Лестница веры

А.Назаренко: литературный дневник

Не каждый раз приходится читать предложения, в которых более семидесяти слов, но вот, апостол Пётр, описывая восхождение к высотам познания Спасителя нашего, Иисуса Христа, употребил такое предложение. Часто его называют лестницей Петра, но я хочу назвать его лестницей веры. Попробую рассмотреть это детальней.


"Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. " ( 2Петра 1гл. 3-7 стихи)


От Божественной силы даровано нам - ЧТО?
- Всё потребное.
Обратим внимание на метод подания:
- Даровано нам.
Для чего?
- Для жизни и благочестия.
Через что даровано, как его обрести?
- Через ПОЗНАНИЕ Призвавшего нас...
Чем Призвавшего?
- Славою и благостию.


Славою и благостию, КОТОРЫМИ дарованы нам великие обетования.


Зачем обетования?
- Дабы вы через них сделались ПРИЧАСТНИКАМИ
Причастниками чего?
- БОЖЕСКОГО ЕСТЕСТВА
Как же можно к этому приблизиться?
- УДАЛИВШИСЬ от господствующего в мире растления похотью:


Далее уместно вспомнить слова Христа:"От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его..." (Матф. 11,12)


Продолжаю рассматривать предложение Петра:
- "то вы ПРИЛАГАЯ к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель...."


Получается, что мы должны показать ДОБРОДЕТЕЛЬ -( "покажите в вере вашей добродетель")


Я представляю лестницу, которая начинается на земле, а заканчивается перед входом в Царсто Господа. ("ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа." 11 стих в этой же главе Петра.)

Значит, если смотреть на нас сверху, если надо видеть результат нашей жизни, то на самой верхней ступени нашей ЛЕСТНИЦЫ ВЕРЫ должна лежать ДОБРОДЕТЕЛЬ.


Добродетель! - Её видно - и это наводит на вопрос: "ПОЧЕМУ кто-то умеет быть столь добродетельным?"


Многие читатели, увы! любят трактовать эту лестницу Петра по своему усмотрению, с каким-то облегчением находя такие сочетания слов как:"в добродетели рассудительность,
в рассудительности воздержание"... И, несмотря на некоторую странность, какую-то нелогичность, если сравнивать это с учением Христа, который был безграничен в Своей добродетели, до того, что и жизнь отдал за нас, тем не менее - очень многие любят цитировать это место, оправдывая свою укороченную, обворованную, жалкую "добродетель".

Так они поступают, следуя написанному:"покажите в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание...." и не замечают, что здесь они идут по ступеням лестницы ВНИЗ!


А НАДО ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО. Здесь о добродетели сказано, как о высшей ступени, Она достигается после того, как человек умеет проявить ВОЗДЕРЖАНИЕ и другие добродетели.


О каком воздержании здесь речь?
- Я не думаю, что правильно будет, если скажем: воздержание в добродетели.


Лучше всего попробовать пройти лестницу с первой ступени. В конце этого высокого, очень длинного предложения стоит слово ЛЮБОВЬ.


Это предложение, действительно, стоит между небом и землёй, как лестница.


Если мы должны показать что-то, то оно вверху лесницы. Уже поняли, что показать - надо добродетель, значит, на самой нижней, на первой ступени надо научиться ЛЮБИТЬ.


_________________ЛЕСТНИЦА ВЕРЫ
______________ добродетель
____________рассудительность
__________воздержание
________терпение
______благочестие
____братолюбие
__любовь


ЛЮБОВЬ. Я должен научиться любить.
Любить - это первое условие. Куда ни обращу я свой взор, кого ни встречу на своём пути, я должен ясно сознавать - "Я должен уметь любить!"


Вот, вот! Как её можно увидеть? (если смотреть сверху)
- Это можно увидеть по тому, что мы любим не только кровных, но и братьев (ближних, дальних)...
Следовательно -
Её видно в БРАТОЛЮБИИ (через братолюбие она сквозит, образно говоря)


И когда сумеем взойти на эти две ступени, то третья, с названием БЛАГОЧЕСТИЕ - тоже станет доступна. Она вот! Рукой подать!


О ком можно сказать - Он благочестив?
- О том, кто ищет чести во всяком благом деле.
Он стремится творить благо - и таким образом стяжает себе честь.


Показать же благочестие можно через терпение. (Оно как бы сквозит через него)
Как он достиг благочестия?
- Присмотритесь! Да ведь он умеет терпеливо совершать вверенное ему служение.


Да! Когда человек научился поступать благочестиво, ему уже знакомо чувство терпения.
Оно необходимое условие во всяком благом поступке.
Итак! Мы уже научились терпеть. Уже поднялись на четвёртую ступень.
Кое-чего достигли, что-то можем!
"Покажите в терпении благочестие" - (взгляд сверху)


Какая следующая ступень?
- ВОЗДЕРЖАНИЕ. О! Если мы достигнем её, то, понятно, на этом уровне видно умение терпеть. То есть - воздержания можно достичь не сразу, а только - предварительно научившись терпеть.


Вот и читаем:"Покажите в воздержании терпение". (Взгляд сверху:если видится воздержание, значит оно стоит на терпении)


Что значит это воздержание?
- А то, что на эту ступень человек попадает уже будучи способен любить, искать чести в добрых делах, терпеть. Вот, что значит это слово, воздержание:"Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного." (1Кор 9,25)


Многое влечёт человека, но он должен стремиться вверх, удалившись от господствующего в мире растления похотью. Похоть - это поступать по хотениям. "Что вижу, то хочу, всё, что хочу, то получу."


Мир разбрасывает бесконечные приманки для того, чтобы увлечь человека, но Бог призывает нас "прилагать всё старание для достижения веры и добродетели, дабы нам соделаться причастниками Божеского естества."


Дальше - РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ.
Кажется, с этой ступени многие начинают свой ход по лестнице добродетели.
На самом же деле, рассудительность видна в том, кто умеет воздерживаться, кто уже поднялся на ступени любви, братолюбия, терпения, воздержания...


Вот, что такое рассудительность! - Держать рассудок в правильном направлении!


Видали ли вы когда-нибудь человека рассудительного?
- Он всё умеет совершить без шума и промаха.
Почему? - Да потому, что в его рассудительности сквозит (в пройденных ступенях) и воздержание, и терпение, и все прочие добродетели.
Он держит в руке своей весь пучёк необходимых качеств, он достиг этого!


Рассудительность... Да! - Это основа добродетели. (Это предшествующая ей ступень)
Иначе, где бы взять всё необходимое для доброго дела?


Вот, и достиг верхней ступени. Есть, что показать в итоге.


Как же сумел?


Вот ответ:


- Что-то скопил там, рассудительно употребив ресурсы, что-то сэкономил в другом месте, за счёт терпения, что-то приберёг, благодаря воздержанию, потому что был движим братолюбием и любовью.
Сложил всё вместе...


И когда бутон всех событий и поступков раскрылся цветком добродетели - то пилигрим получил увереность в том, что поступил по Божией воле. Значит, верил не напрасно, трудился не тщетно.


Это убеждает в том, что от Божественной силы нам даровано всё, потребное для жизни и благочестия.
Вперёд!



24 февраля 1996 года. Элкхарт.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 20.05.2011. ***
  • 14.05.2011. Лестница веры