***

Лидия Павловна Володина: литературный дневник

Совет старца Паисия Святогорца...


"Я научу тебя одному способу, с помощью которого ты сможешь избегать многих помыслов"


Нередко наши собственные мысли могут превращаться в настоящих палачей, заставляющих нас мучаться и страдать. Наверное, каждый человек может подтвердить, что его разум на протяжении дня заполняют тысячи разнообразных мыслей. По словам Аввы Кассиана, наши помыслы подобны диким обезьянам – они то и дело перепрыгивают с ветки на ветку, ни на миг не останавливаясь.


Также и наши мысли – мы, сами того не замечая, постоянно перескакиваем с одного помысла на другой, а отдельные образы и желания ежеминутно сменяют друг друга, словно картинки в калейдоскопе. Наш разум можно сравнить с полем, на котором наши мысли непрерывно сталкиваются. Причём мысли эти могут быть абсолютно разными.


Однако где же таится опасность, в чём она заключается? Дело в том, что наши помыслы не только истощают и утомляют нас, но и нередко заставляют чувствовать себя виноватыми – это касается дурных, порочных помыслов. Часто люди, недавно пришедшие к Господу и принявшие Христианство, страдают от обилия грешных помыслов. Но это закономерно – ведь их души пока не успели очиститься при помощи Святого Духа через различные Церковные Таинства. Оттого-то их и мучают подобные нечистые образы и воспоминания.


Конечно, у каждого из нас разум бывает наполнен различными мыслями. Мы не в состоянии избавиться от них. И, сталкиваясь с тем или иным помыслом, мы переживаем, в глубине души осознавая, что он, так или иначе, воздействует на нас, мучая.


Но что является главной причиной наших негативных эмоций – гнева, беспокойства, разочарования или страха? Многие скажут, что все эти чувства – реакция на поведение других людей. К примеру, на тот или иной неблаговидный поступок или на чей-то тяжёлый характер, на чьё-либо упрямство или эгоизм. Иными словами, мы привыкли винить в своих несчастьях внешние факторы, но, в то же время, мы не задумываемся о том, что наши эмоции, в первую очередь, зарождаются именно в нас самих.


Наши страдания – это, прежде всего, порождение наших мыслей. Нас мучает не происходящее с нами, но то, как мы это происходящее истолковываем. Внешние обстоятельства для многих из нас могут быть одинаковыми, но именно Вы вбираете в себя те или иные события и реагируете на них тем или иным образом.


По мнению Феофана Затворника, избыток эмоций ощутимо вредит не только мирской жизни, но и духовной: «Эмоции и переживания не позволяют человеку сосредоточиться на молитве. Я говорю, разумеется, не о таких чувствах, как покаяние или радость от общения с Господом, ибо сердечная молитва – это молитва наиценнейшая, возвышенная.


Вредят молитве чувства и мысли, связанные с мирскими переживаниями, негативные эмоции по отношению к другим.


В результате получается так, что человек молится с мыслями о своих насущных проблемах, а не устремляясь душой к Богу».


Конечно, наши эмоции – неотъемлемая часть нашей человеческой природы. Однако же непрерывное страдание, вызываемое эмоциями, невозможность мыслить трезво и здраво, зацикливание на какой-либо теме – неестественно. Такое состояние называется «страстным». И опасно оно не только мучениями, перечисленными выше – такое состояние, в первую очередь, несёт в себе грех.


Поэтому необходимо жить с пониманием того, что различные чувства и эмоции – это наша естественная составляющая, которой необходимо научиться управлять. Тогда помыслы не затуманят разум, но помогут взрастить в душе благие, праведные чувства.


Ценный совет о том, как справляться с собственными суетными помыслами, дал мудрый старец Паисий Святогорец в беседе с одной монахиней.


- Отче, когда мне нужно решить какую-то проблему, я не могу заснуть, так как очень сильно переживаю из-за этого.


- Твоя проблема заключается в том, что ты страдаешь от множества помыслов. Если бы не они, то и во время послушания, и на поприще духовном ты смогла бы трудиться гораздо плодотворнее. Я хочу порекомендовать тебе один способ, который поможет тебе справляться с нежелательными помыслами.


Представь себе: у тебя появился помысел о каком-либо деле, но дело это тебе нужно будет сделать не сегодня, а завтра. В таком случае мысленно говори сама себе: «Это дело не сегодняшнее. Я подумаю о нём завтра». А если, например, тебе нужно принять какое бы то ни было решение, не мучай себя мыслями о том, как быть – прими решение как можно скорее.


Выбери что-то одно, прояви решительность, а об остальном позаботится Отец Небесный. Не стремись быть чрезмерно скрупулёзной, избегай излишней тщательности, не ломай свою голову. Старайся делать всё, что в твоих силах, с любочестием и смирением. Пускай поведение твоё будет простым, но исполненным доверия к Господу. Не забывай о том, что, когда ты возлагаешь на Всевышнего упования о собственном будущем, ты, так или иначе, толкаешь его на помощь тебе.


А от избытка помыслов и крепкий, пышущий здоровьем человек занедужит. Когда расстроен болящий или страждущий, его можно оправдать, но, когда здоровый человек мучается от одолевающих его помыслов – это совсем другое дело! Воистину, самый тяжкий недуг нашего времени – это мирские, наполненные суетностью помыслы.





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.04.2024. ***
  • 19.04.2024. ***
  • 18.04.2024. ***
  • 16.04.2024. ***
  • 10.04.2024. ***
  • 08.04.2024. ***
  • 06.04.2024. ***
  • 02.04.2024. ***