Алёнка ОвсянниковаМи Тенников - Акелдама - разбор Сразу оговорюсь, что это никоим образом не попытка критического разбора, это скорее попытка понять текст, который показался мне одним из самых загадочных и интересных на прошедшем конкурсе “Стихи по-русски”. АКЕЛДАМА́ Первое - это, конечно, название. В данном случае оно дает фон, на основе которого можно строить дальнейшие догадки. Чем глубже и объемнее понимание фона - тем проще будет разобраться дальше. "на влажном песчанике - след от босой ноги, "Глядит на зарю Лука "Лука неподвижен. Он шепчет, слезу тая: О каком подвиге идет речь? Наверное, о самой жизни (и мученической смерти) евангелиста. "…в низине, на ветви, в плену молодых лучей А вот о петухе стоит отдельно поговорить. Тот ли это петух, который кричал во дворе первосвященника Каифы? На первый взгляд, это нарушает хронологию событий, с другой, если посмотреть на творчество автора шире, можно здесь увидеть отсылку к мысли о цикличности, нелинейности времени. Подобные элементы пазла превращают обычный пересказ известной истории в нечто более глубокое - это переосмысление, перепроживание. "Воистину - камень, заброшенный позже в Рим “Петр во время нероновских гонений по настойчивым уговорам единоверцев, которые боялись за его жизнь, согласился уйти из Рима и ночью незаметно вышел из города. Но, когда он прошел городские ворота, повествует далее легенда, ему было видение: навстречу ему шел сам Иисус Христос, неся свой крест. Петр спросил: "шипели слова, испаряясь что дождь скупой. Здесь видится аллегория вечного восхождения на Голгофу. "Выдержи себя в Вечности, если ты - это ты" - говорил Ницше, имея в виду, что у каждого своя Голгофа. "…блестела Афина, мерцала впотьмах сова; Кстати - Лука был греком. Отсюда холодность Афины и совы - как отступничество от пантеизма. "два мужа, два сына, к суду - две больных души, - Здесь тоже можно трактовать по-разному. На мой взгляд, речь идет о Луке и Иуде. Их не объединяло ничего, кроме веры. И именно в этом смысл их своего рода пересечения здесь. "…земля благодарна, корми её. Все дела - Корм для земли - это тела. Ведь речь идет о кладбище, как мы помним из названия. А кровопийца - это некий собирательный образ распятого разбойника, которого похоронят на участке, выкупленном специально для погребения бродяг за деньги Иуды - на той самой Акелдаме. "но дальше участка неведомо - кто важней Эти строки тоже нуждаются в интерпретации. Как это часто бывает, финальные строки превращают все вышенаписанное в фон. На самом деле это не история о распятии, о предательстве, о самоубийстве или о кладбище. Это глобальное переосмысление фразы “не судите, да не судимы будете”. Ибо богач за пределами Акелдамы не лучше кровопийцы, накормившего собой её.
Написать рецензию 2. Мне показалось, что В.Пустовая не поняла стихов Михаила, поэтому говорила своими округлыми профессиональными фразами ни о чём, в данном случае её главная задача была помочь зрителю и читателю хотя бы немного разобраться в стихах Михаила, хотя бы намекнуть, т.к. у нас сейчас произошёл особый случай, которого я здесь ещё не встречал - нам представили предельно непонятные стихи. 3. Михаил получает удовольствие от шифрования Евангелия (а может быть и не только его), а Вы получаете удовольствие от расшифровки шифровки. И даже у Вас, специально занимавшейся этой расшифровкой, многое осталось не расшифрованным. Остальные голосующие, и даже эксперты, думаю, ничего здесь не поняли, кроме, наверное, ещё нескольких человек. Как же люди голосуют тогда? - Я не понимаю. Понравился - не понравился? И всё? Тогда для чего это сверх или супершифрование? У меня нет ответа. 4. Критик назвала стихи Михаила философскими. Но философия занимается расшифровкой закономерностей существования человеческого сообщества и формулированием на этой основе законов философии, которые делают более понятным то человеческое пространство, в котором мы живём. А Михаил, наоборот, понятное делает совершенно не понятным. Чувствуете разницу между философией и тем, что делает он? Я его стихи назвал рифмованными кроссвордами и, думаю, не далёк от истины, хотя вижу, что некоторые обиделись.) 5. У меня Библия - настольная книга, но мне, подробная до мелочей, история Иисуса Христа не интересна и не нужна. Но интересны заповеди, начатые Моисеем и углублённые Иисусом. И я ими пользуюсь в жизни. Все, конечно невозможно освоить, но хоть что-то, например нашёл у себя гордыню и работаю с ней на постоянной основе. Вот примеры грехов, прописанных в заповедях И.Христа: гордыня, осуждение, презрение, ненависть, гнев и злость, обида, разочарование, злословие и зломыслие, недовольство собой, страх, уныние, зависть, лицемерие, ложь, лесть, и пр. (Моисеевы не включил сюда.) Вот она, у меня в руках Библия с Новым Заветом, но мне чрезвычайно трудно расшифровывать тексты Михаила. А подавляющее большинство народа нашего по разным причинам не читает Библию - нам, выходцам из СССР, это было запрещено, библия в СССР не печаталась для широкой продажи, а молодёжи это и на фиг не надо, они. в основном, находятся в виртуале. Даже те, кто ходят в храмы и молятся, в основном заняты соблюдением праздников и молитв, в которых мало что понимают. Я за церковными праздниками не слежу совсем. 6. Спрашивается, для кого он шифрует? Ответ: для себя, ему это нравится, у него получается! Тогда мы тут все причём? Лично к Михаилу у меня нет претензий - нравится, шифруй. Но надо ли этим унижать большинство его слушающих (с голоса вообще бесполезно) и читающих? Это-то как раз и есть не что иное, как гордыня: Я вот что знаю, а вы не знаете, я вот как вам зашифровал, а вы не можете расшифровать!!! И сидит на горе (на Голгофе, наверное,))), и оттуда сверху поплёвывает вниз... ("на головы роскошных парижан"!) Евгений Ермолин 31.08.2022 20:25 © Copyright: Евгений Ермолин, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|