Рецензии на произведение «Comme a la guerre»

Рецензия на «Comme a la guerre» (Чёрный Георг Предел Невозможного)

Это мощно. Мурашки пошли по всему организму, а это первый из трёх
признаков хорошего творения( по моей шкале ощущений).

Больше сказать мне нечего.

Очень с уважением,

Ал Гюргич   28.08.2011 20:32     Заявить о нарушении
благодарю, Александр, за тёплые слова; значит, время моё, потраченное на стихи, - не целиком впустую потраченное время.

Чёрный Георг Трудно Быть Богом   11.09.2011 05:47   Заявить о нарушении
Мерси, Оля.

Черный Георг   02.02.2010 07:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Comme a la guerre» (Чёрный Георг Предел Невозможного)

А вот это безукоризненное стихотворение, на мой взгляд. Ни одной фальшивой ноты.

Дмитрий Терех   24.12.2009 09:07     Заявить о нарушении
Благодарю, Дмитрий.

Черный Георг   28.12.2009 01:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Comme a la guerre» (Чёрный Георг Предел Невозможного)

И во всём виновата муха, замедлившая время до бесконечнсти ...
Так мне показалось ...
А жить бы и жить всем троим!
"Война! Что ты сделала подлая!" - из какой же это песни?

Апрельский Зяблик

Ольга Крандасова   12.11.2009 00:48     Заявить о нарушении
Ага, мухи на войне это всегда такое дело, Оль. ;) Неизбежное...

Черный Георг   16.11.2009 01:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Comme a la guerre» (Чёрный Георг Предел Невозможного)

Может быть, неуместно об этом говорить в виду такой темы, но рифмы в предследнем катрене - на мой взгляд, никакие. Что весьма удивительно для такого искушённого автора:)))

Геннадий Акимов   11.11.2009 20:47     Заявить о нарушении
В предпоследнем, прошу прощения.

Геннадий Акимов   11.11.2009 20:48   Заявить о нарушении
Они далёкие, Геннадий, и где-то даже на грани фола, но они хорошие по звучанию (а ведь именно это всегда самое важное).

Смотрите, я выделю звучащие места, которые "строят", выделив квадр. скобками безударн. гласн.:
"прОгрЕтую ПЫль - обО мнЕ позаБЫв"
"д[А]ЛЖно Быть уБИт - мАЛьЧиШка В кроВИ"

На самом деле к таким далёким рифмам можно и финальный стих отнести:
"...Ет сжИмаТь авТомАТ - нЕ умЕ[И]Т сТрелЯТь"

А я Вам поясню, чем такие вещи оправдываются на самом деле. Они способны существовать за счёт двух вещей: во-первых, за счёт очень длинных поддерживающих консонансно-ассонансных рифм, начинающихся чуть не с середины стихов. То есть - рифмы конечные здесь рассматривать в оторванном от остального виде - бессмысленно; они способны работать ЛИШЬ СОВОКУПНО с поддерживающими рифмами. А во-вторых, в такого рода стихах, где использована экспрессия, и психоделика начинает в полную силу работать, становится возможным без потери качества (в смысле читательского восприятия) делать очень многие вещи, - не только смещать рифмы в сторону их всё большей неточности, но и вообще от них уходить (у меня были и такие опыты, и весьма удачные). Лишь бы впечатлению это не вредило, - но, как я сказал в начале, если звучание не портится (есть много рифм, которые просто противопоказано использовать, даже среди очень близких, поскольку их звучание ужасно), то - можно делать самые разные вещи.

Я в этом смысле сегодня являюсь пионером, вероятно, и подвожу какую-то теоретическую базу под очень многие вещи - которыми до настоящего времени никто всерьёз не занимался, и в области рифмы в том числе. Главный принцип - здесь нельзя ничего абсолютизировать, а нужно взвешивать в совокупности, и всегда проецировать это на читательское восприятие, поскольку ВСЁ, что начинает его разрушать, должно безжалостно отметаться. С другой стороны - всё, что ему не мешает, может использоваться (albeit с некоторой долей осторожности).

Спасибо за непростой вопрос, давший возможность поговорить об интересных вещах.

Черный Георг   11.11.2009 21:50   Заявить о нарушении
Я абсолютно согласен насчёт "длинных поддержек", если позволите так выразиться. После первого прочтения я даже не заметил неточных окончаний, а обратил на них внимание, лишь когда начал вчитываться более внимательно, вгрызаться, что ли. Я и сам иногда пытаюсь использовать этот приём, хотя психоделика для меня - совсем не то, о чём Вы говорите. Просто мне хотелось услышать Ваш комментарий, и я благодарен за то, что Вы ответили так развёрнуто. Мне очень интересно - не скажу, что всегда близко - Ваше творчество. Есть вещи, которые восхищают просто на чувственном уровне, есть требующие анализа и осмысления, кое-что оставляет равнодушным, но безусловно ощущение масштабности и неординарности личности. Говорю это не из грубой лести, ибо к таковой не склонен, а просто... повод подвернулся:)))

Геннадий Акимов   11.11.2009 22:09   Заявить о нарушении
Я тоже рад знакомству с Вами, Геннадий. Умные люди не так часто попадаются в этой жизни, поэтому каждой такой встречей приходится дорожить. ;)
Если будет как-нибудь настроение побродить по моим стишкам и о чём-нибудь интересном побеседовать - милости прошу.

Черный Георг   16.11.2009 01:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Comme a la guerre» (Чёрный Георг Предел Невозможного)

С точки зрения экспрессии, компрессии и прочей психоделики - всё превосходно. И написано ладно, еще бы. Но есть в этой ситуации театральность, имхо, этакая романтичность, которая для меня делает катарсис невозможным.

Ян Бруштейн   11.11.2009 16:50     Заявить о нарушении
Да какая там романтичность, Ян, Бог с Вами. Психоделика и прочее - это вообще дело десятое.
Вы просто войн давно не видели, вот в чём дело, я думаю. То есть - видели это всё когда сами ещё совсем мальчишкой были. А взрослый человек к войне относится по-другому. Он её воспринимает иначе. И к тем мальчишкам, которым в них приходится участвовать - тоже иначе относится. Это для мальчишек всё серьёзно, это им умирать страшно. А нам - разве страшно? А когда не страшно, то сразу начинаешь видеть всю комичность, и всю глупость - не преступную глупость, а глупую глупость - того, что происходит. И не в том дело, что все войны можно было бы отменить и разрулить, а просто любую конкретную ситуацию можно было бы иначе развернуть, спустить на тормозах, не провоцировать, - если бы к происходящему у всех было другое отношение. Но, как в мальчишеских драках, для участников выхода нет - именно потому что стороны его не ищут, поскольку целиком уверены в однозначности ситуации.

И в этом стишке - описание ещё одной такая ситуации, только и всего. Без патетики и без модного сегодня славянофильства. Такие ситуации и в Бейруте бывают, и в Палестине, и у нас в Ольстере. Кто-то относится к войне более гуманно, а кто-то нет. Учат всех одинаково, а затем вступают в ход личные мотивы... А романтика такого рода есть в мире, - Вы ошибаетесь, думая, что её нет. Она не вполне романтика, и чаще всего глупо проявляется, это да. Но она есть. Не видели Вы такие фильмы, скажем, как Молитва за умирающих (1987) - с Мики Рурком, Бобом Хоскинсом и Лиамом Нисеном? Или, из более недавних, - Собственные дьявола (1997) с Брадом Питтом и Харрисоном Фордом? Да, там слегка романтизированный вариант происходящего представлен, но - он вполне настоящий. Это не Рембо и не Спасение рядового Раена. Здесь, кстати, уместно было бы сказать, что и среди американских фильмов иногда случаются удачные. ;))

Чёрный Георг Предел Невозможного   11.11.2009 18:01   Заявить о нарушении
Дорооой Георг! Готов подписаться под каждым Вашим словом, разве что фильмы не видел, некогда смотреть. Я - о стихе, о конкретном результате, не более того. И только в моем сугубо личном восприятии.
а от войны у меня остался в памяти только невероятный, леденящий страх перед рукопашкой. И еще больший страх - мне, еврею, показать себя трусом. Вот и лез на рожон, как последний дурак. Но, странно, в моем немалом уже возрасте - вчера 62 стукнуло - ни о чем не жалею, и ничего не хотел бы изменить.

Ян Бруштейн   12.11.2009 02:07   Заявить о нарушении
Ян, с ДР тебя, дорогой, пусть даже с прошедшим! Видел же его в скайпе, и ещё думал - что надо поздравить, но в тот день с тобой не пересёкся, а потом как-то вылетело совсем... Не голова становится, а мыльный пузырь, чесслово. Всех благ тебе и здоровья побольше.

Черный Георг   16.11.2009 01:11   Заявить о нарушении
Спасибо, это в любое время приятно. Хотя чем старше становлюсь, тем меньше это похоже на "день варенья"...

Ян Бруштейн   16.11.2009 01:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Comme a la guerre» (Чёрный Георг Предел Невозможного)

Прочитала, на свою голову. Хочется ругаться матом. Или запустить чем-нибудь тяжелым в монитор.
...и всегда-то у меня неадекватная реакция на Ваши стихи.

Александра Шнеур   11.11.2009 14:13     Заявить о нарушении
Знаете, Саша, я иногда сам сомневаюсь - стоит вообще жесть писать или нет... Я когда-то даже написал об этом, на одном из семинаров, что ли: мне своих читателей жалко, и не хочется им болевые ощущения причинять.
Но болезненные стихи, если только на них одних не закорачиваться, ведь нам для чего-то всё же нужны, разве нет?.. Для нас - как читателей, я имею в виду.

Чёрный Георг Предел Невозможного   11.11.2009 18:27   Заявить о нарушении
Вы, Георг, или немножечко хитрый, или – очень умный ;) :)
Они (стихи эти) еще и им (авторам) очень даже нужны – ну как бы для «проверки на вшивость», нет? Ведь если взять «болезненную» тему, и не вытянуть – то читателю тоже захочется ругаться матом, но – по совсем другой причине... как-то так.
С искренним уважением,

Александра Шнеур   12.11.2009 10:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Comme a la guerre» (Чёрный Георг Предел Невозможного)

Предел невозможного!

(Я, должно быть, убит
и падаю, падаю – в солнцем прогретую пыль...)

Накал эмоций, противостояние до полного единения, практически стокгольмский синдром. Потому не сразу понятно, кто падает - ты или он.

Фантасмагория   11.11.2009 14:00     Заявить о нарушении
Наверное, это оттого, что изнутри война воспринимается по-другому, Свет. Все лозунги, принципы и политика остаются в стороне - и остаются люди, которые делают одну и ту же работу, при этом принадлежа к разным воюющим сторонам... И эти люди понимают друг друга куда лучше, чем тех политиков и администраторов, которые посылают их воевать.

Чёрный Георг Предел Невозможного   11.11.2009 18:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Comme a la guerre» (Чёрный Георг Предел Невозможного)

И вдруг кто-то выстрелил: БАХ! – Я, должно быть, убит

«Я поясню психоделику своими словами.
Психоделичное произведение - это тогда, когда стих содержит в себе внутреннюю энергетику, которая раскручивается как сжатая пружина. Эта внутренняя энергетика называется - экспрессией, у которой свои собственные, незаметные на первый взгляд, законы развития. Если эти законы нарушать, то никакой экспрессии не получится.
На определённом моменте и этапе стихотворения эта пружина внезапно выстреливает: ба- бааах!!!
Это момент называется, по научному,- трансфиксия.
И весь смысл стихотворения внезапно трансформируется и приобретает новое содержание и новую идею»
Нателла Климанова Критика 29.07.2008 00:40
:)

L   11.11.2009 10:06     Заявить о нарушении
Аль, здравствуйте! Всегда приятно Вас видеть в гостях.

А по поводу трансгрессии (не трансфиксии), - знаете, я ею называю то особое состояние у читателя, которое возникает в момент такого перехода (того самого "ба-бах!"), и именно поэтому не отношу непосредственно к тексту. К собственно-тексту относятся экспрессия (линейная структура, обладающая направленностью, а также свойством разгоняться, - нечто наподобие текущего электрического тока в проводнике) и трансфиксия (обволакивающая и погружающая в себя, ненаправленная структура, - наподобие электрического поля). Они составляют в некотором смысле два крыла психоделики. А вот трансгрессия - это тот самый переход порога восприятия у читателя, который совершается под воздействием текста, но к самому тексту имеющий лишь опосредованное (через читателя) отношение. То есть - текст может провоцировать трансгрессию, может её инициировать, но в самом тексте её нет.

Чёрный Георг Предел Невозможного   11.11.2009 18:48   Заявить о нарушении