К тезису Вера без Церкви прибыли не приносит

Анатолий Евстафьев: литературный дневник

Поводом для беседы с действующим московским священником РПЦ (МП) и опубликования главных мыслей по теме стала дневниковая запись с крайне категорическими суждениями очень достойного автора портала "стихи.ру":

https://www.stihi.ru/diary/severylena/2019-03-02
В своём эссе Лена Север ссылается на "расследования" ТВ бизнес-канала РБК...

Мой материал публикуется с личного благословения этого священника полностью, без купюр, а Вас, читатель, призываю подумать и сделать свои честные выводы "сколько зарабатывает" православный священнослужитель и возможна ли вера вне стен Церкви.
____________
"У Боккаччо, если не ошибаюсь, есть притча о том, как один христианин пытался привести к вере своего друга, тот долго упирался, но в конце концов сказал: "Хорошо, я приму крещение, но сначала я должен всё увидеть изнутри, и в течение года я поживу в услужении у архиерея". Делать было нечего и пришлось принять его условия. Через год они встретились, и друг ответил согласием.
- Ты у какого епископа жил?
- У такого-то.
- Но он же блудник!
- Да.
- Но он же пьяница!
-Да.
- Но он же стяжатель!
- Да.
- И ты после этого согласился креститься?
- Да. Если у Вас такие епископы, а Церковь при этом стоит, то никто кроме Бога её поддерживать не может. Значит, с Вами Бог!


Сколько бы правды не было в словах людей, обвиняющих церковнослужителей в алчности и греховности, подлинная правда заключается в словах Господа нашего Иисуса Христа: "созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" (Мф.16:18). Главой Церкви всегда был и навеки остаётся Иисус из Назарета. Именно Он совершает в ней всё Своим таинственным действием, апофеозом которого является причастие, о котором Он Сам сказал: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем". Я бы перефразировал данную фразу для большей понятности: "Причащающийся - тот Мой". Другие аргументы в пользу пребывания человека в Церкви являются второстепенными. Человек верящий в Бога, во Христа, и принимающий Евангелие мимо этого аргумента пройти не в состоянии.
Вера без церкви, разумеется, возможна и её, безусловно, нельзя отрицать: это и мусульманство, это и язычество. Вера во Христа без церкви тоже возможна, но она ущербна: это и протестантизм, это и старообрядчество. Но является ли таковая вера спасительной? Большой вопрос. Православный Символ Веры утверждает? "верую <...> Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь". То есть Церковь является предметом моей веры. Естественно, я спасительной верой считаю исключительно Православие. Естественно, существуют люди, которые веруют иначе и это - их право. Спасутся ли они? Я не смогу ответить на этот вопрос, равно как не смогу ответить и на вопрос: спасусь ли я? Знаю одно: вне Церкви нет спасения. Но любой протестант (а формы протеста и протестантизма чрезвычайно разнообразны, и отрицающие необходимость пребывания в Церкви люди явно тяготеют к этим формам) легко может меня обезоружить:
- Батюшка, ты знаешь, где Церковь есть?
- Да, знаю.
- А где её нет?
- Нет, не знаю.
- Ну, так вот, у меня она есть!
И мне крыть нечем, ибо Дух дышит, где хочет" (Ин.3:8).
А это означает только одно, что спасение человека находится исключительно в компетенции Господа Бога. Для меня, естественно, определяющим в этом отношении тезисом являются слова апостола Петра, что "нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12), кроме имени Иисуса Христа. То, что Он совершил на земле, понятно по Его Первосвященнической молитве (см.: Ин.17гл.) - это создание Церкви. То, что Церковь небесная существует в содружестве с Церковью земной мне абсолютно понятно, равно как и понятно то, что грехи людские, совершаемые в Церкви земной покрываются как любовью Божией, так и праведностью человеческой, о которой почему-то забывают все злословящие иерархию. Всё-таки добра в Церкви земной несказанно больше, чем греха.


Естественно, мы должны находить какие-то аргументы для апологии Православия в нашей стране.
Я, будучи настоятелем двух приходов: одного не шибко обеспеченного, и второго, абсолютно безденежного, не могу при этом бросить камень в Патриархию, ибо все те сборы, которые проводятся вполне ровненько умещаются в 10%, а десятину на храм я обязан платить по Закону Божию. Точно также эту десятину, и всё по тому же Закону Божию, должны платить все, кто считает себя верующим, но платят почему-то единицы. Оправдать же себя в несоблюдении этого Закона совсем нетрудно: от действительно финансовых трудностей до нежелания отдавать свои средства грешным и зажравшимся священникам. Правда, Закон почему-то не утверждает: в этом случае давай, а в этом - не давай, ибо жертва-то эта на самом деле предназначена Богу (вспомните, как Христос оценил лепту вдовицы - см.: Мк.12:41-44 - при этом у Него не было иллюзий о нравственном состоянии Синедриона, но Он не сказал, что пожертвование это было положено напрасно, а, скорее, наоборот восхитился жертвенностью женщины). Мне, конечно, грустно, что моя храмовая десятина идёт не из чистой прибыли (за вычетом зарплаты сотрудникам и коммунальных платежей), и мне приходится изворачиваться, чтобы хоть как-то поддерживать храмы в порядке и даже постепенно удаётся производить довольно дорогостоящую реставрацию икон, которых у меня по наследству от предыдущего настоятеля досталось немало. Но как сказано в одном из самых мною любимых фильмов: "Господин барон любит, когда потруднее!"
Увы, но речи о более серьёзных ремонтных работах, в которых храм нуждается, пока нет - время спонсоров прошло, а народ Божий поистощился в последнее время... Сами понимаете, если бы все верующие люди,живущие поблизости от моего храма, выплачивали десятину, у меня проблем бы не было. Но поймите, это не упрёк, а констатация факта, ибо я искренне понимаю, что людям тяжело, равно, как это понимают практически все священники.
Но я нахожусь ещё в очень привилегированном положении, и мне пока удаётся сводить концы с концами, да и сам я, хоть и не могу сказать, что шикую, но и не бедствую. А в мелкое оправдание своей безбедной жизни могу сказать только одно: из тех средств, которые оказываются в моих руках в результате беготни по требам и непосредственных пожертвований, на поддержание тех, кому труднее, чем мне, уходит отнюдь не десятина... и говорю я об этом, потому что потребовалась конкретика. При этом я знаю немало батюшек, которые поддерживают тех кому тяжело, а тех, кого не знаю, уверяю Вас, гораздо больше - это же делается втайне.
Примером в этом смысле мне явился воспитатель моего отца, архиепископ Кирилл, который поручал моему будущему родителю, тогда ещё мальчишке, переводить определённые суммы епархиальных денег нуждающимся, и суммы, по свидетельству отца, были более чем приличные.
При этом я хорошо знаю, что уже в Подмосковье дела в храмах куда более скромные, а за пределами Московской области тем паче. Соответственно, найти не "жирующий" храм, на который можно было бы жертвовать, имея на это естественное нравственное обоснование, не проблема. Скорее, проблема не найти такой храм - очень надо постараться. Но, естественно, есть и очень обеспеченные храмы, равно, как и есть священники с очень неплохими хозяйственными способностями, но их всё-таки абсолютное меньшинство. Даже в Москве финансовое состояние всех храмов ухудшилось. Это связано как с обеднением населения и многих бизнесменов, так и с значительным увеличением количества храмов. Раньше мой храм доминировал на достаточно большом пространстве, а теперь в округе действует порядка пяти церквей. Если учесть, что в последнее десятилетие наблюдается спад веры, то выводы очевидны.
Что касается Патриархии, то я не сторонник считать её доходы, тем более, что не представляю её расходы. При этом я знаю, что существует Попечительская комиссия, которая рассматривает помощь малоимущим, и до сих пор средства перечислялись немалые и их выделяла Патриархия. Подобные комиссии существуют и в иных епархиях. Точно также существуют пожертвования и на находящихся в тюрьмах, и на больницы, и суммы эти отнюдь не формальные. Ко мне недавно на беседу приходил человек, который от Донского монастыря ведёт перепиской с заключёнными, т.е. при монастыре существует такая должность. А монастырей таких, полагаю, немало.
Я очень хорошо понимаю, что без епископа нет Церкви. Моим правящим епископом является Патриарх. На епископе лежит ещё и представительская функция. Каких это требует денег, представления не имею. Каждый человек будет отвечать за свои грехи. Патриарх - за свои, я - за свои. Стараюсь помнить одно: "Не судите, да не судимы будете" (Мф.7:1), тем более что у меня самого грехов более, чем достаточно. Вот и остаётся нам, православным священникам, уповать на милосердие Божие, которое, как известно, безгранично. Священники не отказывают себе в грехах, а попросту с грехами не справляются, ибо лукавый очень силён. "А священник, будучи сам человеком грешным, ведает людские немощи, в состоянии понять другого человека, разделить его страдания и даже оплакать вместе с ним его грехи" (Архимандрит Нектарий Мулациотис)"
__________________
Один из московских священников



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.03.2019. К тезису Вера без Церкви прибыли не приносит