Олег Каширский. В помощь графоману

Евгений Ермолин: литературный дневник

В помощь графоману. 136


"Это была плохая идея, поэтому я, конечно же, решил попробовать".


"Не бойся, что не знаешь. Бойся, что не учишься" /Китайский афоризм/


Хотите писать хорошие стихи? Это просто, ведь стоит, лишь, только соблюдать следующие основные принципы. Но для начала помните, что стихи просто так ни к кому не приходят и уходят тоже по неведомым нам причинам. Вероятно, - это связано с психологическим настроем личности. Отталкиваясь от того факта, что лишь 30% человечества по-настоящему разумны, социологами определено, что пишут стихи незначительная часть населения планеты, а точнее, всего около 10%. Читают стихи также не очень большое количество людей, по сравнению с любителями прозы. А вот понимают и ценят стихи ещё меньшее количество людей. Хорошо же пишут стихи миллионы поэтов, а гениально - единицы. Но Вы не отчаивайтесь!


В первую очередь, одной из основных характеристик графомана можно считать его малый жизненный опыт и отсутствие романтического духа, что не позволяет ему мыслить образно, создавать красивые фразы, формировать умные мысли. Жажда личного признания, в среде себе подобных, становится его заглавной целью в самоутверждении собственной значимости и созданных им произведений.


Если же обратиться, например, к китайской истории, то с удивлением можно узнать, что на протяжении двух тысячелетий существовало общее правило для тех, кто хочет сделать чиновничью карьеру, о необходимости сдачи экзамена, определяющего литературные способности претендента. Всякий, успешно сдавший экзамены стихосложения, независимо от его социального положения и состояния, немедленно получал назначение на государственную должность, что придавало существовавшей системе оттенок демократизма, оказывая благотворное влияние на китайское общество в целом. Как видим, литературные успехи играли важнейшую роль в социальной жизни поднебесной территории, на которую распространялась власть китайских императоров. "О времена! О, нравы!" - O tempora! O mores!, воскликнул бы по-латински древнеримский оратор и мыслитель Цицерон.


Конечно же, стиха творение – это не всё то, что записано в столбик. Прежде всего поэзия - это работа, интеллектуальная работа Вашего и только Вашего уникального мозга, пытающаяся облечь в сжатую, рифмуемую форму Ваши, в целом то, прозаичные мысли. Понимание того, что якобы стихосложение «диктуется лично Вам свыше» - крайне ошибочно и неверно, хотя думать об этом можно, трезво оценивая предварительную мысленную работу мозга, например, во сне накануне. Однако графомания, как неуёмная тяга к писательству, - это симптом, встречающийся при некоторых формах шизофрении, паранойе, маниакальном и гипоманиакальном состояниях. При синдроме Кандинского — Клерамбо больные могут говорить, что их вынуждают много писать некие внешние силы. Графоманические тенденции нередко встречаются и у сутяжных психопатов, при параноидном расстройстве личности. Но не будем вдаваться в психиатрические изыски, ведь главное - это избегать навязчивых состояний "дежавю", а именно того, что подобное со мной или с кем-то ещё ранее происходило, а всё лучшее уже было написано, как, впрочем, и украдено, до нас. "- А у тебя бывает дежавю? - Мне кажется, но ты это уже спрашивал."



"Поэзия — это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы с удивлением обнаруживаете связи или зависимости, о существовании которых и не подозревали: данные в языке, речи. Это уникальный инструмент познания". (Иосиф Бродский).


Помните, что полёт, невообразимой по началу, мысли – это проявление в стихах степени Вашего интеллектуального IQ- уровня, "отпечатка разума", включающего словарный запас и литературную начитанность, склонность к рифмованию и созданию новых интересных рифм, а также выражению смысловой идеи, - именно той, которая так сильно Вас поразила своей яркостью понимания и проникновения в сознание, в душу, если хотите. Именно стремление донести свою поэтическую мысль до других и является стимулом создания рифмованного произведения. Уже сам факт того, что Вам хочется написать стихотворение заслуживает большой похвалы. Но стихотворцев много, а настоящих поэтов – мало. Да их и должно быть мало, т.к. человек не совершенен. Как видите не всё так уж и просто. И всё же, попробуем вместе разобраться, чтобы спастись в дальнейшем от наиболее частых, стандартных ошибок.


Чего же следует особенно избегать, ищущему и самосовершенствующемуся, современному автору стихов?


1. Употребления чрезмерного количества личностных местоимений «я, ты, мне, его, тебе». Порой мысленно выбросишь их из произведений некоторых авторов и – просто пусто. И смысла – ноль (0).


2. Смысл должен быть во всём. Даже в том, что именно заставило Вас взять в руку перо и пододвинуть к себе лист бумаги. На ней проще зачёркивать. По моему мнению не все наши мысли достойны стихотворной строки. Писать нужно продуманно, а не "как Бог на душу положит". Нет, при наличии свободного времени, писать можно и по 5 стихотворений в день, но кто их будет читать, если в них нет чёткой определённой мысли, а лишь упоительная авторская игра со словами? Попробуйте в своём или чужом стихотворении прочесть только первую и последнюю строки. Ну как? Есть смысл? Так ото ж. Пример смысловой глупости - "Метель метёт, пургой штормя". Тут можно голову сломать. Так метель это или шторм, или пурга? Автору всё равно. Он так видит. И тем горд, мол, потомки разберутся! Да плевать им на вас с большой колокольни. Им бы со своими мыслями-рэпами разобраться. "Слова принадлежат веку, а мысли векам " Н.М. Карамзин.

Не повторяйте одно и то же слово в стихотворении по нескольку раз. Например, устаревшие варианты местоимения "этот" - "ся", "сю", "сё", "сей", "сия", употребление которых некоторыми авторами демонстрирует их убого-архаичный словарный запас, а ведь русский язык, как никакой другой, богат всевозможными словами и их разнообразными сочетаниями. "Однажды отец вывез меня в лодке взросления на середину озера жизни и бросил прямо в мутные воды повседневности. Так я научился литературным метафорам".


Старайтесь избегать в своих произведениях использования слов-паразитов. Они и в обиходной речи засоряют наш язык так, что некоторых собеседников очень сложно слушать - теряется нить их повествования, переключая наше внимание на этот раздражающий фактор. При этом в их речи хорошо запоминаются лишь отдельные вновь придуманные уместные слова и фразы. А ведь раньше риторику изучали в школе, ещё совсем в недавней нашей истории существовали достойные примеры ораторского искусства. А сейчас послушаешь отдельных политологов или депутатов и подумаешь - где ж тебя, сердешного, так учили говорить? Не сдал бы ты в Китае экзамен по стихосложению. А ведь этих "мусорных" слов не так уж и мало: как бы, то есть, понимаешь, типа, да, по ходу, только, это-это, просто, почему-потому, нет, - от слова совсем, блин,"дон" и т.д. Всего же этих просторечий не так уж и мало - более шести десятков.


3. Стихотворения без заглавий - это как "кот в мешке". Читать их абсолютно не хочется – ну, неизвестно о чём они, да и нет никакого настроя, поэтому, - это важно. Не ленитесь их озаглавливать первой строкой из стихотворения хотя бы для того, чтобы самим потом, при прочтении, в этих своих твореньях не запутаться.


4. Ещё более важна последняя строка произведения. Порой именно она и выражает всю сущность написанного стиха, а, иногда, всё то, что было написано, написано только ради донесения до читателя смысла последней строки. «Запоминается только фраза, сказанная последней» - умная мысль киногероя Штирлица.


5. Поэтический текст лучше запоминается не из-за рифмы, а из-за ритма. По мнению китайских поэтов стихи бьются в такт с нашей кровью и соответствуют частоте нашего дыхания. Ритм - это основа хорошей поэзии, да и прозы тоже. Соблюдение ровного ритма и ударности слогов во всех четверостишьях (катренах) создаёт целостность произведения и говорит о качественности произведенной Вами работы. Не ленитесь их считать - это гимнастика для ума. Я специально ничего не буду здесь писать о стихотворных размерах, которых как известно, всего 5. Оставим эти подробности теоретикам стихосложения. Замечу только, что большинство поэтов пишут четырёхстопным ямбом, впрочем, как и великий Пушкин.


6. Глагольные рифмы. Проблема поэзии. Считается, что современная поэзия должна их избегать, ибо убого рифмовать глаголы, как начинающий школьный графоман. «Даже Пушкин и Лермонтов ими не брезговали!» – поговаривают многие из пристыженных. Марина Цветаева, например, от них совсем отказалась. А популярные песни только на них и построены. Но стыдно, прежде всего рифмовать: пить – не пить, делать – поделать, стоит-глядит, пошёл-нашёл, хожу-нахожу, сказал-приказал, открыто - закрыто и т.д. Из рецензий: «Если хочете использовать глагол, то спрягать и рифмовать его нужно правильно, а не как того захотит автор. Стихотворение было написано в рифму, что нередко наблюдается у этого поэта." - А у меня особый стиль написания стихов, в них рифмуются только первая и последняя строчки! - А остальные 120?


Динамика стиха создаётся избирательным применением необычных глаголов, причастий и словообразований, сочетаний красочных прилагательных и наречий. Можно с упоением глупо рифмовать однокоренные существительные: кеды – полукеды, ботинки – полуботинки, полковник - подполковник, форма - платформа, фашизм-реваншизм, но именно это зеркально отражает интеллектуальную убогость автора. Сюда же отнесём и затёртые рифмы: вновь-кровь-любовь и "школьные": племя-темя-бремя-стремя-вымя. Но из любого правила существуют исключения. Так невозможно подобрать приличную рифму к слову "фейхоа". Ведь плохо, а?


«Конечно, богатая рифма лучше бедной, новая и оригинальная лучше затрёпанной. Но оценки эти - вне строки, вне стиха - очень относительны. Нередко бывает, что самая бедная глагольная рифма оказывается сильнее (потому что нужнее) богатой и причудливой» (С. Маршак).


Итак, вывод прост: рифмуйте красиво и правильно, ориентируясь на своего читателя, на того, который бы хотел всё это прочитать, да так, чтобы выучить наизусть.


7. Не мстите своей учительнице русского языка, избегая все знаки препинания. Не ведите себя как чемпион мира по русскому языку без правил. Знаки препинания - это не только точка в конце предложения. Уважайте своего читателя, который ломает голову над монотонными речитативами-рэпами. Не забывайте, что "вся пунктуация, в итоге, сводится к одному правилу: всё, что можно выкинуть из предложения, выделяется запятыми". В каждом вашем повествовательном предложении обязательно должны быть подлежащее и сказуемое, пусть даже и заменённое на смысловое тире.


Подлежащее, "оно", не нуждается в уточнении местоимением. Злоупотребление этим в разговорной речи проявляется сейчас повсеместно. Это является основным признаком косноязычия, характеризующего способности человека выражать свои мысли: неясность, невнятность, невыразительность, неточность, неправильность речи и письма.


Избегайте огромного количества восклицаний (!), ведь это лишь подчёркивает неуёмно восторженную глупость автора. Также не стоит, располагая к себе читателя, злоупотреблять вопросительными знаками, ведь один глупец может задать столько вопросов, что и сто профессоров не смогут на них ответить. А вообще-то быть грамотным в какой-то степени плохо - устаёшь всем мысленно расставлять запятые и исправлять ошибки в предложениях. В помощь: https://russkiiyazyk.ru/ http://gramota.ru/


8. Знак пресекательный (...). Частые многоточия – это основной признак поэтической графомании. По их непомерному количеству в стихотворении, графомана, как радиста постоянно стучащего свою "морзянку", сразу легко определить. Мол, читатель мой, я подразумеваю, а ты додумай всё за меня сам! - А я, – весь такой непредсказуемо загадочный и ты даже не представляешь какой! А часто ли вы видели многоточия в стихах знаменитых поэтов? Если в прозе этот знак применятся для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой, для обозначения заминок или перерывов в речи, для обозначения пауз при неожиданном переходе от одной мысли к другой, между законченными предложениями, то в поэзии он, за редким исключением, вовсе не уместен. В математике многоточие используется в значении «и так далее» в цифровой последовательности. Там ему и место. Очень жаль, что беспокойные дятлы клавиатур почти полностью сменили рассудительных акул пера.


Составные подчинительные союзы, даже в угоду рифмам, нельзя разделять, используя только их вторую часть. Например: тот что, то что, потому что, при том что, ввиду того что, мало того что, благодаря тому что и т.д. Если от них остаются только "что-что-что", то это свидетельствует об убогости литературного мышления автора, потере красоты построения законченной фразы и укорочении смысловой значимости строфы.


9. Избегайте большого количества иностранных или профессионально заумных слов, даже в угоду современности, а также не употребляйте слов, значения которых не знаете или не понимаете. Например: поруха (изнасилование), изменённое в проруха для старухи; в просак (в промежность); в попыхах (в подштанниках); паскуда (профессия) и т.д. Как там было у классиков? «Волны падали стремительным домкратом». «- А ну-ка сбегай посмотри – нет ли там американских шпионов! - О’кей, сэр!». Ваши строки должны быть удобно читаемыми и простыми в понимании. Матерные стихи тоже без проблем находят своего читателя. Говорят, что и Пушкин ими не брезговал. У Шнурова все стихи грустные, просто поются весело.


«Вот стихи, а всё понятно, всё на русском языке!» А. Твардовский. К сожаленью, в сети интернета, стали массово появляться поэты недоучки. Хорошо, что хоть избавились от "албанского" сленга, который совсем недавно процветал на этом сайте среди подростков и ими себя считающих. Выросли и забыли свою безграмотную муть (ржунимагу пацталом). Русский язык, кстати, у некоторых из них, не родной, но они считают нормой коверкать слова и выражения, сочиняя на "великом и могучем" всякую ерунду. При этом, они очень обидчивы на любую критику и исправления их "шедевров". Обходите их агрессивно-больное самолюбие стороной. Никогда не спорьте и с авторами стихов религиозной тематики. Не поймут. Проклянут.


10. Поздравления, речовки, эстрадные переделки песен и народные частушки - использование рифм, на злобу дня ( «утром – в газете, вечером – в куплете»), зачастую далеки от настоящей поэзии. Их можно отнести, лишь, к тренировочным стихо-смехотворным умственным гаммам, да и настоящих поэтов, достигших в этом высокого уровня признания, – практически нет. Разве что поэты пародисты, но их единицы.


Особая тема - это современные массовые поэты-песенники они же, по совместительству себе и композиторы для своих рифм, заполонившие своим творчеством огромные городские сцены. Некоторые из них стоят особняком, используя в песенных текстах стихи знаменитых поэтов. Но большинство из них рифмует бесконечно повторяемые самые примитивные словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки. Типичный пример песня повторов Димы Билана. "Это ты это я. Между нами молния. С электрическим разрядом 220 вольт. У-я-я!" И далее: "Вырубает на ходу, бай бай бает на ходу." Ударило его током что ли? Похоже дёргается на сцене. Подходят же для подобных пьяных танцев и монотонный рэп, и даже матерные частушки.


А вот, возьмём, например, песню-вокализ «Тро-ло-ло» - тут и стихов, по сути, никаких не надо. Но уж лучше так, чем мелодично призывать, как талантливые братья Меладзе со своей эротической подпевкой, тихо на пальцах, Стошу Говназада. Время измеряется не только в шагах на пальцах. 100 секунд назад, всё было бы также предсказуемо. Все знают, что в день надо делать минимум 10000 шагов, но мало кто помнит, что 100 из них должны быть назад тихо на пальцах. На цыпочках что ли? Не знал видимо грузин как сказать по-русски? А вот, о чём натужно голосит поэт-певица П. Гагарина: "Небо в глазах, море внутри, ты навсегда мне сохрани". Какая-то песня утопленника, молящего о пощаде, получается. Е. Хрулёва, она же Ваенга, «взятая за основу», курит в сторонке. Иногда же тексты песен просто зомбируют танцпол бесконечным повтором банальных фраз. "Мысли зависли, эмоций ноль, - это феромон" группа "А-студия" повторяет в своей песне однодневке аж 7 раз.


Агрессивно громкое пение современной эстрады, больше похожее на крик для слабослышащих, полностью заглушает смысл неразборчивых слов, а душевное и проникновенное пение побеждено оруще-громким завыванием простых фраз страстного любовного бреда или сожаленья о том, что на столе осталась только одна рюмка водки. Очень часто в современной песне встречается такое явление, когда положили не только на музыку, но и на слова, а про слушателей и говорить нечего. И совсем не стоит удивляться, что современная эстрада, всё последнее десятилетие, полностью завалена стихами поэта-миллиардера М. Гуцериева. На "Песне года" звучат, за редким исключением, только его тексты песен. Великий российский поэт, ингуш по национальности, тоже иногда ошибается и не замечает как будто, что его стихотворная строка в прекрасной музыке и песне, исполняемой Т. Гвердцители, звучит двояко. Интересно, а певица сама понимает, о чём так страстно поёт? «Цветная радуга – твои глаза, - мой "Арентир" любви! Вы представляете себе эти радужные глаза? А тупик эволюции - «Love-парад», с его радужными флагами, - это что, ориентир любви? Кстати, радуг чёрно-белых не бывает. И почему только 200 метров над Землёй - весна? Нет там никакой весны - только переменчивая погода с осадками и без. Красота времён года - это на земле. Прыгал я с парашютом весной с километровой высоты, поэтому знаю. А вот знают ли они, что воспевают?


- Музыка Союза композиторов, слова Союза писателей. Песня! Всё это - в прошлом. Но вот главный вопрос, как вопрос о курице и яйце, что является первым - ложатся слова на музыку или музыка на стихи, останется навсегда неразрешимой дилеммой. Быть может, - это два параллельных мира нашей чувственной восприимчивости познания.


Но в бредово-любовной попсе, всё же, - первична мелодичная, ритмичная музыка, а бесконечно повторяющийся припев в виде быстро запоминающегося зомби-текста - вторичен и неважен. Так, например, припевочное слово-крик "атас" повторяется, уже давно не молодым Н. Расторгуевым, в одноимённой песне, аж, 32 раза! С ума сойти можно, какая ужасно страшная опасность! Ну предупредил и беги! Что ж ты, бедный, так надрываешься в кустах от страха? Ждёшь когда тебя наконец-то заметят и пристрелят?


Вы не найдёте ни в одном англоязычном фильме русских песенных текстов. Но в каждом втором современном русском фильме звучат англо-американские тексты. Чему удивляться? Нет достойных. Только единицы знают, например, в совершенстве английский язык, не зная порой в совершенстве русского. Однако, пародируя взрослые чувства, подпевать заморские тексты, не понимая даже их содержания, порой старается каждый второй голосящий подросток. Ну, не стихи же Агнии Барто и Юны Мориц им распевать! Вот дети неосознанно и поют на все лады то взрослые любовно-социальные драмы, то наркоманский отрывистый бред певицы Земфиры, - песни, которые пока им явно не по годам. Нравится мелодия и всё! Фанатеют от подачи песен на сцене. Это поощряется учителями музыки, алчными родителями и музыкальными жюри на денежных ТВ-конкурсах. Прояви вокальные данные в английских текстах! А русский текст? Вновь-кровь-любовь! О чём поём? Ну, а вот что поют, в большинстве своём, такие откровенные пьяные и добрые взрослые? Правильно, - песенки, запавшие им в душу ещё в детстве. " Вместе весело шагать по просторам и конечно выпивать лучше хором! Голубой вагон бежит качается, чтоб от наивной детской улыбки стало всем светлей". Если отсутствует хорошая детская литература, так чего же тогда удивляться, что дети растут дебилами.


Хор из детей, признанных лучшими в продажном телешоу "Голос. Дети", на юбилейном концерте радостно подпевает совсем не детские песни, поочерёдно то самому старому подростку, проамериканскому песенному миллионеру Егорке Булаткину, он же Крид: "на запястье "Ролексы", а под ними полосы (суицидные), на моей постели твои волосы", то меланхоличному Басте Вакуленко про буддийский закон Сансары, где "Ой, мама, просто меняют местами тех, кого поздно спасать и поздно лечить, плевать, ведь наши дети будут лучше, чем мы", то, заблудившемуся в темноте на этой "самой лучшей из живых планет", Леониду Агутину. Свет над этой планетой, уважаемый, может зажечь только атомная бомба. Уверены, что так хотите его включить? Дать звук на полную, чтобы смогли тупо увидеть лес "упрямых" рук? Ау! Планета наша единственная "живая" во всей Вселенной! Но у лучшего поэта-песенника 2021 года ("Золотой граммофон", премия "Виктория") в голове видимо таких планет много крутится. "Лишь иногда, как чудеса, мы слышим эти голоса" и далее "Один из всех - одно из двух". О чём это он так натужно поёт? Кто или что это одно из двух? Уж, не шизофрения ли часом? "- А пентература у Вас, уважаемый, нормальная? А до ветру часто ходите с непокрытой головой?" И это лучшая песня года от лучшего певца-поэта-композитора года? Помилуйте, люди добрые! Солнце всходит и заходит, кушать хочется всегда? Да какая разница этому бывшему нечёсаному босоногому мальчику, когда-то танцевавшему на сцене тарантеллу, видимо от укуса тарантула в голую пятку, ставшему ныне американским миллионером, что вам тут петь. Его дочери живут в Лондоне и Майями, - не смог привить им любовь к Родине этот записной патриот. Русские тексты для него не имеют особо большого значения. "— А чё? Пипл схавает!" "Хоп-хэй-лала-лэй!" Ему же важно лишь то, за сколько "хоп-хэй" он это "лала-лэй" вам продаст. Вот так и воспитывают наших детей эти современные деятели прозападной культуры, а ведь сами-то в детстве небось распевали "Раз словечко, два словечко будет песенка!" Отмечу, что здесь речь идёт не о прекрасной музыке, а о, насаждаемых русскоязычным подросткам, бестолковых текстах, пагубно влияющим на детские умы. Это важно, ведь что посеешь, то и пожнёшь. "Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко!" Видимо не случилось. Умчал нас олень в свою страну оленью. С приездом!


"Красота спасёт мир!" ("Идиот"). Сам Достоевский трактовал эту фразу, таким образом, что только душевная внутренняя красота человека спасёт этот мир. А откуда ей взяться? Её никто не видит. Этот на всех озлобленный мир совсем скоро останется без психически нормальных людей. Их большинство умрёт от радости самолюбования, зависти и похоти. Остальных добьют войны и катаклизмы на усталой планете поэтических умов.


Современная душевная песня, как жанр, почти умерла из-за повсеместного засилья непрофессионалов, попросту говоря, поэтических дилетантов, стремящихся к дешёвому признанию у таких же дилетантов почитателей, ради такой недешёвой славы. Писать хорошую музыку, это ещё не значит быть хорошим поэтом, зато выгодно вдвойне. "Здравствуй, странглия, рыба сонная, ... в сердце каменном песня странная: то ли ночь в тебе, то ли день" мычит себе под нос поэт В. Бутусов. Зато это же моё собственное! Полная поэтическая деградация. Что, никто её не замечает? Все критики сдохли от восторга? Аж, рубаха от зависти заворачивается? Круто ты, брат, попал на ТиВи. Предел мечтаний. Знамо для кого.

А вот если стихи первичны, то - это уже бардовская песня и тут неважно в авторском, или не в авторском исполнении именно вас так пробрало до самого дна глубины души, что хочется её подпевать. Вот в этом то и заключается песенный парадокс гениальности Визбора, Окуджавы, Высоцкого, Розенбаума, Митяева. Жаль только, что как правило, эти песни грустные. Но так уж повелось, что настоящий интеллигент на Руси обязательно должен быть ностальгически депрессивным, склонным к рефлексии, унынию и печали. "Человек - такая сволочь, что всегда найдёт повод, чтобы погрустить"(С. Лукьяненко). Однако, если уныние - это смертный грех, то стихи - прощение за грехи? Поэтому и слагаются хорошо не у всех.


11. Кратк. - сестр. тал. и залог того, что записанная глупость не будет отягощена многочисленными подробностями. Ставьте точки, господа! Чаще ставьте точки, точнее и проще формулируйте задуманные мысли. Многословность длинных поэм, с огромным количеством поверхностно зарифмованных повествовательных глаголов и массой отдалённых смыслов, порой вовсе неуместных, редко сейчас кто-нибудь взахлёб читает, в угоду стремительной скоротечности и повседневной загруженности отпущенного нам времени. Нет, конечно же, существуют исключения, но старая классическая литература, была рассчитана совсем на другого праздного почитателя придворных поэтов. И согласитесь, что "словесный понос", всё же, больше нуждается в туалетной бумаге, чем в писчей. Краткие хокку и сонеты являются поэтическими изысками, отражающими национальную культуру определённого времени, но увлекаться, скорей всего, ими не стоит, хотя испробовать себя и на этом поприще можно.
"Если б вы знали, Как меня бесят хокку! Тихая осень."


12. "Он был настолько редкой тварью, что на ковчег пришёл один". Но это весёлое изречение, скорей всего, исключение из правил. Чего у дурака не отнять, так это поддержки единомышленников. «Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашёл бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.» (А.П. Чехов). И ещё: "...поэзия, прости Господи, должна быть глуповата, но сам поэт — не должен быть дурак." (Из письма (май, 1824) А. С. Пушкина к П. А. Вяземскому). Конечно же правы оба великих литературных классика. В современное время, в век интернета и телевидения, большинство людей в мире образованны, в той или иной степени. А раньше? Процентов 20? И до стихов ли им было? И не стоит забывать о том, как с годами преобразилась сама русская речь, а вместе с ней и вся многоликость поэзии со времён этих самых классиков. Конечно же, очень важно для поэта найти своего читателя. Может, даже двух или трёх. Именно тех людей, которые смогли бы разделить его мысли, сподвигнуть на создание новых стихотворений, да так, чтобы захотели их выучить наизусть. «...Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.» (А.П. Чехов). Жаль только, что создаваемое волшебство из случайных слов возникает не так уж и часто.
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, — и нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать.» (Фёдор Тютчев).


13. Старайтесь больше читать стихи других авторов, сопоставляйте различные манеры их написания, но ни в коем случае не копируйте дословно. Плагиат презираем и наказуем по закону. Попытайтесь создать что-нибудь своё – неповторимое, пусть даже и из ворованных рифм. Ещё великий В. Маяковский поговаривал, что все рифмы были давным-давно украдены до нас. И, по возможности, старайтесь никого не поучать в своих стихотворениях, ибо смешно слышать упорные наставления из уст, например, сильно подуставшего от жизни 20-летнего её прожигателя. Критиковать же всех и вся, тоже, пожалуй, не стоит. Бытие определяет сознание, но к большому сожалению, не всегда его обогащает. Глупость - это не отсутствие ума, - это такой ум. А литературная критика и критиканство всего и вся - разные вещи. "Как хорошо, что дырочку для клизмы, имеют все живые организмы." (Н. А. Заболоцкий).


14. Ярмарка тщеславия. С психиатрической точки зрения, поэтические амбиции у всех разные. Впрочем, идиотов видно сразу - все они печатают свои нетленки заглавными буквами, так сказать, кричат о себе "на всю Европу". Однако, у одних поэтов амбиции робкие: я не поэт, заранее заискиваю перед Вами и, мол, не судите меня строго, и этим всё сказано. Мои поэтические потуги,- это лишь "проба пера". От такой откровенности сразу же испытываешь скуку, ведь за такой лживой излишней скромностью, обычно, сокрыты самые непомерные амбиции. Некоторые накропают под 3 тысячи стихотворений, в виде предложений записанных в столбик и мнят себя великими поэтами, которым все вокруг завидуют. Да никто просто не сможет прочитать всю эту многословную наивную чушь. Желания и времени на это ни у кого нет. У других же, - амбиции настолько явно огромно-грандиозные, что теряется связь с самооценочной действительностью полностью, как у пьяной жены из известного анекдота, вернувшейся поздно ночью с корпоратива: - А я во всех конкурсах участвовала! - Дорогая, а юбка твоя где?

"Интеллект - отвратительная вещь. Человек без мозгов абсолютно уверен в высоком уровне своего развития. Умный же прекрасно осознает, какой он, в сущности, глупец." Именно отсутствие поэтической самокритичности также относится к признакам графомании. Вот зачастую читаешь славно-позорные резюме на страницах у некоторых доморощенных дипломированных поэтов: награждён медалью Пушкина-Лермонтова-Маяковского-Есенина-Ляписа Трубецкого и диву даёшься - ну, просто все заслуженно-контуженные герои поэтической войны! А победные стихи - у таких, проплаченных взносами самим себе "Членов писателей чего-то там", - посредственные, графоманские, порой наивные, глупые и никчемные. С таким же, но ещё большим успехом, можно просверлить дырку в юбилейном советском рубле "А.С. Пушкин" и носить его на шее, чтобы уж всем было видно, что поэт Вы на всю голову. Вот скажем, можно ли считать хорошим поэтом, человека, который выставил(а) в интернете 7,5 тысяч своих, тщательно пронумерованных, стихотворений? А ведь их количество, очень далеко от качества. Этот графоман, которому якобы "все завидуют" вообще что-нибудь умеет делать, кроме этого, в своей писательской жизни? А можно ли глупцов считать единомышленниками? Нужно! Всем лауреатам литературной премии им. Ивана Бездомного - инвалидам умственного труда, бесплатный проезд в психбольницу! Всем красивым дамам - шампанскОГО! Для вдохновений.


Давно закончились времена цензуры. Сейчас издать можно всё без ограничений. Всё писчая бумага стерпит. Уважаемые претенденты на лауреатство всевозможных конкурсов "Великий Сталин - молодым!", "Блестящий ковчег", "Позолоченный примус", "Клуб крылатых гусей", "Парад ваших иллюзий", "Золотая чернильница","Гуси - не лебеди", "CДД" и т.д. и т.п., граждане-поэты, очнитесь! Если Вас номинировали на "что-то" то, пожалуйста, не обольщайтесь и не тешьте своё больное завышенно-патологическое самолюбие, сообщая об этом "всему околоточному миру", как о собственной заслуге. Всё это - круги на мутной воде, а купленные наградные медали с ликами поэтов, которые к вам лично никакого отношения не имеют,- "ложно-поэтические", серебро с позолотой, от 15.000 до 20.000 рублей всего-навсего то стоят.


С 90-х годов Московская организация имеет право прямого приёма в Союз писателей России. Она насчитывает более 2.000 писателей (на сегодня во всей России их 5.100). Позже организаторы утвердили новый Устав, по которому у них появилась большая автономия. Своим правлением они могут решать все вопросы приёма в писатели, включая денежные. Вступительный взнос для поэтов и писателей, стремящихся быть удостоенными удостоверением личности написателя, - 10.000 рублей. Активистам и "членам писательского профсоюза" - льготы. Подходите и пойте! Красивым детям, приравниваемым к членам профсоюза, - скидка 5 рублей! Не позорьтесь! Всё это хитро придумано и создано, чтобы сыграть на личных заоблачных амбициях и заработать персонально на Вас, как самому Союзу, так и частным типографиям всех сортов. Масса конкурсных страниц, основаны теми же авторами "Стихиры" для отбора у Вас накопленных кровных "стихиро-баллов", чтобы пропихивать своих друзей и самих себя, любимых, - как уже заведомо выбранных победителей.


Был тут один израильский умник, учредивший турнир поэтов, а потом, собрав баллы с конкурсантов, присудил 1 премию за победу самому себе, т.к. лучше него самого, на заданную им же тему, никто не написал! "Я лучше всех других пишу свои стихи!" - так отлично когда-то сыронизировал поэт Николай Глазков. Кстати, ему же принадлежит и "самое короткое в мире стихотворение" - «Мы – умы, а вы – увы». Когда обещают розыгрыш призов, большинство участников действа слышат только слово "приз", а не слово "розыгрыш". Запомните, что выигрывает всегда лишь тот, кто придумывает правила игры. При этом невидимые "отцы основатели" подобных состязаний не отказывают себе в удовольствии ещё и снисходительно поиздеваться над Вами, участниками (претендентами) как бы "справедливого отбора" "высоко профессиональных" нанятых ими жюристов. Только вот профессии у них у всех - разнокалиберные и далёкие от литературы. Мнимое величие подвластно всем, а особенно всякого рода судьям.


Старожилы сайта помнят, как одно время активничали на нём и т.н. местные критики, которые предлагали свои услуги в написании молодым авторам рецензий на их стихи. Авторы сайта "Бондаренко" и "Маслов", наперебой рекламируя друг друга, за свои рецензионные труды просили перечислять им стихиро-баллы. Не стесняясь в выражениях, они разбивали молодых нерадивых поэтов в пух и прах, изощрённо макая носом в их "мозго-трахалки", как они сами выражались. Но ни одной положительной рецензии ими, уж извините, так и не было написано, в прочем как и хороших собственных стихов. К сожалению, хорошие критики, - это, далеко не всегда, хорошие поэты.


Поймите, коллеги, что вы тут все - потенциальные номинанты на всё, ведь все проекты - к о м м е р ч е с к и е. Порой на страницах конкурсов можно прочесть и такое: "ПОМОЩЬ ФОНДУ МОЖНО ОСУЩЕСТВИТЬ ПЕРЕВОДОМ ПРИЗОВЫХ БАЛЛОВ НА ЛОГИН *****. ТОЛЬКО С ВАШЕЙ ПОМОЩЬЮ КОНКУРСЫ БУДУТ ПРОВОДИТЬСЯ УСПЕШНО."


Ну, а если захотите напечататься, то и это не составит большого труда. Возьмите 5 золотых и закопайте их под деревом на огромном поле в стране умников. Произнесите в полночь: "Крекс, фекс, пекс" и готово! А как только оплатите сами себе дешёвую цифровую печать своих мягко-обложечных произведений, по обозначенной цене 15 евро за страницу в массовых альманахах, только лишь для того, чтобы эти Ваши "судьи" забыли их прочесть, - сразу получите "почётное" никому, кроме Вас, ненужное, "лауреатство" или диплом на всю стенку. Можно даже сподобиться на блестящий значок за 40 евро. Уважаемые многократные медалисты медальных конкурсов медалистов с золотым, серебряным и бронзовым достоинством, а оно Вам точно, с такой вот ценой, надо? Вы - любители фалеристики? Эти медальки понесут на подушечках перед гробом усопшего, замученного рифмами, пиита? Сомневаюсь. Создателям-организаторам вообще равнобедренно, что Вы там себе написали, но вот за цеховые медальки, предназначенные для напыщенно раздутой грудной клетки, извольте-ка заплатить. Этот около поэтический бизнес приносит свою прибыль. Даже жаль, что Остап Бендер в отъёме денег у трудящихся, до этого не додумался. Пора бы уже для любителей поэтических наград, в честь него, орден придумать - "Супер-лох I, II и III степени". "Чем больше воздуха вдохнуть, тем больше наград на мундире разместится." (Л.И. Брежнев.)


Так что, коллеги по перу, пишите для себя и будьте счастливы от того, что именно сейчас и здесь появилась возможность ещё кому-то исконно ваши мысли прочесть, посочувствовать и оценить, пусть даже и негативно. Злобные критиканы придирчиво критикуя и видя во всём только недостатки, пусть удавятся на шаткой табуретке от зависти. А книжки издавать, в наше время, можно и без посредников. Поэтому то и каждый пятый рьяный графоман теперь - "Член союза бумагомарателей", дипломированный Дипломом участника поэтического конкурса или турнира поэтического кружка пенсионеров единомышленников на определение лучшего IQ. К сожаленью, психологи доказали, что люди с высоким IQ склонны к депрессиям, суициду, нелюдимости.


"- Чё эт за болезнь такая-то IQ?" Да, вот только членские взносы не забывайте в общак регулярно выплачивать, а то сразу же вычеркнут из почётного клуба "квази-гениальных поэтов-литераторов"! Надо же аренду за клубное помещение чем-то платить.


"Каждый пишет, как он дышит", а дышит он так, как думает. С тех пор, как человек увидел своё отражение на водной глади, ему стало присущим самолюбование, но степень его зависит от воспитания и интеллекта в обратной пропорции. Не могут все написанные тобой стихотворения быть одинаково хорошими или одинаково плохими. Всегда среди них найдётся лучшее. Закон перехода количества в качество существует и обязательно сработает.


Нужно не останавливаться на достигнутом и самосовершенствоваться пока хватит сил. В этом, на мой взгляд, и есть смысл поэтической жизни. Все долгожители на земле - это любопытные и восторженные люди. А те, кто устал от жизни, по тем или иным причинам, уходят быстро. Способов вольных и невольных - множество. Вот поэт-ому и важно о чём и для кого ты пишешь. Что оставишь после себя? Думал ли об этом Пушкин? Думал. И Вы подумайте.


15. Своё, только что написанное, стихотворение обязательно прочтите вслух, ведь часто красиво изложенное на бумаге бывает непроизносимым или даже скабрезным для декламации. Как тут не вспомнить поэтическую строку, приписываемую поэтессе Вере Инбер, - "Отруби лихую голову на скаку!" Перечитывайте и то, что Вы написали ранее, например, несколько лет назад. Это очень полезно, ведь всё течёт и всё изменяется. И время, и мысли, и мы сами, и наше мировоззрение. Только прошедшее время снисходительно расставит по своим местам все жизненные приоритеты. Да и как же этому не происходить, если наш человеческий организм каждые 7 лет полностью изменяется! В нём не остаётся ни одной старой структурной клеточки, - все они заменяются на новые, старательно выращенные цикличным жизненным процессом. И пусть, как говорится, поэта и художника, может обидеть каждый, однако не каждый же это делает. Общее у всех людей только одно, - они все разные. И дай Вам Бог найти в наше время своего благодарного читателя!


Ну, вот, в принципе, всё. Успехов нам всем!


P.S. Если вы что-то придумываете, то придумайте что-нибудь хорошее. / Д. Сэлинджер.


Хорошие стихи получаются у тех, кто не знает теорию поэзии, либо у тех, кто её очень хорошо знает. / Н. Гумилёв.


Поэзию следует искать не в сочетании слов, а в атмосфере, которую создают эти сочетания. / Э. Верхарн.



© Copyright: Олег Каширский, 2018
Свидетельство о публикации №118030807248



Другие статьи в литературном дневнике: