В поисках определения

Дастин Зевинд: литературный дневник

https://www.proza.ru/2018/06/12/1776


В поисках определения
Борис Тененбаум


Америка, как известно, страна чрезвычайно пестрая, и в ней кого только не встретишь … Что и говорить — страна эмигрантов, и она меняется. Если раньше преобладали люди с европейскими корнями — пусть и и перемешанные в самых немыслимых комбинациях — то сейчас есть и китайцы, и персы, и индийцы.


Поговорить с ними бывает интересно — вроде как заглядываешь в новый и совершенно незнакомый мир.


Так вот, однажды индийский коллега прочитал мне очень содержательную лекцию о глубокой мудрости кастовой системы.


Суть ее в самых общих чертах состояла вот в чем:


1. Есть каста браминов. Они — жрецы, и их честь состоит в познании и в поисках истины, остальное им чуждо.
2. Есть каста кшатриев. Они — воины. Их честь — война, правый суд и достойное правление.
3. Есть каста «торговцев». Их честь — преумножение материального достатка, все остальное носит дополнительный, вспомогательный характер.


Ну, дальше он рассказывал про тонкие отличия внутри самих каст, пpо то, что у людей внизу социальной пирамиды нет другой чести, кроме служения хозяину, и так далее — но наши с ним разговоры навели меня на мысль, что эту кастовую систему можно обернуть и на Европу — такую, какой она сложилась за минувший ХХ век.


Все великие европейские державы до начала Первой Мировой Войны были Империями — даже Франция, которая номинально была Республикой.


При всей замечательной культуре и развитой цивилизации безопасность и мощь каждой из держав держалась на военном могуществе — у власти так или иначе были «кшатрии», то-есть «воины» со своей системой чести и со своей сложившейся этикой.


Исключением была разве что Англия, в которой совершенно очевидно правили «торговцы».


Первая Мировая Война сокрушила весь европейский порядок, и уничтожила и Германскую, и Австрийскую, и Российскую Империи — и при этом уничтожила до такой степени, что на их обломках выросли две теократии: Третий Рейх и Советский Союз.


Ими совершенно очевидно правили не «воины», а «жрецы» — сутью режимов была некая сверх-ценная Идея, у которой были свои Пророки, вроде Ленина, Сталина или Гитлера.


Третий Рейх погиб в результате Второй Мировой Войны, и в итоге сложился следующий порядок — «Запад», построенный по лекалам английской цивилизации «торговцев», и «Восток» — уцелевшая в СССР теократия так называемого «социализма».


Генеральный Секретарь КПСС, в принципе, был очень похож на Папу Римского — основой власти служил статус верховного жреца, закрепленный его избранием некоей «коллегией кардиналов», после чего он получал пожизненные и практически неограниченные полномочия, и сместить его можно было только заговором.


Теократия проиграла Холодную Войну — и не только в силу того, что страна СССР надорвалась в непосильной гонке вооружений, но и потому, что была утрачена вера.


К концу 80-х в социализм не верил даже верховный жрец этой псевдо-религии.


После того, как осела пыль от рухнувшего здания Советского Союза, и в качестве преемницы павшего СССР выступила РФ, возникла естественная мысль, что Россия последует примеру Германии и Японии — стряхнет с себя идеи теократии, и примкнет к Первому Миру — цивилизации «торговцев».


И вроде бы для этого были все основания — СССР оставил после себя научно-техническую базу и образованное население.


Вышло, однако, нечто совершенно другое.


При полном отсутствии самой идеи гражданского общества на первый план вышли те части социума, которые имели навыки самоорганизации — криминальные сообщества и этнические группировки.


Рассыпавшееся было государство начало собираться вновь под очень востребованным лозунгом «закона и порядка» — и оказалось, что оно не столько сокрушило бандитов, сколько заменило их.


Сама идея организации общества по правилам «торговцев» включает в себя установление твердых законов, нерушимость контрактов — и независимый суд, регулирующий весь процесс.


В России идея оказалась отвергнута.


Мне кажется, что не случайно слом отношений РФ и условного «Запада» начался с «дела Магницкого».


Многое можно было проглотить во имя выгодной торговли — в конце концов, если режим отнесся снисходительно к краже из собственной казны 200 с чем-то миллионов долларов наличными, осуществленной по фальшивым документам координированными усилиями чиновников и налоговой, и следственной и судебной системы, то это дело режима.


Но гибель в тюрьме разоблачившего эту аферу бывшего служащего американского фонда все-таки вызвала реакцию — «список Магницкого» — что вызвало совершенно истерическую реакцию со стороны России.


Cистема пошла просто в разнос.


Вторжение на Украину было проделано в нарушение всех и всяческих соглашений, была затеяна конфронтация РФ против всего порядка, сложившегося в Европе за пару поколений, прошедших после окончания Второй Мировой Войны, и тут волей-неволей встает вопрос — почему это делается ?


Соблюдать правила «торговцев» Россия отказывается.


Она отбрасывает все экономические соображения — и собственного развития, и соразмерности затрат, и увеличение уровня жизни — во имя экономически бессмысленного захвата территорий.


Но и назвать существующий российский режим военной Империей никак нельзя — Россия не располагает никакими имперскими атрибутами, кроме ядерного оружия. Стране без передовых технологий о военном состязании с целым миром нечего и думать. Венесуэла и с бомбой — всего лишь Венесуэла. Она со своим условным Чавесом грозна разве только только самой себе.


Тогда, получается, РФ становится теологией ? Co сверх-ценной идеей «создания русского мира» ?


Но на теологию такая идея явно не тянет — энтузиазм сосредоточен внутри, и на внешние общины не распространяется, что совершенно очевидно хотя бы на примерах Харькова или Одессы ?


Похоже, что никакой модели в пределах Первого Мира у нас нет.


Остается Третий Мир с бесчисленными вариантами персональных диктатyр а-ля-Зимбабве …


***



Другие статьи в литературном дневнике: