Наполняйте стакан до краёв!

Фима Жиганец: литературный дневник

В конце февраля прогрессивное человечество отметило День оптимиста. А остальной народ – День пессимиста



"О пользе ритуальной улыбки*
Всё больше ощущаю себя великим календарным просветителем. Каждую неделю совершаю очередные открытия в области памятных дат, знаменательных событий и праздников. Прямо Колумб нашего времени. Вернее, Колумб «Нашего времени».


Кстати, о Колумбе. Буквально на днях выяснил, что 23 февраля – не только День защитника Отечества, но и 120 лет со дня рождения немецкого писателя Эриха Кестнера, лауреата Международной премии имени Ганса Христиана Андерсена. Вы спросите: а Колумб тут с какого боку? Объясняю популярно. Дело в том, что я, помимо всего прочего, занимаюсь литературными переводами с немецкого языка. И, конечно, издавая в 1999 году сборник классических немецких эпиграмм, не мог не включить в него блистательные вещицы Эриха Кестнера. Одна из его эпиграмм как раз посвящена Христофору Колумбу:


Случай на то и случай:


может, в Колумбы выйду я,


Сослепу или сдуру причалив к новому берегу.


Но случай на то и случай:


если плывёшь ты в Индию,


Это ещё не значит, что попадёшь в Америку.



И тут мы переходим непосредственно к теме наших нынешних посиделок-почиталок. Тему эту задали два подряд международных праздника, выпадающих на последние дни февраля. 27-го числа мир отмечает День оптимиста. А следом, 28-го – совсем наоборот, День пессимиста. Никто до сих пор так и не прояснил, кто и когда замутил эти торжества всемирного масштаба. Однако отмечают их тем не менее во многих странах.


Пессимист – это человек, который жалуется на шум, когда в его дом стучится удача.
(Оскар УАЙЛЬД)


Приведённая выше эпиграмма об открытии Америки имеет отношение и к одному, и к другому празднику. В самом деле: с пессимистической точки зрения, великий испанский мореплаватель попал впросак и совершил нелепую ошибку, направляясь в Индию, но причалив совершенно к другому континенту. Оптимист же, напротив, скажет: зато эта ошибка обернулась грандиозным триумфом и для Колумба, и для Испании! И фактически оба окажутся правы.


Я к тому веду, что оптимизм и пессимизм друг с дружкой под руку ходят, как авось да небось. Во времена моей марксистско-ленинской юности сказали бы: пример единства и борьбы противоположностей. И снова приведу в подтверждение эпиграмму Эриха Кестнера, благо он у нас именинник:


В один и тот же час, всегда одна,


Утрами появляется она


И смотрит долго, пристально на гроб


В витрине похоронного бюро.



Как хороша она, как молода!


Но, видно, долго ей пришлось страдать,


Ей одиноко, грустно, страшно, зябко...



И вдруг я понял, до меня дошло:


Она глядит, как в зеркало, в стекло,


Перед витриной поправляя шляпку!


Так что всё зависит от того, с какого ракурса смотреть.


Конечно, я полностью соглашусь с теми, кто резонно заметит: оптимизм полезен для здоровья, а пессимизм – вреден. Ведь оптимист воспринимает мир радостно, светло, не впадает в уныние из-за невзгод и неурядиц, верит в успех и счастливый случай. Понятно, что такой позитивный настрой поддерживает в людях бодрость, энергию, веру в себя. А вот пессимист воспринимает всё в мрачных тонах, всегда ожидает всяких пакостей и ударов судьбы. Несомненно, человек, заранее настроенный на то, что впереди его ждут только гадости, жуть и мрак, пожирает себя изнутри.


Правда, встречается и другая точка зрения: мол, если ты подготовился к самому плохому, то никакая неприятность не застанет тебя врасплох. Зато всё хорошее, чего ты не ожидаешь, окажется приятным сюрпризом. Именно такую философию исповедовал капитан Зелёный из детской фантастической повести Кира Булычёва «Тайна третьей планеты», когда приветствовал знакомых вопросом: «Ну, что у нас плохого?».


Особенно трудно исповедовать оптимизм холерикам, то есть людям с неустойчивой психикой, которых кидает из крайности в крайность, когда внезапный прилив сил и энергии неожиданно сменяется приступами глубокой депрессии. Увы, ряды таких холериков множатся с каждым днём. И это неудивительно «в нашем лучшем из миров». По крайней мере, в российском обществе напряжённость, тревожность, нервозность, переходящая в истерию и психопатию, нынче просто зашкаливают. Уровень жизни стремительно катится вниз, народ нищает, стремительно растёт пропасть между богатыми и бедными, падает уровень образования, науки, культуры, растёт международная напряжённость…


*Бегство в прерии и пампасы*
Это особо остро ощущается в городах. Здесь в последнее время растёт число последователей такого движения, как дауншифтинг. Дауншифтеры – это те, кто пытается изменить свой образ жизни, освобождаясь от чуждых целей и искусственных приоритетов, которые навязывает им общество.


ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЯ ЗДЕСЬ -
https://www.nvgazeta.ru/news/12370/542462/





Другие статьи в литературном дневнике: