Мнемонические правила

Игорь Бизюк: литературный дневник


Для того чтобы легче было запоминать в нашей жизни определенные закономерности, существуют различного рода мнемонические правила (специальные способы ассоциативного запоминания информации в виде ярких образов, рифм и т.п.).


Например, чтобы проще запомнить цвета радуги (цветовой спектр по порядку: красный, оранжевый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), достаточно раз и навсегда выучить бесхитростную присказку: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» и по первым буквам слов вспомнить какой цвет имеется по каждой из этих букв.


Чтобы всякий раз, передвигаясь по населенному пункту, правильно ориентироваться, где начало и окончание улицы, достаточно запомнить, что нумерация сооружений на ней начинается слева направо (нечетные-чётные номера), т.е. всякий раз, оставляя нечетные номера домов слева от себя, вы знаете, что начало улицы у вас за спиной, а впереди нумерация домов будет только возрастать – и, соответственно, наоборот...


В Поэзии тоже существуют свои мнемонические правила. И это касается не только запоминания каких-то аспектов теории стихосложения – например, видов стихотворных размеров (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест): «Храбрый Ямщик Делает Абстрактный Аппетит», где название размера стиха начинается на ту же букву, что и каждое из слов, а количество слогов и ударений в этих словах соответствует количеству слогов и ударению его (стиха) размера.


Наиболее значимым, на мой взгляд, правилом, которое не нужно даже и запоминать, является другое. «Если написанное волнует («цепляет») вашу душу, заставляет к написанному возвращаться вновь и вновь, то это Поэзия, а если этого не происходит (как бы «гладко», с точки зрения теории стиха, оно не было написано), то это стихосложение или рифмоплётство»...


Почему у Э.А.Асадова было немало оппонентов в поэтической среде? Потому что он не очень вписывался в те каноны, по которым писали многие из них... Только вот большинство из этих «других», почему-то вспоминаю реже (или почти не вспоминают) ныне, а Асадова читают... Нет, я не призываю тем самым писать, пренебрегая установленными правилами. Но писать нужно, прежде всего, душой (чувствами), а не разумом...


Ведь, казалось бы, такие просты строки были написаны много лет назад Юлией Друниной:


«Стареют не только от прожитых лет –
От горьких ошибок, безжалостных бед.
Как сердце сжимается, сердце болит
От мелких уколов, глубоких обид!
Что сердце! – порою бетон (2 вариант – металл) устаёт,
И рушится мост – за пролётом пролёт...»


...А ведь в данных строках (в самом стихотворении) сгусток всей настоящей Поэзии, которая постоянно звучит в душах тех, кто их (его) хотя бы однажды прочитал...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 13.02.2019. Мнемонические правила