Василий Волга. Иллюзии и парадоксы. 9 Мая в...

Эллионора Леончик: литературный дневник

В 2014-м он был на «Майдане»: охотился за «Беркутом», собирал шины по всему Киеву и одно время пытался убедить меня в том, что он патриот, революционер и гражданин, а я «жертва московской пропаганды».


Я так же горячо пытался его убедить в обратном. Когда же и мои попытки вернуть эту душу грешную на путь праведный окончились ничем; когда этот мой товарищ, в ответ на мои статьи и посты, выставил во всех доступных ему соцсетях свою фотографию с красной кастрюлей на голове (в белый горошек), стало понятно, что мы инопланетяне друг другу, и общение наше прекратилось само собой.


И вот сегодня утром он мне позвонил.


— Привет, Василий!! Не ожидал? А это Я!


— Привет. Какими судьбами?


— Да, вот. Решил поделиться. Ты не смотрел мой ФБ? Мы вчера целой компанией прошли в «Бессмертном полку»! Все наши были!


Андрей действительно воевал в АТО в составе ВСУ.


Вот тут я уже совсем ничего не понял.


— А кто же был вместе с тобой, что говоришь, будто не ты один?- спросил я его.


— Так ребята наши, однополчане. Командир мой был. Ну, ты их не знаешь. Это все братья мои. Побратимы.


Я был в шоке. Я-то ведь считал, что «Бессмертный полк» — это наша ценность, наше право, наша борьба. А оно вон как оказывается.


— Так, а как же…


Не успел я собраться с мыслями, как Андрей засмеялся мне в трубку и сказал:


— Э-э! Парень. Да я вижу, у тебя совсем мозги расплавились. Ты что же – и в самом деле думаешь, что мы конченные? Конченные – это в Донецке и Луганске, конченные – это в Москве, а мы за Украину. Мы за Родину. Как и деды наши. И как наши деды Гитлера кончили, так мы и Путина кончим. Так что это еще очень большой вопрос: чей это «Бессмертный полк» — ваш или наш, украинский.


Это было так неожиданно, что просто порвало все мои шаблоны.


Ведь как такое возможно? Сотни тысяч людей по всем городам Украины вышли в «Бессмертном полку». Говорят, что в Киеве было от 50 до 100 тысяч человек. Это ведь какая силища! Это ведь демонстрация силы! Но как только вчера вечером у телеканал «Интер» стала собираться гопота из «Национального корпуса», то ни одной души из нас, т.е. из тех, кто «демонстрировал» силу и «приверженность традициям», не появилось возле здания телеканала, чтобы защитить его хотя бы просто в благодарность за тот Концерт, о котором сегодня все так много пишут и говорят. И ведь было там человек может быть двадцать, или тридцать нацистов, не больше…


Есть у нас такой обычай – «Гробки» называется. Это день, когда мы вспоминаем наших мертвых и кушаем у них на могилах.


В разных селениях это происходит по-разному, но, как правило, в первое или второе воскресенье после Пасхи люди пекут калач, берут водку, селедку, нарезают сало, варят яйца и со всем этим добром отправляются на кладбище. Людей бывает обычно много и считается, что благодарные потомки – это те, которые в этот день регулярно приходят на могилу своего родителя, содержат её в порядке, и вежливо здороваются со всеми теми, кто так же благодарно приходит на кладбище в этот день.


И наоборот. Те, кто в этот день на кладбище не приходит, считаются людьми плохими и неблагодарными. Так, во всяком случае, дело обстоит в селе Вышевичи Житомирской области, где похоронен мой отец.


Меня всегда удивлял не столько сам этот обычай, сколько деление людей на «плохих» и «хороших», в зависимости от того были ли они в этом году на «Гробках» или не были. И вот, что странно. Для общественного мнения села Вышевичи совершенно не имеет никакого значения: делали хоть что-нибудь дети для своих родителей, пока те еще были живы, или нет. Пока ещё можно было делом показать свою любовь и благодарность. Для общественного мнения села Вышевичи важно, что бы дети не пропускали «Гробки», т.е. чтобы уже после смерти своих родителей, они приходили к ним на могилы и плакали, и пили водку за «Царство небесное», и рассказывали соседям по кладбищу, каким прекрасным человеком был их родитель, или родительница.


Что такое «Бессмертный полк» в Украине? Действительно ли он есть тем, чем мне и многим моим друзьям кажется? Действительно ли те, кто идут в этом полку по городу Киеву, хотят прекращения Гражданской войны и восстановления отношений с братским народом? Или может быть это уже что-то другое? Может быть, с появлением новой общности – «украинец-антироссиянин» — и сам «Бессмертный полк» обрел во многом другое значение? Ведь как иначе объяснить полное отсутствие хоть какого-бы то ни было более-менее серьезного сопротивления в Украине? Ну, хотя бы такого, которое соответствовало бы пафосу, с которым мы несли портреты своих дедов или смотрели Концерт на Интере.


Сколько на самом деле среди тех, кто вчера нес портреты своих предков, было таких, как мой знакомый Андрей? Он ведь и в самом деле вышел, чтобы показать, что в Украине нет нацизма.


Но ведь каша какая получается.


Или для многих из нас «Бессмертный полк» и День Победы – это уже что-то не живое? Что-то похожее на «Гробки»? Может быть – это просто надо нам, чтобы мы хоть раз в году выглядели друг перед другом такими же хорошими людьми, как там, на кладбище? Чтобы были «благодарными потомками», а к жизни это уже не имеет никакого отношения?Если вчера и в самом деле был «Бессмертный полк», то почему уже сегодня все продолжает течь своим чередом? И в школе, и в институте, и на работе, и на ТВ.


И никакого сопротивления.


Что вчера было?


Василий Волга.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 11.05.2018. Василий Волга. Иллюзии и парадоксы. 9 Мая в...