Критику на мыло или на чистую воду? Татьяна Костан

Ромашка Белая: литературный дневник

Критику на мыло или на чистую воду?
Татьяна Костандогло


Кажется, пора серьёзно поговорить о критике на наших поэтических Турнирах. Сами Турниры нужны!
И польза от них великая не только начинающим поэтам, но и тем, кто себя маститыми считает. А вот об одном критике,
с которым пришлось в своё время столкнуться, есть у меня стихи. До сих пор наизусть их помню:


ОДНОМУ КРИТИКУ


Головой об стенку – мудрено ль?
Не дай бог сознаньем - о бездушье.
Разум сводит судорогой боль
И в устои мира веру рушит.
Я проклятье не пошлю вослед
Тем, чей мёртвый ум неуправляем,
Но скажу:"Спасибо, дармоед...
Речь мою не перепутал с лаем!"


ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КРИТИКА?


- "Критика (от греч. kritike - искусство разбирать, судить) Разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (напр., литературная критика)"
- "Критика — наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы. Не говорю о беспристрастии — кто в критике руководствуется чем бы то ни было, кроме чистой любви к искусству, тот уже нисходит в толпу, рабски управляемую низкими, корыстными побуждениями. Где нет любви к искусству, там нет и критики." ( А.С. Пушкин)


Довольно часто мне приходится вспоминать слова Эрнста Хемингуэя, который говорил о критиках: "вши, ползающие по литературе". Это касалось тех, кто не мог сказать о прочитанном произведении ни одного хорошего слова. Литературный институт, кстати, в мире один единственный. И он - в нашей стране. Не догадываетесь почему? Правильно - научить стать писателем или поэтом нельзя. А у нас учат. В Индии поэтов считают святыми, их никто не имеет права судить. А у нас - судят. Вспомните Иосифа Бродского. Да разве он один?


Инквизиция не дремлет, господа-товарищи. Вы спросите, о ком это я? Ясное дело - об отряде идеологов, верных правящему режиму. Профессионалы умеют вразумить молодое дарование. Правда, поэты потом в хороших стихотворцев перерождаются, но это уже другой разговор. Многие из добросовестных знатоков своего дела служат в литературном институте и его филиалах, в толстых журналах, в союзах писательских, в издательствах, на телевидении и, разумеется, в органах государственной безопасности. Да много где они ещё служат! Хотя вроде "собака сдохла, дом сгорел." Ничего с этим не поделать - историческая необходимость... Каждый режим вместо зёрен вечности сеет свои кадры. Америку я не открываю. Но лавочку, торгующую живыми душами, не мешало бы давно закрыть. Вспомним стихи Алексея Маркова, которого Твардовский Александр Трифонович в своё время в поэты благословил:


***


Совесть моя, граждане, чиста -
Не был никогда лауреатом.
Всех наград единая черта:
Жми, дави и друга, и собрата.


И — лижи высокие зады,
Поводком хозяйским пришвартован.
Говорят тебе: "Иди туды..."
Рапортуй: "Душа на всё готова!"


И на горло песне наступай,
Пусть ребёнком под ботинком стонет.
И земной тебя не минет рай,
Если ты бандит! Бандит — в законе!"
1969


Старые критики в большинстве своём являются вольными или наёмными служащими. Все они "продукты" социума. На наших турнирах четыре критика, но речь пойдёт о двух застуженных дамах со стажем, и обе они - Галины. Будем различать их по инициалам: Г.И. и Г.Д. Не мешало бы им обеим поучиться внимательной доброжелательности, вежливости и учтивости у молодёжи нашей! Я очень постараюсь быть толерантной (лат. tolerare - терпеть.) Но согласитесь, терпение и дом терпимости - не одно и то же. Ведь у тех, кто награждён за длинную жизнь званиями, титулами, грамотами, медалями, орденами, есть негласное право судить и воспитывать будущих литераторов, называя это действо учёбой. Разумеется, возведённые в ранг вседозволенности "прокуроры" подкованы по всем статьям. Они начитаны, книжно образованы. Но они - теоретики. Г.И. своих стихов вообще не имеет, а у Г.Д. так называемые стихи являются зарифмованной прозой, не более того. Но им обеим теоретически наверняка известно о том, что Творчество - всегда роды. А если критики или авторы книг о стихосложении не являются творцами, то как же им тогда познать вдохновение, радость, творческие муки? И чему они в этом случае могут научить других?


Увы, со стороны критиков можно встретиться с откровенной агрессией и пафосным высокомерием. Естественно, возникает резонный вопрос: ТАКАЯ критика что-то даёт поэтам? В турнирах, о которых я пишу, своя специфическая драматургия. Вспомним высказывания Г.Д. и Г.И. Восклицательные и вопросительные знаки в их репликах работают не как восторг, а как негодование или, в лучшем случае, как раздражение:


Турнир 38-ой. Критик Г.Д.


"Это кошмар и ужас!", "Она же пришла сюда не конфетки сосать, правда?",
"Уже всё написано сто лет назад!", "По вашим правилам никто не играет!"
"Штампы невероятные!", "Потоковый трёп!", "Зачем вам сиротливый лист осенний?",
"На фиг это надо?", "Я люблю поэтов, которым не нравятся свои стихи.",
"Так много! Из ушей валится!", "Салон, салон, салон!", "Вы должны искать другие образы
и говорить так, как до этого не говорили!", "Я всё сказала!"


Турнир 31-ый и полуфинал 2. Критик Г.И.


"Не надо прикрываться народом!", "Это совершенно недопустимо, такого не бывает!",
"Я не критик - я профессиональный читатель", "Да, я хирург!", "Похвала всегда оглупляет",
"Образованность свою хочут показать?","Гордыня и фанаберия. Забудьте!",
"Я гурман.", "Поэзия должна быть глуповата!"
"Очень плохое стихотворение!", "Я уже совсем усыхаю!", "Чё тут обосновывать? И так ясно!",
"Всё поверхностно, умозрительно - это то, что в поэзии не допускается!", "Очень длинные стихи!"
"Плюрализм в разных головах - это демократия, а плюрализм в одной голове - это шизофрения. Известный афоризм."
"Повеса повесился? Альфонс какой-то!", " Игра словами, клоунские примочки! Абсолютно пустое место!",
"Косили под Вознесенского?", "Это просто безвкусие!", "Наш зритель-слушатель умнеет на глазах!",
"Так вот, антики - античные наши поэты..."


К сожалению, Г.И. не слышит себя - ведь слово "антики" звучит как фантики! А какой предусмотрительный посыл она делает зрителю-слушателю, который "умнеет на глазах!" ( Дескать, если ты не дурак - соглашайся со мной...) Перечисленного достаточно, чтобы понять о чём идёт речь. Правильно уточнил один наш автор, глядя в глаза критикессе: "Пинок и подзатыльник!" Уточнил, улыбаясь. Молодец!


А история со стихотворением "Прости, Господь! уникальна сама по себе. Автор посвятил стихи Учителю Православия, Преподобному Исааку Сирину. На редкость искренние сердечные стихи. По сути - коллективное покаяние, своего рода молитва о прощении. Критик Г.И. возмущена: "Это что-то избыточное! Исаак Сирин был бы не доволен этим стихотворением." Что тут скажешь? Г.И. выдаёт своё мнение за мнение Великого Учителя из... СЕДЬМОГО века! Остаётся только краснеть за наш век. Г.И. любит повторять:"Я не критик - я профессиональный читатель." И добавляет: "Моя манера это ведение семинара, а не участие в турнирах." Помилуйте, что же Вас заставляет трудиться критиком под зонтиком профессионального читателя? Простите, но мне Вас искренне жаль.


К сожалению, не знают у нас как и на каком языке говорить о Вечном. Критики и составители учебников по литературе, привязаны только к апробированной материальной реальности. Но разве реальность, оторванная от дышащего объёма, в состоянии объяснить поэтическую бездну образов? Или импульсную природу животворящего духа? Не хочу пересказывать книгу Гуго Фридриха "Структура современной лирики". Давайте лучше немного подышим её целебным воздухом. Поэтам я советую эту книгу знать. Ниже следуют некоторые выдержки из неё:


"...Слово не является случайным человеческим изобретением, но соответствует космическому Единому. Оно погружает создателя и читателя в сакральное. Художественно понятый язык есть разновидность магических заклинаний и энергии чистых тонов.


...Содержание рождается от вербального импульса, а не из предварительных размышлений. Цель поэта: проникнуть в неизвестное, услышать неслышимое, увидеть невидимое. Поэт - рабочий, взрывающий мир возможностью повелительной фантазии. Поэтическое действо есть авантюра самосозерцающего Духа.


..."Новый дух" есть дух абсолютной свободы. Свобода в поэзии ведёт к неограниченной рецепции любых данных независимо от их иерархии. Абсурдное и героическое имеют равные права.


...Как "Новый дух" поэзия полна опасностей и несчастий, это рискованный эксперимент, где надо полагаться не на удачу, а на мужество.


...Поэт, ищущий неизвестного, дабы высказать это в анормальном языке, должен быть одинок, осмеян или оклеветан.


...Поэты сознательно или несознательно могут остановить или вообще убить творческий процесс. Возможно, это удар технизированной эпохи, когда человек работает, дабы вообще уничтожить земной шар.


...Современные лирики говорят о своей "лаборатории", о "вычислении" стихов и "операциях" над ними. И только в длительном испытании многозначный магический Дикт способен доказать своё право на бытие и свою неизбежность. Метафора не хочет сводить неизвестное к известному.


...В то время, как техническая цивилизация соединяет материальные пространства, поэзия творит своей метафорикой соединение несоединимого в материальном мире."


***
Вернёмся к нашим Турнирам. Среди собратьев по перу есть те, кто принимает активное участие в процессе и пишет в турнирной ленте свои отклики. А кому-то нравится роль молчаливого наблюдателя. А есть и те, кому всё равно. Они так и заявляют: "Мне не интересно в этом участвовать!" Понимаю всех и охотно соглашаюсь с поэтом Омаром Хайямом:


"Если вдруг на тебя снизошла благодать —
Можешь всё, что имеешь, за правду отдать.
Но, святой человек, не обрушивай гнева
На того, кто за правду не хочет страдать!"


И всё же покажу ещё одно стихотворение Алексея Маркова о нашем родном курятнике:


КУРИНАЯ СЛЕПОТА


Эх, куры! Глупые вы, куры!
Где были ваши голоса,
Когда таскала ночью хмурой
Поодиночке вас лиса?


В курятник без стыда и чести
Ходить повадилась она,
А вы молчали на насесте:
Мол, наше дело — сторона!


И даже в грусти по соседке
Была частица торжества,
Что смерть пришла к другой наседке,
А я — кудах-тах-тах! — жива.
1960


Кем же мы являемся на Турнирах? Мы - поэты, зрители и слушатели? Во время голосования не столько эксперты, сколько в первую очередь мы с вами - судьи. Творчество не знает никаких правил и закономерностей, оно не бывает новым или старым. Творчество либо есть, либо его нет. Слушайте своё сердце. Отзывается? Только тогда и голосуйте. Сердце не ошибается. Кстати, в интернете в адрес нашего сайта иногда звучит нелицеприятное - дескать, графоманов у них там выше крыши! Как же этому не радоваться? В наше-то время, когда не только стихи, но и книги мало кто читает, сайт Стихи ру - единственный корабль в океане, спасающий живые души. Здесь ликбез, граждане господа-товарищи... Вспомним, ликбез - ликвидация безграмотности. Живые интуитивно тянутся к перу, как к своему спасению. Негоже их мусором величать, сетуя по поводу того, что каждый второй сегодня пишет стихи. Радуйтесь этому явлению!


Интересно, приходила ли в голову хотя бы к одному критику мысль о том, что качество письма стихотворца, поэта или графомана по природной шкале равноценно? А ведь всё более, чем просто - в огромном поэтическом мироздании каждый живёт только на своём этаже. И у каждого поэта – свой читатель, а у каждого читателя – свой почитатель. То, что доступно обывателю, никогда не примет ценитель изящной поэзии. И наоборот. Почему? Да потому что в поэзии не бывает победителей и побеждённых. Здесь все невольно подчиняются закону сердечной ноты, то бишь гармонии. Выпал из гармонии? Тогда, увы, образно говоря, ты - раковая клеточка. По своей природной сути - все поэты друг в друга незримо прорастают, ибо на духовном плане поэтическое тело есть один светозвуковой поток. Первопричина жизни - свет и звук. Они являют основу существования, им благодаря мы и пребываем в творчестве.


Нельзя промолчать о молодых наших критиках - Валерии П. и Елене П. Слава богу, они совсем другого поля ягоды. Профессионалы, но главное не только в этом - обе они единодушны с авторами. Замечания делают тактично, заботливо даже. Осмысливают непонятное для себя, пытаясь оправдать автора. Чувствуется их любовь к поэзии. И ведущие наши Евгений С. и Елена А. на своём месте. Евгений - весь внимание. Трогательно слушает стихи глазами, переживая за авторов. И с Еленой А. поэтам приятно общаться. Она приветливая. Вежливость её отнюдь не дежурная. По сути своей ведущие являются адвокатами поэтов, читающих стихи. Им и карты в руки - было бы уместно в случаях необходимости тормозить критику на резких поворотах.


Помню, как однажды Евгений С. пытался спасти критическую ситуацию. В некотором замешательстве он произнёс: "Критик должен говорить, как врач - правду и только правду! У критика такая миссия." Но ведь далеко не каждый врач умеет поставить верный диагноз? И хирурги, к сожалению, ошибаются... Доктор от бога никогда не скажет больному: "Вам не нужно лечиться. Вы скоро умрёте." Так что, господа ведущие-адвокаты, защищать своих поэтов от нерадивой критики - дело святое.


Есть очень приятная новость. Недавно состоялся турнирный финал. Это был новогодний подарок во всех отношениях - интереснейшие поэты и два знакомых нам критика Г.Д. и Г.И. Оказывается, обе они умеют улыбаться и быть вежливыми! Уважительное отношение к поэтам покоряет и обнадёживает - всегда бы так...


Некоторые предложения о проведении будущих турниров я позволю себе озвучить.
Прежде всего, речь пойдёт о правилах голосования. Не должно быть деления поэтов на простых смертных и экспертов. Поэты из художественного совета и экспертного клуба - те же самые поэты! Просто они когда-то были участниками турниров - ну и что? Следует ли из этого, что голос смертного стоит целковый, а экспертный голос - пять целковых? К чему нам литературные песочницы, разъединяющие коллектив? По количеству проголосовавших намного проще ориентироваться, чем высчитывать засекреченные сомнительные проценты.


Возраст значения не имеет, но мужскую и женскую поэзию ни по каким параметрам нельзя сравнивать. Разная энергетика, темперамент, мышление, манера письма, жизненные ориентиры. Словом, "соревноваться" друг с другом могут либо две поэтессы, либо два поэта. Первый Народный Поэт Стихи ру Михаил Анищенко-Шелехметский писал в апреле 2012-го: "Давно собираюсь засесть за большую работу, посвящённую творчеству русских поэтов Последних Времён. Но всё чаще думаю о том, что сначала надо писать о женщинах. В чём-то женская поэзия сегодня сильнее мужской. Надо бы разобраться."
Увы, Поэт не успел сделать запланированное - ушёл из жизни в том же году.


Для поэтов, желающих получить письменную критику на своё творчество, вполне уместно такую персональную услугу за определённую плату организовать. Причём, поэты сами бы себе и критика выбирали... Есть над чем поразмыслить - казна Стихи ру могла бы регулярно пополняться.


Напрашивается ещё одно предложение. Хорошо было бы всем участникам турнира чувствовать себя уютно за большим круглым столом. ( Своего рода причащение - вспомните Чашу Грааля.) Круг - символ доверительного общения. Кто-то бы читал свои стихи сидя, а кто-то бы стоя - кому как удобнее. Выбор за поэтами, дабы не чувствовать себя школьником на экзамене. Предвижу вопрос: "А самовар не желаете?" Почему бы и нет? Красочный большой самовар и чаепитие сделали бы обстановку тёплой и дружеской.


Один уважаемый автор из самых добрых побуждений пишет мне: "Неужели ты не понимаешь, что турнир - это шоу? Стряхнут твою писанину в мусорку. До руководства она даже не дойдёт! Опомнись - здесь никому ничего не нужно." Не верю в это. Всё же Стихи ру сегодня для многих - наш Дом. И хочется, чтобы Дом этот был родным. И чтобы всё в нём было на своих местах. Всем - Радостей, Любви и Вдохновения в год Золотой Хрюши и Парящего Орла!!! Будьте в Здравии!!!



© Copyright: Татьяна Костандогло, 2019
Свидетельство о публикации №119010502281



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 16.01.2019. Критику на мыло или на чистую воду? Татьяна Костан