Рецензии на произведение «Двухнедельное ревью 64. Обзор Ильдара Харисова»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Ощущение, что живая поэзия провалилась под лёд, вымерзла, автор достал её трупики, препарирует их так и этак, чучела делает. И вот они уже сидят у него в кабинете, эти чучела, вроде похожи на прежних крылатых существ, а жизни, дыхания, свежего дерзкого взора и и таинственного духа счастья, захватывающего воображение - нет как нет.
Тина Шанаева 15.02.2012 00:09 Заявить о нарушении
создаваемое, захватывает своего создателя?
Егор Мирный 15.02.2012 05:44 Заявить о нарушении
Егор Мирный 15.02.2012 07:31 Заявить о нарушении
В литературе невозможно сделать карьеру. Никакой пиар не поможет.
В психоделике невозможно притворяться умным и талантливым. Все кривляния видны как на ладони.
Тина Шанаева 15.02.2012 07:42 Заявить о нарушении
Егор Мирный 15.02.2012 07:45 Заявить о нарушении
хороший обзор
Роман Новико 14.02.2012 23:17 Заявить о нарушении
Обзор хочется написать так: сперва – о конкретных стихах, а потом – пару слов в целом.
– I –
Начну со стиховторения МИХАИЛА "Летит" http://www.stihi.ru/rec.html?2012/02/04/17434
Этот стих я воспринимаю именно как часть цикла из девяти стихотворений http://www.stihi.ru/2011/09/27/4946, как его завершение.
Начало цикла:
"Напилю свежеструганных досок,
Сколочу птичий дом."
Ясно, что речь – о скворечнике. В птичьем домике появляются постояльцы. Рождается птенец, он "бьет крылом", и -
"Божью волю вдыхает – дорога:
Небом плыть без дорог…
У реки, где тростник для свирели,
Время двинется в такт.
То скворцы человеком пропели,
С глиной вслух говорят."
Здесь даны ключевые слова и понятия, которые встретятся нам в финале.
Божья воля.
Заплыв в небо.
Музыка.
Во втором стихотворении цикла – близкие образы:
лодка плывет как будто бы по воде, но – навстречу вечерней заре, а значит, опять же – в небо,
волна ударяет, "как свыше повелено" (-> Божья воля)...
В следующих стихотворениях – пение, колокольный звон...
И вот финал цикла:
Летит
Воздушный шар – остаток веры
Лететь без крыл,
Тепло вобрал и пустотелый
В закат поплыл.
Везде круги Экклезиаста –
Как ни разрежь,
Но так легко нам в птичьем братстве
Пройти рубеж –
И ускользая из неволи,
Где зла настил,
Всё повторять скворцам, что помнил,
И что забыл…
Сказать: «Навек ушли границы,
Где выдох – вдох?
Но в небесах музЫке длиться
Придумал Бог».
Цикл сделал круг (Экклезиаст: "Всё возвращается на круги своя"), но и "разрезал его", "прошел рубеж" – вывел автора и читателя в новое измерение.
Если в предыдущих стихах музыка только еще намечалась, подготавливалась
– в природе ("у реки, где тростник для свирели", "птенчик поет над росой"),
– на разных стадиях жизни человека ("душа... во все колокола звонила", "старческим фальцетом петь надежду?", "похоронный звон"),
– в грустных представлениях о тщете и "суете сует" ("время в пустых колоколах звенит")
и еще не была ПОДЛИННОЙ музыкой,
то в финале, когда "ускользнувший из неволи" ЛГ оторвался от земных реалий, от телесности и диктуемых ею оппозиций ("где выдох – вздох?"), когда он "выплыл в небо",
музыка в цикле наконец была названа прямо, при этом она стала частью неба и частью Божьей воли.
Текст, написанный СЛОВАМИ, благодаря МУЗЫКЕ "выплыл" в последнее и важнейшее, в – БОГ.
– II –
Бог в стихотворении Михала "придумал" быть музыке в небе. "Придумал" – слово немножко детское и игровое.
Казалось бы, тема игры – бесцельной, но прекрасной – подспудно присутствует и в стихотворении ГЕОРГА http://www.stihi.ru/rec.html?2012/02/01/3592.
"Человек – это замысел, с целью его воплощения,
Только цели подобной Создатель, должно быть, не ставил."
Однако сам серьезный тон стихотворения, "тяжесть" его хода (в отличии от легкости, полетности стиха Михала) не позволяет нам трактовать деятельность Создателя (его попытки создать нечто совершенное) как игру.
Человек – это замысел, с целью его воплощения,
Только цели подобной Создатель, должно быть, не ставил.
Я сидел на дощатом полу и искал, между щелями,
Хоть кого-то, чей дух совершенный возможно восславить...
Не найдя ничего, кроме кажущихся столь унылыми
Представителей жизни – растительной и насекомой,
Я направился в ванную комнату – мыть руки с мылом
И раздумывать над Архимеда с Бернулли законами.
И, внезапно, увидел, что подлинной силы величие
Нам является, часто, в неодушевлённой природе:
Ведь она, отказавшись от прав, остаётся безличной –
И сама себя, в скромности вящей, не воспроизводит.
И не зря наше тело в неё, веществом, возвращается,
Приобщаясь к балансу, безымпульсности и смирению,
К тишине и приятию слов, что на каждом кусте висят, –
Незаметные самовлюблённым “живым” поколениям.
И поэтому, если когда-нибудь встречу Создателя,
Например, щели пола на кухне исследуя заново,
Я не стану Его отвлекать от пустых, бессознательных,
Но прекрасных попыток – полней воплотить Его замысел.
Стихотворение довольно горько – в живой природе ЛГ не находит ничего совершенного. Пусть даже в неживой природе есть нечто, что можно было бы назвать идеалом – "тишина... и слова, что на каждом кусте висят" (как не услышать здесь переклички с цветаевским диптихом "Куст" http://cvetaeva.ouc.ru/kust.html), – наш ЛГ не надеется прорваться в этот другой мир. СОЗНАНИЕ героя стиха, в отличие от ЛГ в стихе Михаила, не "переходит рубеж", не слышит совершенной музыки /совершенной тишины, совершенных слов/ – и не верит, что сможет услышать. Герой стихотворения отказывается от "разрезания круга".
Несовершенная жизнь продолжается, и герой стоически принимает ее (свое) несовершенство.
В этом смысле вполне логично – хотя, возможно, и несколько иначе, нежели задумал автор, – читается название стихотворения: "Антисуицидальное".
– III –
Смерть и ее приятие, и ее преодоление – контрапунктное сплетение в стихотворении АЛЕКСАНДРА ПЕТРУШКИНА http://www.stihi.ru/rec.html?2012/01/31/7591
* * *
В крещенских числах тёмного января
(брат мой простит, поскольку в других закопан) –
я проходил, по беглой воде шурша,
как водомерка бежит, понимая, что скоро в кокон
вмёрзнет – лишь остановятся она иль вода,
Та, что бежит навстречу (точней струится,
Еще точнее дышит, вдыхая меня, когда
попытаюсь вглядеться-остановиться).
Мусорна речь нашей воды, и я
кропаю черновики на водице лапкой –
скоро холодный Анбаш запрокинет меня
черточкою над и – чтобы стала кратко,
как водомерка, воспоминанье вод –
выдох сбудется – над январём светиться –
выжнет гнездовье для инородца – крот
там, под землёй и илом, мне загорится.
А никакая теперь иордань – где дым,
и выдох один гуляет – теперь без тела –
правильное крещенье – и я, как сын
открываю глаза и вижу: поспешно слепо –
с той стороны снигири за водой летят
носят её ледышки под клювом с Богом
в крещенские даты бесчисленного января,
зная, что и вода обратится домом.
(2012)
Замерзшая вода для одного живого существа – смерть. Для другого – материал, из которого строится дом. А в доме растет новая жизнь (птенцы).
Любое пребывание ЖИВОГО в ЖИВОМ мире – черновик; речь живой воды – мусорна... Точка над "и" не ставится (сюжет не завершается), но вместо нее может возникнуть черточка – воспоминание, пусть и краткое, о несовершенном, живом... Из кратких жизней складываются бесчисленные чувственно конкретные январи, а не одна единая непредставимая вечность.
Дом – место, где никогда нет совершенного порядка. В доме всегда есть мусор... и жизнь.
Стихотворение Александра я воспринимаю как некую оппозицию стихотворению Георга:
– и по общему модусу: у Александра я не слышу горечи,
– и по оценке "несовершенного" мира: Георг называет представителей "растительной и насекомой" жизни унылыми, Александр же, воздерживаясь от прямых аксиологических характеристик, так внимателен к "братьям меньшим", что трудно не увидеть в этом симпатии,
– и по текстовой фактуре: у Георга семантические единицы удобно для слуха и глаза вписываются в границы одной или двух строк, тогда как Александр (как бы!) "начерно" забрасывает строфу смысловыми импульсами, под водопадом которых теряются и границы строк, и границы отдельных частей предложения...
У Георга – половицы строк, четко разделенные щелями. У Александра – струи воды, между которыми не проведешь межи...
– IV –
В отличие от Михаила, Георга и Александра, АЮНА в стихотворении "на стенах снов" http://www.stihi.ru/2011/09/06/6679 не прибегает ни к метру (за одним исключением), ни к рифме, ни к сквозному развитию мысли. Текст Аюны построен, как отблески и тени "на тающих стенах снов". Он очень поэтичен, он загадочен – но он и прост той прекрасной простотой, которая выдает мастера.
на стенах снов
.
мне снятся мамонты
они
бредут в снегу по колено
женщины красят кармином губы
никто не верит еще
в глобальное потепление
.
.
красный цветок огня
на тающих стенах снов
.
.
а где-то виноград
и сладкое вино
но я не говорю
на каменной латыни
.
.
тысячи лет прошли
а между нами по-прежнему
небо
серые гуси
белые ибисы
Казалось бы, не нужно быть умелым версификатором, чтобы написать так, как Аюна... ан нет, в этом тексте проявилось настоящее поэтическое дарование и культура слова. Свою интерпретацию стихотворения, явно далекую от авторского замысла, но важную для меня (:-)) я разместил здесь: http://www.stihi.ru/rec.html?2012/01/31/6769
– V –
Наряду с названными стихотворениями, выделю:
Егор Мирный – фарфор http://www.stihi.ru/rec.html?2012/01/31/10097
Жаноль Алексанж Виовит http://www.stihi.ru/rec.html?2012/01/31/10924
Юлия Елина "Радуга из коробочки" http://www.stihi.ru/rec.html?2012/02/05/18964
Джоу Вен Бо http://www.stihi.ru/2012/01/24/9246 (с изменениями по следам дискуссии)
Сара Бет Бернар Гештальт Диогенова http://www.stihi.ru/rec.html?2012/01/31/19229
Александр Букасев вот так вот http://stihi.ru/2012/02/08/8130
Марина Ратнер http://www.stihi.ru/rec.html?2012/02/07/16450
– V I–
В целом порадовала влюбленность многих авторов в слово, к его звучание, в "МУЗЫКУ смысла". Буквально во всех текстах были находки, "изюминки".
Понравилось, что в некоторых стихотворениях "лица необщее выражение" проявлялось не только на уровне цельной композиции, но и на уровне СТРОЧКИ или даже ПОЛ-СТРОЧКИ. Наберешь такую строку в Яндексе, и выйдет текст именно данного автора :-)). Слова простые, а их сцепление – особенное. Здесь, конечно, есть опасность вычурности, важно не переборщить... Но опасно и "недоборщить" – хорошие мысли и важные эмоции могут оказаться выраженными "стертым", блеклым языком, что обычно - нехорошо :-)).
Некоторые тексты улучшались буквально на глазах, в ходе обсуждения, – и это в очередной раз показывает нужность таких бесед. Сам я на этом обзоре не очень активно включался в процесс работы над конкретными текстами, поэтому особенно благодарю других участников обсуждения!
И, конечно, спасибо Аюне за приглашение "подежурить" на этой площадке – а всем авторам за доверие.
Арабский Алфавит 12.02.2012 14:28 Заявить о нарушении
Сара Бернар 12.02.2012 16:20 Заявить о нарушении
Михаил Микаэль 12.02.2012 17:24 Заявить о нарушении
Аюна, когда будете размещать обзор наверху, возьмите, пожалуйста, исправленный текст со страницы http://www.stihi.ru/2012/02/12/7911 .
Авторам: обратите внимание на предложение опубликовать Ваши сочинения в "бумажном" русско-немецком журнале "Kulturwelten".
Арабский Алфавит 12.02.2012 18:00 Заявить о нарушении
Я особенно рад точной оценке стихотворения Аюны. Её стихи необыкновенно точны, и они и правда - мастерские. Эти стихотворения не "бродят истоптанными тропами", не повторяют произведений "рядом-пишущих авторов"...скорее, общие идеи отражаются в особой форме. Мне также близко толкование, связанное с метафорическим рядом Платона. Вроде бы говорил Аюне об этом... И правда, "насаженный материализм" привел к восприятию "основ идеализма", как чуть ли не парадоксальных - я наблюдал в некоторых стихотворениях "идейный парадокс", то есть, стоит стать идеалистом, и парадокса нет))
,
Завершая нахально-долгий спич, скажу, что "придумал" в моем стихе, и правда означает некоторую "детскость", но это "радостная детскость" 1-й главы "Бытия", светлой Библейской страницы, песни Творения.
Михаил Микаэль 12.02.2012 19:45 Заявить о нарушении
http://narod.ru/disk/40509775001/Kulturwelten_3_Begegnungen_mit_Unbekanntem.pdf.html
Связаться со мной можно через контактный "ящик" стихиры.
Арабский Алфавит 12.02.2012 21:51 Заявить о нарушении
Не в первый раз замечаю: у Аюны вообще немало перекличек с великими философами. :-) Но - не в лоб, а художественно.
Да, конечно, "детскость" у Вас - радостная и всемогущая. "И увидел Бог, что это хорошо." "Хорошо" ведь - тоже немножко детское слово...
Арабский Алфавит 12.02.2012 22:05 Заявить о нарушении
Пожалуй, сознаюсь в одном: я, действительно, какие-то "не те" тексты постоянно приношу на ревью, - и Вам не то принёс, что следовало бы, и Александру, и Ливерию... Список можно продолжать. :) Вроде бы, и выбирать есть из чего, и нет у меня сегодня никакого стремления к эпатажу... Ну, наверное, это можно отнести на счёт "оригинального склада ума", - знаете, есть такой эвфемизм, когда стараются смягчить выражение по поводу чьей-либо особой "одарённости". :)
В любом случае, рад знакомству и интересным беседам. А то, что я более интересные тексты на ревью не приношу - возможно, связано с тем обстоятельством, что я как-то не верю в то, что к серьёзным текстам кто-нибудь серьёзно отнесётся... Мой многолетний опыт на сайтах поэзии именно об этом свидетельствует, - а ведь мы все собственному опыту больше доверяем, каким бы он ни был. И, знаете, то, что на площадке Психоделики серьёзные тексты в последнее время стали цениться, - мною (пока) воспринимается как счастливые исключения из общего правила, нежели как изменившееся правило... Но всё равно - видеть это отрадно, говорю безо всякой иронии.
Вселенная Чёрного Георга 13.02.2012 06:39 Заявить о нарушении
Алёна Рычкова-Закаблуковская 13.02.2012 12:24 Заявить о нарушении
Георг, в Ваши другие тексты я еще буду входить. Но и этот показался как раз "тем", чем надо, - и интересным, и нужным именно для ревью. А цитаты про энергию, приведенные в колонке Аюны, дали толчок самостоятельным размышлениям.
По каким-то вопросам хотел написать больше, но не успел. Например, при обсуждении стихотворения Егора Мирного http://www.stihi.ru/rec.html?2012/01/31/10097, зашла речь о т.н. "попсе". Насколько много может быть "попсы" в стихотворении, где один из героев - Феллини? Думаю, стиль фильмов Феллини (и визуальный ряд, и музыка в нем), провоцируют на введение в тело стиха таких "оригиналов", как "косматый ангел Гулливер", а в целом - возвышенных образов/слов, подаваемых и странно, и не в полне серьезно.
Другое дело - Тарковский. Его стихия - Бах, а не Нино Рота, самосожженье на площади, а не карнавальные факелы (пусть они и отбрасывают порой зловещие тени)...
Стих Егора больше склоняется к Феллини. Что ж, это отвечает его темпераменту... а, может быть, и возрасту. Себя из стиха трудно вычеркнуть. Да и не нужно :-)
Арабский Алфавит 13.02.2012 21:24 Заявить о нарушении
однако
в прошлом ревью от Александра Петрушкина последовало аналогичное предложение
я стихи послал... и всё
пока - ни слуху, ни духу
ни тебе - здрасьте, ни тебе - спасибо, ни тебе - пжлст
если исходить из информации на предложенном сайте: либо мои стихи никого не заинтересовали, либо биобиографическая справка насторожила...
Жаноль Алексанж Виовит 14.02.2012 12:19 Заявить о нарушении
Но стихи "стихирян" в его журнале регулярно появляются, я там многих видел. В остальном - пусть он сам "отдувается". Александр, ау!
Арабский Алфавит 14.02.2012 12:39 Заявить о нарушении
Александр Петрушкин Кыштым 14.02.2012 12:54 Заявить о нарушении
Спасибо за спасибо.
Раз уж Вы здесь, хотел спросить про "брата" во второй строчке Вашего стихотворения:
"брат мой простит, поскольку в других закопан"
О чем, о ком это?
Читатель может о многом догадаться, но здесь - трудно.
Попутно хотел и Аюне сказать про строчки
"как водомерка, воспоминанье вод –
выдох сбудется" -
выдох здесь действительно лучше давать сразу после "вод" - возникается смысловой мостик "воспоминанье вод => выдох" (влажный воздух, пар - воспоминанье вод), к тому же скрепленный фонетикой: "в" в начале четырех слов.
Арабский Алфавит 14.02.2012 13:04 Заявить о нарушении
извините за назойливость
Жаноль Алексанж Виовит 14.02.2012 14:01 Заявить о нарушении
Александр Петрушкин Кыштым 14.02.2012 14:05 Заявить о нарушении
Жаноль, Александр действительно очень загружен, но он всегда свои обещания выполняет. Вы следите за публикациями на МЕГАЛИТЕ, надеюсь мы еще увидим там ВАши стихи :)))
Аюна Аюна 14.02.2012 22:09 Заявить о нарушении
Что до моих стихов, то Ваша оценка радует и Платон действительно был, удивительно как он считался :)), но об это в другом месте.
Еще раз спасибо
Аюна Аюна 15.02.2012 11:30 Заявить о нарушении
Спасибо еще раз всем. Приходить буду, конечно. Вот сейчас Александру Ра нанесли очень интересных стихов. Буду участвовать в дискуссиях по мере возможностей. Ну и в своих закромах посмотрю - что стоит обсудить. Хорошо, что есть такая площадка, где можно спокойно и доброжелательно поговорить о стихах.
:-)
Арабский Алфавит 15.02.2012 11:37 Заявить о нарушении
.
Ильдар, т.е., если в "столе" у автора стихов не завалялось, публикация невозможна?
.
я, конечно, могу "поскрести" по шухлядам, но боюсь ничего такого "не выскребу" на свет божий :)
.
обычно туда заваливаются какие-то экспромты, написанные на каких-то конкурсах, утренние разговоры с самим собой и т.д.
:)
Жаноль Алексанж Виовит 22.02.2012 15:33 Заявить о нарушении
Вдруг Вы до мая что-то хорошее сочините.
Кстати, я специально оговариваю: чего нет в сетевых или бумажных ЖУРНАЛАХ, то есть периодических серийных изданиях с ISSN. Если Вы опубликовали стихотворение в антологии, сборнике стихов с ISBN или в виде DVD и проч., а не в "Мегалите", "Новом мире" и т.д., то - милости просим с этими текстами в Kulturwelten"!
Я, конечно, поворчу для порядка, поругаюсь насчет запятых и тире, из пяти стихотворений выберу три, дам их на растерзание другим членам редакции, те тоже поворчат и почеркают, потом я их уговорю оставить одобренный мною вариант, перешлю его Вам, Вы немножко поругаетесь, позащищаете четыре тире, в двух местах я с Вами соглашусь, - и три стиха из пяти будут напечатаны. :-)
Арабский Алфавит 22.02.2012 15:54 Заявить о нарушении
А если кто помнит мое мини-эссе о Борисе Шапиро... обратите, пожалуйста, внимание на этот вечер (СЕГОДНЯ, 26 апреля, 19:00 в Москве, "Билингва") и эти видеозаписи: http://www.facebook.com/#!/events/392205667480775/392241177477224/?notif_t=plan_mall_activity
Вам понравится, я надеюсь!
Арабский Алфавит 26.04.2012 13:39 Заявить о нарушении
Там же мои координаты в Фейсбуке.
Арабский Алфавит 26.04.2012 13:40 Заявить о нарушении
Александр Петрушкин Кыштым 26.04.2012 14:22 Заявить о нарушении
Если кому-то из авторов нужны будут дополнительные экземпляры:
оплата по себестоимости + почтовые расходы, если они окажутся выше, чем за один авторский экземпляр.
Арабский Алфавит 26.04.2012 14:52 Заявить о нарушении
.
у меня три опубликовано здесь
http://www.stihi.ru/go/www.stihi.ru/go/www.promegalit.ru/number.php?id=2&year=2012&number=35
.
одно здесь - Китайская шкатулка: Европейский сонет. Современная поэзия. Японский сонет. – «Геликон Плюс», Санкт-Петербург, 2009. – 240 с.
.
остальные на сетевых ресурсах
.
http://www.stihi.ru/avtor/vitbud
http://www.stihi.ru/avtor/angelab
http://www.stihi.ru/avtor/sledangela
.
:)
Жаноль Алексанж Виовит 26.04.2012 15:26 Заявить о нарушении
.
http://www.stihi.ru/avtor/vitbud
http://www.stihi.ru/avtor/angelab
http://www.stihi.ru/avtor/sledangela".
То есть кроме тех, что опубликованы в Мегалите и в геликоновском сборнике.
Буду рад Вашим стихам!
Арабский Алфавит 26.04.2012 15:36 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 26.04.2012 15:38 Заявить о нарушении
Кто еще хочет прислать стихи в Kulturwelten, сделайте это скорее, пожалуйста, - через мой стихирский почтовый ящик или известный некоторым эмейльный адрес.
Июнь на носу, редакции надо еще поругаться, а потом журнал смакетировать и в типографию отнести.
)))
Арабский Алфавит 15.05.2012 23:34 Заявить о нарушении
======ПРИЁМ СТИХОТВОРЕНИЙ НА РЕВЬЮ ОКОНЧЕН================
Психоделика 09.02.2012 19:56 Заявить о нарушении
вот так вот.
http://stihi.ru/2012/02/08/8130
как толстая кожа воды
снует по твоим позвонкам
так ты говорил или дым
к твоим прикасался зрачкам
и их целовал как вдова
целуется с мужем когда
у мужа болит голова
(а кожа сошла как вода)
и реки идут по спине
в молочный тупик позвонков
куда затекает извне
богатый рыбацкий улов
(пчелиное горло смочив)
лениво жует человек
слюнявые губы грачих
зовущие в птичий ночлег
и вдовье камланье во рту
языческим богом речёт
и жирные реки идут
не соприкасаясь плечом
Александр Букасев 09.02.2012 19:34 Заявить о нарушении
Только одно маленькое замечание:
в "и их целовал как вдова" неловко звучит "и их". К тому же в стихотворении и без того несколько строчек начинаются на "и". Можно пересочинить... но можно и оставить.
Стихиру стоит поздравить с новым интересным автором.
Арабский Алфавит 10.02.2012 13:10 Заявить о нарушении
Но автор новой страницы не новичОк на стихире.
кажется на этом ревью уже есть его произведение.
Симон Слуцкин 10.02.2012 15:32 Заявить о нарушении
если и есть, то без моего ведома. но такое, как мне думается, невозможно
Александр Букасев 10.02.2012 16:33 Заявить о нарушении
Светлана Илларионова 11.02.2012 05:47 Заявить о нарушении
в молочный тупик позвонков"... хороший финал, особенно "вдовье камланье" - шаманство вдовы, не встречал, вроде... "во рту" - может и лишнее, как еще осуществить "камланье"? "И их" - да, стечение "и", но я как раз люблю такие вещи, они - живое, и читается у меня "ий", а это совсем особое сочетание... Я только прошу понять - все сказанное только личное впечатление от текста, на разбор не тянет. "Путевые записи по ходу чтения", вот и все...
Михаил Микаэль 11.02.2012 09:31 Заявить о нарушении
Симон Слуцкин 11.02.2012 12:35 Заявить о нарушении
Александр Петрушкин Кыштым 11.02.2012 13:29 Заявить о нарушении
С улыбкой.))
Симон Слуцкин 11.02.2012 13:48 Заявить о нарушении
Но глянуть в сеть, что не глянуть))
"Также состоится выступление литературного клуба «Подводная лодка» и его лучших поэтов: Олег Синицын, Янис Грантс и Никита Чубриков с его «многофункциональной» поэзией. Взрыв рок стихов от Артема Экгарта и самое актуальное, житейское, в исполнении Александра Букасева. Загадочная группа задаст настроение вечера"... Отлично. Правда не назвал бы показанное здесь "актуально-житейским", да кто его знает... не только же))
Михаил Микаэль 11.02.2012 14:12 Заявить о нарушении
Александр Петрушкин Кыштым 11.02.2012 14:24 Заявить о нарушении
и актуально-житейским я никогда не баловался.
Александр Букасев 11.02.2012 14:45 Заявить о нарушении
Александру Петрушкину: И отлично, но иногда путают, полагая что мистификация способна изменить голос. Это не так в целом, но при определенной школе нечто возможно. Вопрос, вообще, любопытный - массовая мистификация в сети. Сейчас архипелаг, способные люди вертятся на своем "островке", иногда внешне могут показаться схожими... Поэтому я давно не за конкурсы отдельных стихов, а за представление подборок, циклов, книг - с представлением автора, заметкой о его творчестве. Пусть участников не сотни, пусть к представлению подборками приходят уже в лонг-листах, но это нужно, издателям важно...много пишу, пойду гулять)))
Михаил Микаэль 11.02.2012 15:17 Заявить о нарушении
Здравствуйте, можно присоседиться?:) Этот стих меня уже измучил:)
гендер http://www.stihi.ru/2012/01/11/4737
Ценитель неупиваемой чаши – маленький будда:
По ветру держит уши, ждёт, топчется на костях,
Из пены неба бормочет: «Ты только будь, да?
А я твою весточку богу подниму высоко – как стяг!»
Девочке в облаке видится флаг - российский батик:
По белому в грязно акварельных дорожках-путях,
Великий и ужасный Пу, броневик, что-то на диамате,
Лозунги - розовым, а где-то синим – «навеки братья!»
Гендерно в стране – во всех её волостях...
И на полях немой нескончаемой интернетной брани
Памперсами закидает самое малое индиго-дитя,
Если удержится на ломкой пубертатной грани.
Что-то порвётся, а что-то по будням рванёт,
Знаю, всплывёт славянский бумажный кораблик,
Невзирая на веру, познает подлинный гнёт
Бога распятого...
Радуйся, равви!
Наталья Дорофеева 09.02.2012 13:55 Заявить о нарушении
Михаил Микаэль 09.02.2012 16:01 Заявить о нарушении
В общем, немудрено замучиться.
Арабский Алфавит 09.02.2012 16:46 Заявить о нарушении
Наталья Дорофеева 09.02.2012 18:08 Заявить о нарушении
Я же отмечу моменты, которые мне непонятны:
- "Ценитель неупиваемой чаши – маленький будда" - в одной строчке православная икона "Неупиваемая Чаша" и основатель буддизма. Насколько оправдано сочетание "будда ценит православную святыню"?
- будда у Вас говорит: "А я твою весточку богу подниму высоко – как стяг!" - о каком боге речь? Понятие бога в буддизме очень отличается от христианского, и если речь идет об одном из индуистских богов (их буддизм не отрицает), то не ясно, с какой целью и какую именно весть будда поднимает некоему богу. Эта строчка мне не понятна ни в прямом, ни переносном значении.
- "Памперсами закидает самое малое индиго-дитя" - дитя здесь в именительном или винительном падеже? Не ясно, кто кого закидает. Правда, вторая строчка намекает, что закидает все-таки ребенок... Но на мой слух недостаточно внятно.
- как "кораблик" может что-то познать? Люди на корабле - да, могут. А сам корабль? Одушевление В ЭТОМ контексте слишком неподготовленное, до сих пор все субъекты стиха были люди, а предметы были объектами, и "рокировка" в конце стиха прошла не по правилам.
- как понимать выражение "подлинный гнёт Бога распятого"? Гнёт обычно связывается с отрицательными понятиями - "гнёт греха", например. (Речь же, как я понимаю, не о "тяжелом предмете, используемом при засолке и квашении":).
Родительный падеж в данном случае двусмыслен. На кого обращен гнёт и кто - угнетатель?
Первое чтение:
Угнетатель - Бог распятый.
Но Бог распятый даровал человечеству Избавление, а не гнет. Во всяком случае, такова идея христианства. Если же, по-Вашему, она себя не оправдала, то одним словосочетанием оспаривать глубокую идею Избавления, без конкретизации, без необходимой в данном случае точности речи, - получается голословно и несерьезно. Предмет уж слишком важен, чтобы эдак походя его выворачивать наизнанку.
Второе чтение:
Бог распятый - угнетаемый, он испытывает гнет (давление, тяжесть). Да, в теологической литературе говорится, что Иисус испытал гнет безмерной душевной муки. Но не лучше ли для выражения этого смысла подобрать другую формулировку, нежели с родительным падежом, допускающую и совершенно другую трактовку?
- отсыл к Иуде, выдавшего Христа поцелуем и словами "Радуйся, Равви!" в сочетанием со "славянским корабликом", в наши дни сильно отдает ксенофобским душком: славяне, дескать, хорошие, но кто-то их предал. А вначале еще и будда был, стоящий "на костях"... Все на одного, на этот беззащитный бумажный славянский кораблик... Дурная трактовка , по-моему.
Арабский Алфавит 10.02.2012 12:41 Заявить о нарушении
В общем, выброшу стих - и фиг с ним, одни мучения:)
Наталья Дорофеева 10.02.2012 13:17 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 10.02.2012 13:33 Заявить о нарушении
Кажется, сутра "Верх знамени"
http://www.spiritual.ru/lib/dhaj.html
объясняет...
"Но когда, о монахи, смотрели те боги на верх знамени Шакры, или на верх знамени Праджапати, или на верх знамени Варуны, или на верх знамени Ишаны, то тот страх, столбняк, мороз по коже, что находили на них, иной раз их отпускали, иной раз не отпускали. Почему это так? Потому, монахи, что глава богов Шакра сам не свободен от страсти, сам не свободен от ненависти, не свободен от заблуждения, сам иногда робок, боязлив, труслив и склонен удрать.
Я же вам, монахи, так говорю: если на вас в лесу, или под деревом, или в пустом жилище найдет так тот страх, столбняк, мороз по коже, вспомните тогда обо мне, вот так: "Действительно, Благословенный - достойный, истинно самопробужденный, совершенный в знании и поведении, хорошо ушедший, знаток мира, непревзойденный укротитель буйных мужей, учитель богов и людей, просветленный, благословенный". Потому что когда вы вспомните обо мне, так тот страх, столбняк, мороз по коже, что найдут на вас, вас отпустят."
И насчет чаши можно покопаться (напр., "Джатака о чаше").
Валентин Ирхин 05.03.2012 07:38 Заявить о нарушении
Здравствуйте!
"Круговорот"
http://stihi.ru/2012/01/27/8191
............................................................"Эта теория недостаточно безумна, чтобы быть верной".
............................................................Нильс Бор
.
.
Однажды время ссыпалось на нет.
Песчинка за песчинкой, безвозвратно.
Истёрлись всемогущие караты
О многие десятки тысяч лет.
И не нашлось, увы, ничьей руки,
Чтоб жизнь в часах песочных заструилась.
Стояли отрешёнными руины.
Былого исчисленья маяки,
Перерождаясь в пыль и прах веков,
Ветрами разносились по вселенной.
Но в недрах нарастало напряженье,
И слышалось дыхание мехов.
Огонь, спекая кварц, гранат и шпат,
Наполнил силой для дороги дальней, –
И время с раскалённой наковальни
Куда-то покатилось не спеша.
Ему навстречу двинулась Земля –
Пролистывая годы, чьи-то судьбы,
Два колеса, сцепив друг друга зубья,
Вернулись на круги своя.
Светлана Илларионова 09.02.2012 08:28 Заявить о нарушении
Вижу, стих прошел уже многие круги обсуждения. Обсудим и здесь. :-)
Арабский Алфавит 09.02.2012 14:57 Заявить о нарушении
Да, это будет уже седьмой круг.
Светлана Илларионова 09.02.2012 17:18 Заявить о нарушении
"О многие десятки тысяч лет" - "многие" звучит неловко.
К тому же жаль столько слогов тратить на числительное, когда можно часть строки отдать на образную характеристику прошедших эпох.
Тут бы что-то вроде:
"о миллионы (таких-то) лет" или
"о (такие-то) миллионы лет".
"И не нашлось, увы, ничьей руки,
Чтоб жизнь в часах песочных заструилась" -
"увы" по смыслу и интонационно излишне, на мой слух. Не надо ЗДЕСЬ женских вздохов.
"Перерождаясь в пыль и прах веков" -
"перерождаясь" меня здесь не убеждает. Это слово обычно употребляется, когда речь идет о возникновении чего-то нового, "конструктивного". Здесь же речь идет о распаде, деградации, не о "(пере-)рождении", а о смерти ("прах").
"Два колеса, сцепив друг друга зубья,
Вернулись на круги своя" -
к "друг друга" будут придирки ВСЕГДА, где бы Вы не выставили стих. Как ни объясняй, как ни оправдывай, - это место "тонкое" и в сознании читателей всегда будет "рваться". Предложенное на другом обсуждении Юрием Семецким "друг другу" не лучше.
Эти строчки, надо скрепя сердце, пересочинить, чтобы сделать конец безукоризненным.
Арабский Алфавит 10.02.2012 13:31 Заявить о нарушении
И ругали - придираясь к незначителным вещам (на Графоманах).
"О многие десятки тысяч лет" - "многие" звучит неловко.
-- согласна, буду менять. Ещё не знаю на что, но буду.
"И не нашлось, увы, ничьей руки,
Чтоб жизнь в часах песочных заструилась" -
-- и тоже соглашусь, заменю на что-то "и не нашлось (какой-то там) руки"
"Перерождаясь в пыль и прах веков" -
"перерождаясь" меня здесь не убеждает...
-- и здесь соглашаюсь (умеете вы убеждать :-) -- об этом я подумаю завтра (с)
"Два колеса, сцепив друг друга зубья,
Вернулись на круги своя" -
к "друг друга" будут придирки ВСЕГДА, где бы Вы не выставили стих. Как ни объясняй, как ни оправдывай, - это место "тонкое" и в сознании читателей всегда будет "рваться". Предложенное на другом обсуждении Юрием Семецким "друг другу" не лучше.
Эти строчки, надо скрепя сердце, пересочинить, чтобы сделать конец безукоризненным.
-- вот - это самое тонкое место, которое кто-то принимает безоговорочно, кто-то к нему придирается (вы правы!)
-- я подумаю, не хочется терять колоритность фразы
Спасибо, Ильдар :-)
Светлана Илларионова 10.02.2012 13:57 Заявить о нарушении
А вот как Земля может катиться, что-то "пролистывая" - это под вопросом :-)
Удачи Вам!
Арабский Алфавит 10.02.2012 14:01 Заявить о нарушении
Светлана Илларионова 10.02.2012 14:02 Заявить о нарушении
Светлана Илларионова 10.02.2012 19:48 Заявить о нарушении
По небу покатилось не спеша.
Ему навстречу двинулась Земля –
Подсчитывая годы, чьи-то судьбы...
Два колеса, зуб зацепив за зубья,
Вернулись на круги своя".
Михаил Микаэль 10.02.2012 21:23 Заявить о нарушении
Спасибо :-)
Светлана Илларионова 10.02.2012 23:24 Заявить о нарушении
Михаил Микаэль 11.02.2012 17:33 Заявить о нарушении
Михаил Микаэль 11.02.2012 17:36 Заявить о нарушении
а в какой спор? где спор? здесь ещё и спор есть?))))))
Светлана Илларионова 11.02.2012 20:28 Заявить о нарушении
Светлана Илларионова 11.02.2012 20:34 Заявить о нарушении
Светлана Илларионова 11.02.2012 20:51 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 15.03.2012 01:06 Заявить о нарушении
Я как раз хотела здесь сказать, что кое-что поменяла :-)
Светлана Илларионова 15.03.2012 03:23 Заявить о нарушении
Добрый день!
Можно мне попробовать?
"Ночной кошмар"
http://www.stihi.ru/2011/09/26/6701
"Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот Чёрный
На кресло моё садится..."
/ С. Есенин "Чёрный человек" /
----------------------------------
Он выходит не весь.
Поначалу - лишь тень
упадёт бестелесым мазком.
Паутинный навес,
как лиана плетень,
окаймляет шажок за шажком.
Ускоряя свой ход,
бьёт судилищем хвост,
до костей прожигает, до дна.
Перебросит за борт,
разведёт словно мост
разум с телом тупая волна.
И не шёпот, не вздох,
омерзительный сап
липким жалом мне в ухо ползёт.
Словно губчатый мох
клещи-щупальцы лап.
Камень - нА душу, веки - под гнёт.
Я - в поту,
я - в бреду!
Не молитву - на лик,
не проснуться, не крикнуть: "За что?"
Немота.
Знать не так
я жила. Адский Стикс -
это СОВЕСТЬ моя.
Без манто.
С уважением, Лана Сноу
Лана Сноу 08.02.2012 19:05 Заявить о нарушении
"Он - не сразу, не весь.
Поначалу - лишь тень..."
Светлана
Лана Сноу 09.02.2012 00:52 Заявить о нарушении
Может быть, Вы помните - у Цветаевой:
* * *
О нет, не узнает никто из вас
- Не сможет и не захочет! -
Как страстная совесть в бессонный час
Мне жизнь молодую точит!
Как душит подушкой, как бьет в набат,
Как шепчет все то же слово...
- В какой обратился треклятый ад
Мой глупый грешок грошовый!
(1919)
Состояние, которое Вы описали в стихе, многим знакомо. Оно пограничное, "бредовое", мерещатся химеры... Трудно уловить его словами - химеры постоянно меняют свое очертание: только это было чудовище, страшное животное, как оно же стало волной или даже ваккуумом... И через все это слышится голос совести...
В Вашем стихе намечены эти метаморфозы. Вы как бы сделали набросок, который нужно еще тщательно прорисовывать - уточнять детали, слова, порядок превращений...
Возможны разные варианты: строгая строфика (Вы ее используете), свободный стих, даже графическая поэзия - "нарисовать" это чудище так, чтобы из слов получился рисунок.
Я бы предложил Вам эксперимент. Может быть, Вы знаете, что Гете в "Фаусте" (там и химер, и угрызений совести с лихвой хватит на всю Стихиру :) некоторые сцены сперва написал прозой, выверил образную, экспрессивную сторону, а потом - иногда спустя много лет - зарифмовал. Вот и я бы Вам предложил еще раз написать "Ночной кошмар" - в виде прозаической зарисовки. Чтобы каждое слово было не случайно, чтобы сцепка слов была и точной, и, может быть, неожиданной, но - оправданной. При этом Вам не придется оглядываться на метр и рифмы, а сконцентрироваться на "смысловых метаморфозах". Думаю, Вам и самой было бы интересно посмотреть, что получится. А потом... потом видно будет! :-)
Арабский Алфавит 09.02.2012 12:31 Заявить о нарушении