересующий меня стих:
http://www.stihi.ru/2009/11/08/8351
А не могли бы Вы, Никита, порекомендовать поэтов, которые пишут или писали в таком стиле? Наверное, чистого пятисложника сейчас не найти?

Виктор Ку   20.12.2009 15:36   Заявить о нарушении
А это пятисложник, правда, не всегда выдержанный. Этим размером редко пишут - я затрудняюсь сейчас назвать кого-нибудь.

Никита Брагин   20.12.2009 20:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кольцовский пятисложник» (Антиквар)

Понравилось... Честное слово... Вам надо писать очень много... Елена.

Морозяка   16.10.2006 09:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена.
Я пишу очень много. Внизу этой страницы Вы можете найти ссылки на еще две страницы. Там в основном стихи, но есть и критические статьи.

Антиквар   16.10.2006 18:37   Заявить о нарушении