Фара Менделсон. Нарратив фэнтези

Ирина Юрская: литературный дневник


Британская исследовательница Фара Мендельсон рассматривает нарратив (в ориг. rhetorics), применяемый автором в фантастических произведениях. Отказываясь искать определение жанра фэнтези, она утверждает, что в фэнтези в широком смысле огромное значение имеет риторика повествования, то есть, нарративность. По ее мнению, фантастика является областью, которая очень сильно зависит от диалога между автором и читателем. То, как фантастическое проникает в текст, является гораздо более важным, чем используемые конвенциональные образы или сюжетные ходы.


Сопоставляя положение читателя в научной фантастике и фэнтези, Фара Менделсон заявляет, что они различаются кардинальным образом. В научной фантастике читатель смотрит на мир с позиции посетителя, прибывшего из другого мира, что требует и обычно предполагает объяснение происходящего, в то время как в фэнтези читатель является «подглядывающим наблюдателем», которому приходится расшифровывать контекст.
Повествование в фэнтези позволяет установить связь между нами и фантастическим миром...


Фара Менделсон выделяет четыре типа фэнтези: портальное фэнтези, иммерсивное фэнтези, интрузивное фэнтези и лиминальное фэнтези. Эти виды нарратива различаются по тому способу, которым фантастическое проникает в художественный мир. Иммерсивное фэнтези не представляет выхода из фантастического мира, портально-квестовое позволяет проникнуть в фантастический мир будто через портал и/или основывается на структуре квеста, в лиминальном фэнтези вопрос существования фанатстического остается открытым, а в интрузивном оно вторгается в художественный мир.


Мы предполагаем, что «Песнь льда и пламени» - иммерсивное фэнтези с элементами интрузивности. Каковы в таком случае наши предпосылки? Рассмотрим иммерсивное фэнтези в теории Менделсон. В чем же его особенности? Иммерсивное фэнтези создает свой собственный, отдельный мир. «Иммерсивное фэнтези, - утверждает Менделсон, - это фэнтези, действие которого происходит в мире, который выстроен таким образом, что на всех уровнях функционирует как полноценный мир» Mendlesohn, F. Rhetorics of Fantasy (p. 59). Wesleyan. Kindle Edition. . Этот мир должен быть непроницаем для внешнего воздействия и сомнений. Иммерсивное фэнтези предполагает, что читатель становится такой же частью мира, как и те, о ком он читает.

Разумеется, читатель осознает, что мир, о котором повествует произведение, нереален, однако во время прочтения этого ощущения быть не должно. Граница, существующая между реальным и нереальным, существующая в других типах фэнтези, здесь отсутствует.


Интрузивность является второй чертой, требующей рассмотрения. В терминах Фары Менделсон, интрузивное фэнтези повествует о вторжении фантастического в знакомый читателю, реальный мир. Это вторжение фантастического нарушает привычный порядок вещей, и требует исправления, которое зачастую и осуществляет герой. Помещение же интрузивного нарратива внутрь иммерсивного фэнтези позволяет как бы обмануть читателя, делая вымышленный мир более реальным.


Эту особенность исследуемого нами произведения мы считаем очень важной, и далее рассмотрим то, каким образом Мартин внедряет ее.


Ссылаясь на литературного критика и исследователя Джона Клута, Менделсон утверждает, что иммерсивное фэнтези связано с фазой истончения. Города и цивилизации рушатся, боги покидают мир и людей, династии и народы погибают, а невидимые стены мира, защищавшие его от внешних воздействий, истончаются.


В теории Клута, фэнтези представляет собой определенную структуру Clute, восходящую к структуре сказок. В своем сборнике статей и эссе Fantastika in the World Storm, автор предлагает следующую структуру устройства фэнтези:


1. неправильность (в ориг. wrongness): некий намек на то, что мир потерял целостность;


2. истончение (в ориг. thinning): ослабление старого порядка вещей, которое может выражаться в забытьи короля или героя, в неурожаях, постепенной гибели мира, династических войнах, постоянных сражениях, смуте и неразберихе;


3. узнавание (в ориг. recognition): стадия, в которой происходит перелом происходящего; забытье спадает, отыскивается ключ к разгадке проблемы, герой вспоминает свое настоящее имя, мир вновь расцветает;


4. возвращение (в ориг. return): стадия, в которой мир возвращается к старому порядку вещей Clute, J. Pardon This Intrusion (Kindle Locations 546-553). Orion. Kindle Edition.


Фаза истончения легко определяется как доминирующая на всем протяжении повествования, что подтверждает положение о том, что «Песнь льда и пламени» является иммерсивным фэнтези.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.04.2023. Фара Менделсон. Нарратив фэнтези