Алёнка Овсянникова

Евгений Ермолин: литературный дневник

Ми Тенников - Акелдама - разбор


Сразу оговорюсь, что это никоим образом не попытка критического разбора, это скорее попытка понять текст, который показался мне одним из самых загадочных и интересных на прошедшем конкурсе “Стихи по-русски”.
Тем, кто и сам все понял, дальше читать будет неинтересно. Тем же, у кого остались вопросы, предлагаю к обсуждению своё видение стихотворения.


АКЕЛДАМА́
…четырнадцать сов и шестнадцать чужих богинь;
на влажном песчанике - след от босой ноги,
как слепок моллюска. Глядит на зарю Лука
и звёзды следят за поклёвками кадыка.
Лука неподвижен. Он шепчет, слезу тая:
когда бы не жатва, когда бы не речь Твоя -
лечил рыбарей бы, да жён, да горластых чад…
Но подвиг иной уготовил Ты для врача.

…в низине, на ветви, в плену молодых лучей
висел ученик - из возлюбленных - казначей.
Тянул богачу потроха, свежевал пяту
внимательный сокол, а рядом - кричал петух.
Воистину - камень, заброшенный позже в Рим
шипел на рассвете слезой - угловат, незрим;
шипели слова, испаряясь что дождь скупой.
И мир отворялся бегущей к горе тропой…

…блестела Афина, мерцала впотьмах сова;
два лика монеты - одна на века молва,
два мужа, два сына, к суду - две больных души, -
один только трепет - как Он их судьбу решит.
…земля благодарна, корми её. Все дела -
изрёк кровопийца, которого смерть ждала;
но дальше участка неведомо - кто важней
Паллады немой, да совы в обороте к ней…


Первое - это, конечно, название. В данном случае оно дает фон, на основе которого можно строить дальнейшие догадки. Чем глубже и объемнее понимание фона - тем проще будет разобраться дальше.

Акелдама;, Земля; Кро;ви — В христианстве это место традиционно связывается с предательством Иисуса Христа, которое совершил Иуда Искариот. Согласно Евангелию от Матфея, после того, как Иуда вернул полученные за предательство 30 сребренников первосвященникам, те сказали: «непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та „землёю крови“ до сего дня» (Мф 27:6-8). Таким образом, название этого места подразумевает кровь Христа, поскольку оно было приобретено на деньги, полученные Иудой за предательство.
С тех пор вплоть до начала XIX века здесь бесплатно хоронили странников.


Из текста Нового завета не очевидно, какие конкретно серебряные монеты имеются в виду. Это могли быть римские денарии или квинарии, древнегреческие драхмы, дидрахмы, статеры или тетрадрахмы. Однако обычно 30 сребреников отождествляются с тирскими статерами или тетрадрахмами

Если остановиться на варианте с тетрадрахмами, то становится очевидно, о каких совах и богинях идет речь в первой строке.
“…четырнадцать сов и шестнадцать чужих богинь;”
Очевидно, что четырнадцать и шестнадцать, в сумме дающие тридцать - это прямая отсылка к тем самым тридцати сребреникам, но мне стало интересно, почему именно четырнадцать и шестнадцать.


Арканологический подход к числу “четырнадцать” связывает его с понятием дедукции, обратимости или необратимости тех или иных процессов, и "синтетического исследования энтропии замкнутых систем". В других источниках значение этого числа относят к “справедливости”, а также к “тончайшему плану человеческой сущности”.


У числа шестнадцать три основных толкования: "логическое исключение", "астральное принуждение" и "физическое разрушение".

На самом деле, любая из трактовок сделает понимание текста полнее и глубже.


"на влажном песчанике - след от босой ноги,
как слепок моллюска."
- здесь образ достаточно четкий, хотя я не могу не удивиться сравнению, которое мне лично в голову не приходило при всей его очевидности.


"Глядит на зарю Лука
и звёзды следят за поклёвками кадыка."
- много вопросов почему-то вызвали поклевки кадыка. Мне представились резкие движения - как у поплавка - которые очевидно происходят при сглатывании слез. Мне кажется, в этих строках скрыта очень большая печаль, не зря здесь присутствуют отстраненные наблюдатели-звезды.


"Лука неподвижен. Он шепчет, слезу тая:
когда бы не жатва, когда бы не речь Твоя -
лечил рыбарей бы, да жён, да горластых чад…
Но подвиг иной уготовил Ты для врача."


О каком подвиге идет речь? Наверное, о самой жизни (и мученической смерти) евангелиста.


"…в низине, на ветви, в плену молодых лучей
висел ученик - из возлюбленных - казначей.
Здесь вопросов нет, это однозначно Иуда.
Тянул богачу потроха, свежевал пяту
внимательный сокол, а рядом - кричал петух."


А вот о петухе стоит отдельно поговорить. Тот ли это петух, который кричал во дворе первосвященника Каифы? На первый взгляд, это нарушает хронологию событий, с другой, если посмотреть на творчество автора шире, можно здесь увидеть отсылку к мысли о цикличности, нелинейности времени. Подобные элементы пазла превращают обычный пересказ известной истории в нечто более глубокое - это переосмысление, перепроживание.


"Воистину - камень, заброшенный позже в Рим
шипел на рассвете слезой - угловат, незрим;"
Здесь, камень - по-гречески “петрос” - это Пётр. И в двух строках автор пересказывает целую историю из жизни апостола.


“Петр во время нероновских гонений по настойчивым уговорам единоверцев, которые боялись за его жизнь, согласился уйти из Рима и ночью незаметно вышел из города. Но, когда он прошел городские ворота, повествует далее легенда, ему было видение: навстречу ему шел сам Иисус Христос, неся свой крест. Петр спросил:
«Куда ты идешь?» («Quo vadis?» – лат.)
«Я иду в Рим, – ответил Иисус, – чтобы меня там опять распяли», – и скрылся.
Петр понял, что неправильно поступил, не пожелав разделить участь собратьев, заплакал и вернулся в Рим..”


"шипели слова, испаряясь что дождь скупой.
И мир отворялся бегущей к горе тропой…"


Здесь видится аллегория вечного восхождения на Голгофу. "Выдержи себя в Вечности, если ты - это ты" - говорил Ницше, имея в виду, что у каждого своя Голгофа.


"…блестела Афина, мерцала впотьмах сова;
два лика монеты - одна на века молва,"


Кстати - Лука был греком. Отсюда холодность Афины и совы - как отступничество от пантеизма.


"два мужа, два сына, к суду - две больных души, -
один только трепет - как Он их судьбу решит."


Здесь тоже можно трактовать по-разному. На мой взгляд, речь идет о Луке и Иуде. Их не объединяло ничего, кроме веры. И именно в этом смысл их своего рода пересечения здесь.


"…земля благодарна, корми её. Все дела -
изрёк кровопийца, которого смерть ждала;"


Корм для земли - это тела. Ведь речь идет о кладбище, как мы помним из названия. А кровопийца - это некий собирательный образ распятого разбойника, которого похоронят на участке, выкупленном специально для погребения бродяг за деньги Иуды - на той самой Акелдаме.


"но дальше участка неведомо - кто важней
Паллады немой, да совы в обороте к ней…"


Эти строки тоже нуждаются в интерпретации. Как это часто бывает, финальные строки превращают все вышенаписанное в фон. На самом деле это не история о распятии, о предательстве, о самоубийстве или о кладбище. Это глобальное переосмысление фразы “не судите, да не судимы будете”. Ибо богач за пределами Акелдамы не лучше кровопийцы, накормившего собой её.

Стихотворение очень сложное и глубокое, его нужно раскапывать, как археологическую площадку. Лично я от процесса “раскопок” получаю невероятное удовольствие.

На самом деле, творчество этого автора настолько глубоко и многогранно, что редко поддается однозначной интерпретации. “Красота в глазах смотрящего”. И смыслы, которые мы видим, изначально заложены в нашей голове.



© Copyright: Алёнка Овсянникова, 2022
Свидетельство о публикации №122082003931


Написать рецензию
1. Алёнка, хорошо, что Вы выложили свою расшифровку шифровки!)
Я, как химик, расшифровал число тридцать как Zn (цинк в таблице Менделеева), а учитывая текущую ситуацию в мире, легко представить цинковые гробы. Поскольку М.Тенников - шифровальщик высочайшего уровня, то допускаю, что он мог заложить этот цинк ещё одним слоем своего пирога, а не только 30 сребреников за предательство.


2. Мне показалось, что В.Пустовая не поняла стихов Михаила, поэтому говорила своими округлыми профессиональными фразами ни о чём, в данном случае её главная задача была помочь зрителю и читателю хотя бы немного разобраться в стихах Михаила, хотя бы намекнуть, т.к. у нас сейчас произошёл особый случай, которого я здесь ещё не встречал - нам представили предельно непонятные стихи.


3. Михаил получает удовольствие от шифрования Евангелия (а может быть и не только его), а Вы получаете удовольствие от расшифровки шифровки. И даже у Вас, специально занимавшейся этой расшифровкой, многое осталось не расшифрованным. Остальные голосующие, и даже эксперты, думаю, ничего здесь не поняли, кроме, наверное, ещё нескольких человек. Как же люди голосуют тогда? - Я не понимаю. Понравился - не понравился? И всё? Тогда для чего это сверх или супершифрование? У меня нет ответа.


4. Критик назвала стихи Михаила философскими. Но философия занимается расшифровкой закономерностей существования человеческого сообщества и формулированием на этой основе законов философии, которые делают более понятным то человеческое пространство, в котором мы живём. А Михаил, наоборот, понятное делает совершенно не понятным. Чувствуете разницу между философией и тем, что делает он? Я его стихи назвал рифмованными кроссвордами и, думаю, не далёк от истины, хотя вижу, что некоторые обиделись.)


5. У меня Библия - настольная книга, но мне, подробная до мелочей, история Иисуса Христа не интересна и не нужна. Но интересны заповеди, начатые Моисеем и углублённые Иисусом. И я ими пользуюсь в жизни. Все, конечно невозможно освоить, но хоть что-то, например нашёл у себя гордыню и работаю с ней на постоянной основе. Вот примеры грехов, прописанных в заповедях И.Христа: гордыня, осуждение, презрение, ненависть, гнев и злость, обида, разочарование, злословие и зломыслие, недовольство собой, страх, уныние, зависть, лицемерие, ложь, лесть, и пр. (Моисеевы не включил сюда.) Вот она, у меня в руках Библия с Новым Заветом, но мне чрезвычайно трудно расшифровывать тексты Михаила. А подавляющее большинство народа нашего по разным причинам не читает Библию - нам, выходцам из СССР, это было запрещено, библия в СССР не печаталась для широкой продажи, а молодёжи это и на фиг не надо, они. в основном, находятся в виртуале. Даже те, кто ходят в храмы и молятся, в основном заняты соблюдением праздников и молитв, в которых мало что понимают. Я за церковными праздниками не слежу совсем.


6. Спрашивается, для кого он шифрует? Ответ: для себя, ему это нравится, у него получается! Тогда мы тут все причём? Лично к Михаилу у меня нет претензий - нравится, шифруй. Но надо ли этим унижать большинство его слушающих (с голоса вообще бесполезно) и читающих? Это-то как раз и есть не что иное, как гордыня: Я вот что знаю, а вы не знаете, я вот как вам зашифровал, а вы не можете расшифровать!!! И сидит на горе (на Голгофе, наверное,))), и оттуда сверху поплёвывает вниз... ("на головы роскошных парижан"!)


Евгений Ермолин 31.08.2022 20:25



Другие статьи в литературном дневнике: