К дню памяти художника Ореста Кипренского

Любовь Барсукова: литературный дневник

В 1836 году в руки русского писателя Нестора Кукольника случайно попало письмо, лежавшее среди истрепанных географических и игральных карт в каюте итальянского капитана . Вскрыв конверт, Н.Кукольников стал читать:


"В конце сентября Орест Кипренский занемог жестокой горячкой, от которой усердием доктора начал было оправляться и стал выходить, как простудился снова, и горячка возвратилась. Художник не вставал более. Он скончался здесь, в Риме, третьего прошедшего октября" (1)


Ни одна газета и ни один журнал не откликнулись на смерть Кипренского. И только через месяц после смерти О.Кипренского Кукольников напечатал в "Художественной газете" несколько печальных строк:


"Смерть Ореста Кипренского, -писал он,- столь неожиданно лишившая Россию одного из блистательнейших художников, промелькнула в повременных изданиях как тень, наведённая мимолётной тучей, гонимой сильным ветром. Правда, немногие подробности о последних днях Кипренского достигли до северной столицы, - но отчего не раздались даже обычные газетные элегии над гробом знаменитым? Отчего не отдана последняя дань уважения художнику? Отчего? Решить не можем, но причины обнаружатся".


А причина была проста. Кипренский был не нужен тогдашней николаевской России, как были ей не нужны Пушкин , Федотов, Лермонтов, Рылеев и многие другие.


Орест Кипренский прожил короткую жизнь. Он получил признание в Европе одним из первых русских художников: Флорентийская академия предложила ему написать автопортрет для знаменитой галереи Уффици. Он создал галерею портретов, где каждое лицо передавало законченный внутренний образ человека, самые примечательные черты его характера. На его портретах существуют не только лица, но как бы вся жизнь написанных им людей- их страдания, порывы, мужество и любовь. Всё это оставило след на их облике и было перенесено на холст. Живописец был любимцем русской аристократии начала XIX века. Например, портрет Александра Пушкина кисти Кипренского сохранил облик поэта на века. На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:


"Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид."


Но блестящая карьера О. Кипренского пошла на спад по вине загадочного и трагического случая , который случился с ним тогда, когда художник жил в Италии . Эта история была связана с семьёй Анны- Марии Фалькуччи (род. около 1812), жены О. Кипренского, на которой он женился в июле 1836 года, за три месяца до своей смерти, музе художника в течение почти 20 лет. Её детский портрет был написан художником в 1819 году под названием "Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке". Суть этой истории такова:


" Анна-Мария была дочерью итальянской красавицы-натурщицы, которая позировала художнику для картины «Анакреонова гробница». Однажды утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный. Через несколько дней в городской больнице „Санта-Спирито“ умер от неизвестной болезни слуга Кипренского — молодой и дерзкий итальянец. Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила. Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский. Рим отвернулся от художника.Он был вынужден уехать из Италии. Перед отъездом Кипренский определил свою подопечную Марию Фалькуччи в пансион. Кипренский был выброшен из общества. В Италию возврата не было. Париж не хотел его замечать. Осталось одно только место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была Россия, покинутая родина, видевшая его расцвет и славу».


1. По документам о Кипренском и его жене Анне-Марии Фалькуччи, найденным в Историческом архиве Римского викариата историками русской культуры Глушаковой Юлией Петровной (?-2015) и Иваном Николаевичем Бочаровым (1929-2002), в течение многих лет занимавшимися вопросами русско-итальянских культурных связей XIX века, установлена точная дата смерти Кипренского ; 12 октября 1836 г. Об этом свидетельствует запись в «Книге усопших» римской церкви, где он похоронен, и сообщение русского поверенного в делах в Риме П.И. Кривцова. Таким образом, на надгробной стеле указана ошибочная дата смерти художника ; 10 октября, до сих пор повторяющаяся в различных работах о Кипренском. // Глушакова Ю.П. Публикации новых источников о русских художниках конца XVIII ; первой половины XIX века.



Другие статьи в литературном дневнике: