Рецензии на произведение «Диктатор»

Рецензия на «Диктатор» (Николай Орехов Курлович)

Я восхищен по-прежнему Вашими стихами.Приглашаю почитать что-нибудь мое,например "Завет", из моего неполного багажа. Остальное - думаю, нашим кураторам не понравится, пусть пока полежит. ФВС

Валерий Фомичев   20.02.2018 03:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий.
Воспользовался Вашим приглашением)
_________________________________

Что есть "кураторы" в данном контексте?

Николай Орехов Курлович   21.02.2018 16:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Диктатор» (Николай Орехов Курлович)

Коля, а мне этот твой стих напомнил, вдруг, о судьбе чилийского поэта Виктора Хара, которому отрубили руки. Этот стиз, на мой взгляд, очень крепко связывается по смыслу с судьбой этого певца, гитариста и поэта.

Константин Камень   03.05.2017 16:26     Заявить о нарушении
.

Привет, Костя.

Не "вдруг"), а именно по мотивам той истории, тех событий это и было написано.
Правда, гораздо позже, почти через 10 лет.
Сами чилийские события были восприняты не непосредственно -- как-то вторично; когда в школе об этом рассказывали, было "дежурное" пионерское впечатление, во всяком случае, не помню, чтобы слишком остро задело. А год спустя вышла повесть "Мальчик со шпагой", там об этом тоже было, и именно через неё запало и в память, и в душу.
До сих пор это одна из любимых моих книг; в своё время она в очень немалой мере повлияла на формирование характера, принципов, понятий о подлинных ценностях.
Пускай наивно, но многочисленные пинки, которые щедро жизнь раздавала на протяжении многих последующих лет, так и не смогли до конца вышибить из меня всё это...

Николай Орехов Курлович   03.05.2017 16:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Диктатор» (Николай Орехов Курлович)

чуется какая-то мощь, стоящая за словами
и вот это главное
потому что такие озарения могут быть не вполне поняты и объяснимы читателем, но явственно ощутимы - как ветер и как мурашки от этого ветра

как там было "поэзия - это попытка передать то, что не может быть передано никаким иным способом"

п.с. единственное - "привИделся"?

Риммристая   14.04.2017 00:27     Заявить о нарушении
Поражён Вашей проницательностью (или интуицией)
Действительно, "скелет" этого творения, насколько помнится, приснился. То есть, именно озарение было, от "соавтора".
Жаль, крайне редко такое случалось тогда, а теперь и вовсе не происходит...((

Спасибо, Римма.

ПС: привИделся, конечно же. Благодарность от двоешника) Поправил.

Николай Орехов Курлович   14.04.2017 00:41   Заявить о нарушении
просто люди, в которых это есть...
у них открытые каналы

как там было у Вячеслава Назарова:

На пальцах
лезвием ножа
я срезал кожу осторожно,
живые нервы обнажа,
до срока скрытые под кожей.
Болит под пальцами земля.
Дыханье трав
грохочет громом.
Но только иначе нельзя
свести
мельчайшее с огромным.
И вот
в ладонь моей руки,
легко порвав меридианы,
плывут,
плывут материки,
текут моря и океаны.
Я начинаю понимать
событий устья и истоки
и, как антенна,
принимать
блуждающие биотоки.
Во мне смешались
смех и стон,
и мне уже не нужно имя.
Я – всё.
И тысячи имён
легко становятся моими.
Глаза людей –
мои глаза.
Я вижу всё,
что видят люди,
и горизонта полоса
преградой мне уже не будет.
Любовь людей –
моя любовь.
Людская боль –
моё несчастье.
Три миллиарда киловольт
пульсируют
в сведённых пальцах.
Они ревут в стволах аорт,
пророча взрыв и пораженье...
Стихи тогда –
громоотвод
предельных перенапряжений...

© Вячеслав Назаров

***

срезанная с пальцев кожа, именно
готовность воспринять мощнейшие потоки и едва уловимые колебания
проводники, примешивающие помимо принимаемого (из общего котла?) сигнала частицу своего личного - мб, того сплава, из которого мы состоим?

Риммристая   14.04.2017 00:48   Заявить о нарушении
Далеко не каждый нож для этого пригоден. Да и уметь нужно "срезать" так, чтобы получилось. Да и не каждый решится на такое.
Приходится, увы, довольствоваться естественными "травмами" и "ранами"...

Боюсь, многовато для меня открытий с Вашей подачи))
Назаровым зачитывался ещё в юности, некоторое время "Силайское яблоко" было вообще в первых строках личного "рейтинга", а вот про то, что и стихи писал (и какие!, судя по этому), по причине своей серости и общей малограмотности не знал...((
Ещё раз спасибо.

О-ох, не усну сегодня!)

Николай Орехов Курлович   14.04.2017 01:06   Заявить о нарушении
оно как-то само срезается))
у меня просто подруга обожает стихи Назарова
с её подачи и я их полюбила
хорошие вещи передаются тут как фляжка с чем-то крепким горячительным у дружеского костра)

Риммристая   14.04.2017 01:13   Заявить о нарушении
Ваша "фляжка" зело вместительная)
Чуйствую изрядное охмеление со всеми вытекающими...))

Николай Орехов Курлович   14.04.2017 01:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Диктатор» (Николай Орехов Курлович)

Как приятно быть первым рецензентом. Даже, чувствую некоторое волнение. Итак,

Диктатор
Николай Орехов Курлович
http://www.stihi.ru/2016/12/01/4664

•••••••••••••••••••••••••••••
…и снилось ему в ночи опустелой, когда безмолвно и страшно вокруг: поднялись над растерзанным телом мёртвые пальцы отрубленных рук и по струнам оборванным полыхнули, алый гриф держа на весу, и припев, оборванный пулей, скорбную тишину полоснул.
По нервам века, по раскалённым (так приведелся красный цвет) бил, и струны рвал исступлённо недоступный взору мёртвый Поэт. И на зов гитары под светом лунным тысяч тысячи шли сюда…

…а ветры Эпохи рвали, как струны, высоковольтные провода.

1982-2009-2016 гг
•••••••••••••••••••••••••••••

Ну, во-первых, как говорил мой Учитель, Тимофей Степанович Бондаренко, писать стихи, не разбивая их на строчки, может каждый пятиклассник. Мало того, писать стихи не разбивая их на строчки, скрывать многочисленные нарушения Ритма, Размера и Метра. Это я вам ещё мягко сказал. Можно сказать: как другу. А вот как говорит Тимофей Степанович:

Экспертный обзор. Тимофей Бондаренко. Март-2015
Большой Литературный Клуб
http://www.stihi.ru/2015/04/08/10493

•••••••••••••••••••••••••••••
Вначале хотелось бы высказать ряд соображений общего характера.
Я очень плохо отношусь к формату А4, записи одной строки то как двух, то как трех, к письму без заглавных и знаков препинания.
Это все - дешевка, доступная и первокласснику, не требующая абсолютно никакого ремесленного умения.
Никто и нигде не дал вразумительных объяснений, что такие "приемы" дают в художественном плане.
Ну, кроме затруднения читательского восприятия и маскировки огрехов стиха.
Просто дешевые выдрюки.
Тем более претенциозные, когда подаются на серьезный конкурс.
Ничего нового в таких "приемах" нет. Как и ничего полезного.
Тот же формат А4 - могу с гарантией сказать, что подавляющее большинство незастихируеванных читателей, в реале, просто даже не станут пытаться читать стихи в такой подаче. Справедливо полагая, что если автор кладет прибор на удобочитаемость своей продукции, то читатель имеет полное право покласть на такого автора.
Это - дешевка первого уровня.

Но есть и дешевка второго, продвинутого уровня. Когда отсутствие поэтических идей, неумение построить сюжет, сделать стих целостным организмом, а не набором строк, подменяют наворотом "крутых" образов а то и просто словесных конструкций, за которыми и образа-то не разглядеть, совершенно не озабочивась тем - зачем нужны эти образы, на что они работают в стихе, тщательно встроены и работают на целое или торчат сами по себе, как бревна. Навал бревен - это отнюдь не добротная изба.

Есть и другой бич поэзии - уход в туманные словеса, когда никто, даже сам автор не в силах объяснить - о чем же он пишет и почему именно так запутано и туманно.
Ю.Левитанский хорошо по этому поводу сказал своим ученикам, склонным к таким приемам - мир и так переполнен непониманием, зачем же вы его умножаете.
Я принципиально не приемлю поэзию, предназначенную только для узенького кружка заединщиков.
Автор должен стремиться донести до читателя, а не повыпендриваться для самого себя.
Если говорить о лонге в целом - такого добра там хватает.
Но главное, чего не хватает, в чем участники проигрывают классикам - то ли неумение, то ли нежелание ставить во главу ЦЕЛОЕ и все поэтические средства и приемы подчинить этому целому.
И я старался отобрать в шорт прежде всего по цельности стиха - поэтическая идея, сюжет, композиция, подчиненность поэтических средств целому.

Звучание стиха - тоже хронически больная тема на стихире. Такое впечатление, что многие пишут, рассчитывая только на "глазное" прочтение.
Ну и отобранные стихи я посчитал нужным разобрать с преимущественно с ремесленной точки зрения.
Полагая, что это куда полезнее общих слов и моих личных эмоциональных впечатлений и соображений, что там чего навевает.
Если не для автора, то, надеюсь - для читателей.
•••••••••••••••••••••••••••••

Итак, во-вторых, как вы видите, Николай, мнение эксперта неутешительное. Как вы понимаете, я, действительно был очень мягок в своём вступительном отрезке. И, впредь, постараюсь быть не настолько резок в своих суждениях. Всё таки мы, — не эксперт. Нам, ещё многому предстоит учиться. Собственно, поэтому, для практики мы, иногда и берём кальки для наших разборов, чтобы было хоть немножечко легше понимать и, опять же учиться всем тем прелестям критической архитектуры. Так. Но это лирика. Достаточно уже точить словесы. Перейдём к разбору. Вначале план:

1 Разбить стих на строки и начертить схемы, чтобы проверить Ритм.

2 Попробовать понять образы стихотворения.

3 Попробовать понять, что нам хотел сказать автор.

4 Подвести итоги и сделать вывод.

•••••••••••••••••••••••••••••

1 АРХИТЕКТУРА СТИХА.

•••••••••••••••••••••••••••••
…И снилось ему в ночи опустелой,
Когда безмолвно и страшно вокруг:
Поднялись над растерзанным телом
Мёртвые пальцы отрубленных рук

И по струнам оборванным полыхнули,
Алый гриф держа на весу,
И припев, оборванный пулей,
Скорбную тишину полоснул.

По нервам века, по раскалённым
(Так приведелся красный цвет)
Бил, и струны рвал исступлённо
Недоступный взору мёртвый Поэт.

И на зов гитары под светом лунным
Тысяч тысячи шли сюда…
…А ветры Эпохи рвали, как струны,
Высоковольтные провода.
•••••••••••••••••••••••••••••

о1оо1о1оо1о
о1о1оо1оо1
оо1оо1оо1о<
1оо1оо1оо1

оо1оо1оооо1о
1о1о1оо1
оо1о1оо1о
1оооо1оо1<

о1о1оооо1о
1о1оо1о1
1о1о1оо1о
оо1о1о1оо1

оо1о1оо1о1о
1о1оо1о1
о1оо1о1оо1о<
ооо1оооо1

•••••••••••••••••••••••••••••
Итак, хотел было я, обозначить слоговой показатель на схемах, но потом передумал. Думаю, итак ясно, что картина неутешительная, — так ведь, Николай? А ведь совсем ещё недавно, вы, нам говорили, что у какого-то автора, де, проблемы с Размером и Ритмом. Однако. А тут такое. Ладно. Не будем брать с вас пример. То есть не будем говорить просто слова. Продолжим заниматься делом.

Слоговой объём колеблется от 8 до 12 слогов. Это Изосиллабизм. Изометризм, тоже неутешительный. Никакой внутренней симметрии. Что в малых дозах (схема первых двух строк первого 4-стишия):

о1оо1о1оо1о
о1о1оо1оо1

Что в больших (схема первых двух строк последнего 4-стишия):

оо1о1оо1о1о
1о1оо1о1

Помимо этого, как вы заметили, существует ещё проблема Анакрузы — начала строки, – единоначатия. От нулевой /1 до двухсложной оо/1 — трёхсложная как еденичный случайный случай ооо/1 в расчёт брать не будем. Достаточно и того, что есть.

Соответственно, как итог этого отрезка, — результат налицо. И результат неутешительный (в который раз я уже это говорю?), — аритмия стиха просто потрясает. Но, как вы наверное заметили, есть три вопиющих случая этой аритмии, — мы выделили их обычной стрелочкой<. Теперь разберём их.

1 «…и снИлось ему в ночи опустелой,
КогдА безмолвно и страшно вокруг:
ПоднЯлись над растерзанным телом» —

— понятно, да? Ритмическая Инерция начала первых двух строк, в третьей строке даёт ударение, также на втором слоге, — и слово к этому располагает:

поднЯлись,

а далее, следует СБОЙ РИТМА — причём тройной:

а) поднЯлись нАд — смысловой сбой ритма, – ударение на не нужном предлоге.

б) поднЯлись над рА... — грамматический сбой ритма, – когда удар приходится на не совпадение схемного и фонетического ударения слова.

в) поднЯлись над растЕрзанным... — свой ритма относительно безударных интервалов в Дольниках. В данном случае трёхсложный _ооо_ безударный интервал, это прерогатива Тактовиков. Смотрим ещё раз схему трёх строк:

о1оо1о1оо1о
о1о1оо1оо1
о10001оо1о

г) поднялИсь над растЕрзанным тЕлом — правильный вариант на схеме 3-стопного Анапеста с женским окончанием. Вопрос, как попасть на него с самого начала?

2 Похожая ситуация. Немножко, но всё таки, — во второй строфе:

«алый грИф держа на весу,
и припЕв, оборванный пулей,
СкорбнуЮ тишину полоснул.» —

— начало первых двух строк (в примере) акцентирует главное ударение на третьем слоге, а в последней строке даёт грамматический сбой ритма в слове: скОрбную, перенося ударение на третий слог этого слова: скорбнуЮ — сбой ритма.

Ну и так, интересный момент, все эти строки, запросто, можно довести до 3-стопного Анапеста. И, весь стих, если глянуть на схемы. Но, автор, вместо того, чтобы поработать над стихом, решил сыграть на своём, якобы авторитете. Хм. Среди кого, автор? Впрочем, сейчас это не главное. Продолжим.

3 Опять же похожая ситуация, только в прямопропорциональном отношении:

«и на зОв гитары под светом лунным
тысяч тЫсячи шли сюда…
…а ветрЫ эпохи рвали, как струны,» —

— если в первой строфе, первые две строки, начинались со второго удара и в третьей строке как-то надо было попасть на третий удар, то здесь, всё наоборот. Только как прочитать вЕтры, а не ветрА — как там у Высоцкого...? —

«Мы говорим не вЕтры, а ветрА...» —

— хм, может здесь ОПИСКА? Как, например, во второй строке второй строфы, в слове привИделся:

«(Так приведелся красный цвет)» —

— ? Впрочем, как бы то ни было, а пока, вновь фиксирую грамматический сбой ритма.

Итак, вывод. Опять же вывод неутешительный. И говорить более не о чем. Если только, автор, не пожелает ответить нам, почему, имея такие стихи в багаже, он, смеет ходить и учить других о каких-то там сбоях ритма, размера... — и чего он только там просто не говорит? Как мы уже заметили раннее, много говорить, не значит много знать. Николай, что скажете?

С уважением,

Пээс:

Думаю, что пока достаточно и ритмического разбора. Вы, согласны Николай? Отлично. Тогда давайте поговорим.

ПэПээс:

Немного лирики.

Николай, странные дела творятся, вам не кажется? Тогда, смотрите:

Рецензия на «А мне плевать когда какой-то лузер... Пародия» (Рихард Мор 2)
http://www.stihi.ru/rec.html?2017/02/11/14672
http://archive.li/orSuO

— что было в этой рецензии, Николай, что её почистили? Я был невежлив с вами, не корректен, что ещё, — почему, сейчас, там только ваши замечания?

Где-то там, я, ещё могу понять удалённую пародию:

А мне плевать когда какой-то лузер...
http://www.stihi.ru/2017/02/11/7509
http://archive.li/JG2YR

— где то там... Ибо, ваша сага, — та ещё девственница. Кстати, ещё живая? А почему тогда моей нет?

Вобщем, Николай, что за движения, с вашей стороны, — сможете, попутно разбору, объяснить?

С уважением,

Рихард Мор 2   12.02.2017 16:18     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Рихард.

Благодарю за столь обстоятельный разбор моего скромного творения, которому вскоре исполняется 35 лет.
Не сомневаюсь, что Вы потратили немало усилий и времени, чтобы создать этот фундаментальный труд.

Однако, если это не слишком сильно осложнит Вашу жизнь, я оставлю всё, как есть, уж не обессудьте))

Касаемо приведённой Вами выдержки из работы неизвестного мне Т.Бондаренко, простите, я её не стал читать. Именно по этой причине -- не вижу, почему я должен считать авторитетным сугубо частное мнение человека, чьё имя впервые слышу) Вполне допускаю, что он грамотный литературовед, опытный критик, сильный автор -- но мне что до этого? Я с ним не знаком!))

По поводу чего-то там, удалённого якобы мной, не имею ни малейшего понятия)
Я НИКОГДА НИЧЕГО не удаляю, даже если это полный бред.
Верите мне или нет, мне безразлично.
И, честно говоря (уж без обид, аха?), я Ваш комментарий не слишком внимательно читал)), не имея ни малейших намерений вступать с Вами в дальнейшие дебаты. Поэтому даже высказать предположения о причинах удаления я не смогу. Да и желания такого не имею.
Обратитесь к администрации сайта, они, насколько мне известно, должны указать причину.

Вчера я уже сказал Вам, что дальнейшее общение с Вами для меня не представляет интереса.
Вы дали мне возможность "поупражняться в чём-то там (словоблудии? вроде бы), я "поупражнялся", когда у меня было достаточно времени и соответствующее настроение.
Достаточно, повторяю сказанное почти сутки назад.
Уж не обессудьте, более отвечать не намерен, потому в дальнейшем не тратьте попусту Ваше драгоценное время)

Всего доброго)

Николай Орехов Курлович   12.02.2017 18:58   Заявить о нарушении
Ну, вот, Коль, отбил охоту у человечка работать пальчиками. Старался-то как.

Ёжик Туманный   12.02.2017 19:31   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Николай.

Странная ваша реакция, если честно. Я-то думал, что у нас состоится конструктивный диалог, а получается как всегда. Да.

В отличие от вас, Николай, я не хожу по просторам Стихирустии в поисках проучить графоманов, — да я даже не говорю так, – откуда у вас такое самомнение о себе, если не секрет? — в некотором смысле, я стараюсь разбирать стихи сильных авторов. С учётом того, что ваша позиция о себе и о своих стихах, глубока в своей непогрешимости, я и решил сделать разбор вашего текста. И что же теперь? Вы 35 лет писали этот стих, — душой или сердцем? Охотно верю. Только ведь, мы-то с вами знаем, кто, пишет стихи этими средствами, да? Хотите верьте, хотите нет, — без разницы! Просто, если ставить вопрос ребром, то чем же вы, тогда, отличаетесь от тех же самых вами так называемых графоманов? Николай, прямо чудо какое-то! Ну, вот, например, из рецензии:

на «Контрольный выстрел» (Николай Орехов Курлович)
http://www.stihi.ru/rec.html?2017/02/12/924
http://archive.li/y8QkL

•••••••••••••••••••••••••••••
К графоманству, как явлению, я отношусь совершено спокойно. Порой даже получаю некоторое удовольствие от улыбки, а то и откровенного смеха, вызываемого перлами сих творцов))
Определённый негатив вызывают лишь те, кто регулярно пиарится или занимается взаимоопылением, но и это не повод ломать копья)
Кто-то в песочек играет, кто-то в рейтинг -- нехай им)
<...>
А повод для написания сего творения отнюдь не сам факт появления псевдопародии Безымянного, а совершенно иной его "косяк", за который он уже получил пендаль на другой странице. Потому и название такое -- "Контрольный выстрел"))

Истреблять графоманов бессмысленно, да и бесполезно, а вот время от времени ставить их на место, когда возомнят себя равными нормальным авторам, стоит)

Спасибо за отклик.

С уважением, Николай

Николай Орехов Курлович   12.02.2017 09:44   Заявить о нарушении
•••••••••••••••••••••••••••••

Вот просто читал и офигевал. Николай, а ставить Графоманов на место, это вы круто загнули. Только ведь каким местом вы их загибаете, если не секрет?

Касательно того, что вы ничего не будете менять в этом стихе, — ваше право. Странно только, что вы говорите об этом. Можно подумать, что я, в своём разборе об этом как-то писал или намекал — где? По себе судите, батенька?

Вспоминается, другая наша с вами — вчерашняя беседа. Где вы, так много сказали... — да так много... — чтобы в конце банально предложить закончить диалог. Забавно. А зачем, тогда вообще было говорить? Ну ладно, ответили. Только ведь, вы ответили так, что с невниманием к некоторым деталям и цитатам. Помимо этого, говорили, что за свои слова, вы, всегда готовы отвечать. А я ж ведь и не понял! Действительно. Спросили — ответил. Вот и вся теология. Что ж не смею вас больше докучать своим присутствием. Правда, это не значит, что я вновь не прийду и не напишу вам рецензии, — помните?

Рецензия на «Я не люблю лоснящиеся лица...» (Елена Николаева 11)
http://www.stihi.ru/rec.html?2017/01/10/8066
http://archive.li/qJmC7

Не против?

Напоследок, если вы позволите, дам вам один совет. Уважайте людей, Николай. Если более ни на что не способны.

С уважением,

Пээс:

Если я опубликую этот разбор, вы не будете возражать?

С уважением,

ПэПээс:

Перед тем как вбросить этот пост пошёл покурить... Покурил, блин. А тут Ёжик пришёл. Глянул, что за Ёжик, — отбалдел. Я-то думал, дедушка, а это девушка. Милый Ёжик, специально для вас:

Рецензия на «Контрольный выстрел» (Николай Орехов Курлович)
http://www.stihi.ru/rec.html?2017/02/11/9151
http://archive.li/GeCSY

Почитайте. Подумайте. И... что хотите...

С уважением, мы,

Рихард Мор 2   12.02.2017 20:23   Заявить о нарушении