о Короле поэтов Игоре Северянине

Алсу Хафизова: литературный дневник

Уважаемые мои читатели! Я рада вновь видеть Вас у себя в гостях в моем литературном дневнике и сегодня хотела бы продолжить тему предпочтений любимых поэтов и поэтесс.
На самом деле, я импонирую многим творцам стихов Серебряного и Золотого века.Но среди любимчиков хотела бы выделить Ф.Тютчева- виртуоза любовной, пейзажной и философской лирики, также обожаю А.Пушкина, М.Лермонтова, С.Есенина, из женщин поэтесс А.Ахматову и М.Цветаеву.
А сегодня поведаю вам свои мысли еще об одном своем фаворите, Игоре Северянине (наст. фамилия Лотарев)- поэте Серебрянного века, уроженца северной столицы. Северянин был настоящим новатором своей эпохи, смело использовал новые ритмы, неологизмы. Его лирика отличается удивительной музыкальностью.Он является основателем литературного направления - эгофутуризм (культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие).К сожалению, просуществовало всего один год.
27 февраля 1918 года зал Политехнического музея переполнила публика. Под председательством критика П.С. Когана происходило избрание «короля поэтов». Звание присуждалось «всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием». Присутствующим были розданы листки бумаги для письменной подачи голоса в пользу того или иного кандидата. Игорь Северянин обойдя Маяковского и Бальмонта на турнире чтецов стихов завоевал титул "Король поэтов". Публика была в восторге от его манеры подачи и зычного голоса, стихи он читал нараспев.
Федор Сологуб сильно повлиял на его творчество. Помог ему выпустить книгу, которую Северянин окрестил "Громокипящий кубок". Критика приняла книгу холодно, но его стихи имели успех у читателей.


Каждая строчка - пощечина. Голос мой - сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!


(из его стих-я)


Он был как-то сам по себе. "Я гений Игорь-Северянин" - заявлял он. И кончено. Он завоевал себе известность, о нем говорили с усмешкой, его знали.
Для меня самое любимое его стихотворение это "Увертюра". Еще со школьной скамьи влюблена в его шедевральное творение. Кстати, именно в нём проявились все яркие черты созданного им жанра эгофутуризм.


Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!


Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!


В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!


История создания этого произведения была такова: В.В. Маяковский, который был приглашен в гости к Северянину, выпивая шампанское, окунул в бокал ананас, съел его и предложил хозяину вечера последовать его примеру. Первая строка стиха тут же родилась в голове поэта, и вскоре вышел в свет сборник стихов «Ананасы в шампанском».
Остро, сжато и ярко описана окружающая реальность, которая выражена как «пульс вечеров!» Эта новизна, по мнению автора, тоже заслуживает место в поэзии, наряду с вечными ценностями, воспеваемыми повсеместно.



Наставление Игоря Северянина поэту:

Лишь гении доступны для толпы!
Ho ведь не все же гении — поэты?!
Не изменяй намеченной тропы
И помни: кто, зачем и где ты.


Не пой толпе! Ни для кого не пой!
Для песни пой, не размышляя — кстати ль!..
Пусть песнь твоя — мгновенья звук пустой,-
Поверь, найдется почитатель.


Пусть индивидума клеймит толпа:
Она груба, дика, она — невежда.
Не льсти же ей: лесть — счастье для раба,
А у тебя — в цари надежда…


Еще одно стихо, которое мне приглянулось еще со школьного курса:


В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, —
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю»...
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.


Критики обвиняли автора в безвкусии и пошлости, но не могу ни остановиться на его любовной лирике, к которой читатели испытывали большой интерес:


Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла — в башне замка — Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.


Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.


А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа...
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.



наставление об отношении к друзьям:


Не завидуй другу, если друг богаче,
Если он красивей, если он умней.
Пусть его достатки, пусть его удачи
У твоих сандалий не сотрут ремней…


Двигайся бодрее по своей дороге,
Улыбайся шире от его удач:
Может быть, блаженство — на твоем пороге,
А его, быть может, ждут нужда и плач.


Плачь его слезою! Смейся шумным смехом!
Чувствуй полным сердцем вдоль и поперек!
Не препятствуй другу ликовать успехом:
Это — преступленье! Это — сверхпорок!


Хочется завершить знакомство с великим автором также одним из ярких его стихотворений. которое он написал уже будучи заграницей:


Классические розы


В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!


Прошли лета, и всюду льются слезы…
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!


Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!


Последние две строчки выбиты на надгробии Игоря Северянина



Другие статьи в литературном дневнике: