Избранные отрывки Дао Дэ Цзин

Джинн Толик: литературный дневник

Книга пути и силы


1 - *1* - Стих иллюстрация внизу


Имя, которое может быть названо, не есть вечное имя;
Путь, который может быть пройден, не есть вечный путь.


Для неведомого все имена, что одно.
Видеть в чудесном чудесное —
вот ключ ко всем тайнам мира.


3


Чтобы сделать чистыми сердца людей,
нужно отвратить свой взор от того, что рождает желание.
И потому мудрый в жизни руководствуется следующим:
делает свое сердце пустым и открытым,
и наполняет желудок.


7


Небо и Земля живут, словно забыв о себе,
потому и достигли столь почтенного возраста.
Вот почему мудрый не печется о своем теле,
и тело само выбирает дорогу.
Отстраняет интересы своего «я»,
и тем продлевает себе жизнь.


8


Высшая добродетель подобна воде.
Жить в покое, вдали отдел — вот то, чего избегают люди,
но только так и можно приблизиться к истинному Пути.
В покое Земля обретает величие,
сердца делаются бездонными,
человеколюбие — истинным,
а изменения происходят всегда вовремя.


11 - *2* - Стих иллюстрация внизу


Тридцать спиц в колесе сходятся к втулке,
середина которой пуста,
и благодаря этому и можно пользоваться колесом.
Когда формуют глину, изготавливая из нее сосуд,
то делают так, чтобы в середине было пусто,
и благодаря этому и можно пользоваться сосудом.
Когда строят жилье, проделывают окна и двери.
оставляя середину пустой,
и благодаря этому и можно пользоваться жилищем.
И потому наполнение — это то, что приносит доход,
опустошение — это то, что приносит пользу.


12


Отказываясь от одного - обретаешь другое.


13


Любовь и благосклонность причиняют
одни беспокойства.
То, что ценится высоко, наносит наибольший вред твоему телу.
Но почему любовь и благосклонность причиняют одни беспокойства?
Любовь делает тебя зависимым, — сначала боишься ее не найти,
потом боишься ее потерять.


Высоко цени не себя, а землю, на которой живешь.
и сможешь жить спокойно, вверив себя ей.


15


Говорю тебе: Будь ровным и спокойным, словно
переправляешься через реку зимой.


Успокоив свой ум, обретешь ясность духа.
Помня о своей цели, будь терпелив.
Ведь изменения — это то, что приходит не сразу,
но как бы само собой.


Лишь тот. кто не стремится к избытку,
сможет стать несведущим подобно ребенку
и уже не желать никаких новых свершений.


17


Тот, кто слепо верит, тот не знает,
тот, кто видит сам, не верит слепо.


20


Перестань хранить верность вещам, к которым привязан,
и ты освободишься от горя и тоски.


Пытаясь оказать добро другим, мы причиняем им зло.


То, чего страшатся люди,
чего они не могут не бояться.
так это оказаться в одиночестве, оставленным всеми,
но никому не миновать этого!


А пока все люди предаются веселью,
один лишь я тих и незаметен,
словно то, что еще не появилось на свет,
словно младенец, который еще не умеет смеяться.


Повседневный мир людей ясен и очевиден,
один лишь я живу в мире смутном,
подобном вечерним сумеркам.
Повседневный мир людей расписан до мелочей,
один лишь я живу в мире непонятном и загадочном.
Как озеро я спокоен и тих.


22 - *4* - Стих иллюстрация внизу


Ущербное сменяется полным,
ложь сменяется правдой,
в уменьшении — источник выгоды,
в умножении — источник тревог.


Лишь тот, кто не стремится оказаться впереди всех,
способен жить в ладу со всей Поднебесной.


23


Неслыханные слова рождаются сами собой.


Небо и Земля полны величия,
И потому тот, кто в делах следует Дао,
устанавливает с ним связь.
Утративший эту связь,
не имеет ничего в своей жизни, кроме потерь.


Доказывающий не знает,
знающий не доказывает.


24


Тот, кто лишь пытается начать, никогда не начнет.
Тот, кто слишком торопится, ничего не достигнет.
Тот, кто виден всем , не может быть ясным.
Тот, кто считает себя правым, не может стать лучше.
Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха.
Тот, кто жалеет себя, не может совершенствоваться.


26


В способности сносить тяготы заключен корень легкости.
В покое заключена основа движения.
Вот почему мудрый все время в пути.
Если даже и доведется ему оказаться в дворцовой зале,
он будет чувствовать себя там спокойно и беззаботно,
подобно случайно залетевшей ласточке.


27


Идущий истинным путем
не найдет отпечатков колес .
Знающий истинные слова
говорит без изъяна.
Лучшее правило в жизни —
это не строить планов.
Лучший запор тот,
что не имеет замка,
и его невозможно взломать.
Лучшие узы те,
что не удерживаются ничем,
и их нельзя разрубить.


Знание — это великое заблуждение,
И это воистину глубокая мысль.


28


Видя петуха, помнить о курице —
вот вещь глубочайшая, способная
вместить весь мир.
Неустанно совершенствуясь в этом,
избавишься от стремления различать
и вновь сможешь стать подобным новорожденному.
Видя белое,
помнить о черном —
вот идеал для всей Поднебесной.
Неустанно совершенствуясь в этом,
избавишься от ошибок, —
и сможешь вновь стать свободным от
шаблонов и ограничений.
Видя славу, помнить о позоре —
вот пропасть, способная вместить весь мир.
Неустанно совершенствуясь в этом.
достигнешь умения довольствоваться тем,
что имеешь, — и сможешь вновь вернуться
к простоте и естественности.


Великий порядок свободен от распорядка.


30


Губит людей страсть к накоплению,
ведь все, что они обретают в этом —
лишь огорчения и скука.
Сражаясь и побеждая, они сами вершат
похоронный обряд.


32


Пытаться понять Дао посредством вещей,
что наполняют мир, —
все равно что пытаться вместить воду всех рек и
морей в одно русло.


34


Того, кто неустанно освобождается от стремлений ,
можно назвать достигшим малого.
Того, к кому стекаются все существа,
но кто не считает себя их хозяином,
можно назвать достигшим великого.
Только тот, кто ежечасно освобождается от самолюбования,
может достичь величия.


35


Познав Великий Образец,
коему следует весь мир,
следуй ему и не причинишь себе вреда,
но достигнешь мира, согласия и полноты.
Пребывая в неподвижности созерцания,
я странствую в запредельном,
и чувство радости наполняет меня.
Ведь Дао — это то, что находится
за пределом cлов.


36


Великая страсть иссушает,
непоколебимая решимость наполняет силой.
Великая страсть делает тебя слабым,
непоколебимая решимость — могучим.
Великая страсть калечит,
непоколебимая решимость возвышает дух.
Великая страсть завладевает тобой,
непоколебимая решимость делает тебя свободным.
В словах этих заключен сокровенный свет.
Мягкое и податливое побеждает твердое и крепкое.


37 - *5* - Стих иллюстрация внизу


Когда живешь в простоте, без оглядки
на расхожие мнения,
тогда и приходишь к тому,
что называется,не иметь привязанностей и страстей.


Дао всегда свободно от стремления к делам,
а также свободно и от безделья.


Привычку и страсть к совершению дел
я стараюсь успокоить в себе, сводя их на нет,
и вновь обретая возможность просто
смотреть на мир без помощи слов.



38


А ведь суть то в том,
что честность и преданность — далеко
не самое главное в жизни,
главное, — чтобы все было смутным, непредсказуемым.
Для того же, кто знает все наперед,
Путь — это то, что уже закончилось,
а глупость — это то, что только начинается.


39


И потому лучший выбор самого главного —
это не иметь самого главного.
Когда ты свободен от стремлений
и привязанностей, самые обыденные вещи
не уступят прекрасной яшме,
а груды нефрита и жемчуга не уступят
обычным камням.


40


И потому извечная истина заключается в следующих словах:
путь света не лучше пути тьмы,
путь побед не лучше пути поражений,
путь гармонии и согласия не лучше пути
противоречий и ошибок,
высшая чистота не лучше темной пропасти,
великая слава не лучше позора,
иметь многочисленные таланты не лучше,
чем не иметь их вовсе,
взращивать силу Дэ не лучше,
чем тратить ее в любви,
достичь высших свойств не лучше, чем,
преодолев запреты, отдаться теченью судьбы.


Великий квадрат не имеет углов.


49 - *2* - Стих иллюстрация внизу


Сердце мудрого свободно от неизменности,
и вместе с тем оно — то же самое, что и у всех людей.
Тот, кто добр ко мне, делает хорошее дело;
тот, кто недобр ко мне — тоже поступает хорошо,
ведь он помогает мне стать лучше.
Я верю тому, кто искренен со мной;
тому, кто неискренен, я верю тоже,
ведь только так и можно самому быть искренним.


50


Ибо тот, кто открыт восприятию
истинного, сохранит себя,
и, странствуя по земным дорогам,
не падет жертвой носорога или тигра,
а в случае войны не погибнет от меча.
Носорогу некуда будет вонзить свой рог,
тигру не во что будет запустить свои когти,
воину некого будет своим мечом поражать.
Почему это так?
Потому что он освободился от того,
что может умереть.


51


Воистину,
все происходит из Дао,
все растет благодаря силе Дэ,
она питает и вскармливает,
устанавливает и подчиняет,
воспитывает и защищает.
Порождает, но не обладает,
действует, не надеясь на других,
превосходит все,
но не стремится главенствовать.


55


Жизнь, наполненная до краев, — это и есть счастье.
Сердце, что подчиняется лишь самому себе, —
это и есть сила.
Вещи, едва достигнув расцвета, тут же начинают увядать,
это потому, что они не следуют Дао.
Жизнь того, кто не следует Дао,
кончается раньше срока.


63


Воспринимай все великое
как простое и доступное.
И тогда самые большие трудности
непременно разрешатся как бы сами собой,
а то, что сейчас кажется величайшей вещью в мире,
непременно случится.


Вот почему мудрый,
доводя все до конца,
не считает себя великим
и потому он может достичь величия.
Воистину, чем больше обещают,
тем меньше этому верится,
чем проще на словах, тем труднее
оказывается на деле.


64


Осуществляй то, чего еще нет,
управляй тем, что еще не противится.
Дерево толщиной в обхват
вырастает из крошечного зернышка.
Башня в девять этажей
вырастает из груды земли.
Путь длиной в тысячу ли
начинается у тебя под ногами.


Основа благополучия всей тьмы вещей
состоит в том,
чтобы следовать тому, что дается,
и не стремиться определить исход дела заранее.


66


Благодаря чему реки и моря
могут быть повелителями низин?
Они с легкостью стекают вниз,
потому и могут быть повелителями низин.
Поэтому тот, кто хочет стать выше других,
должен уметь становиться ниже.


67 - *3* - Стих иллюстрация внизу


У меня есть три драгоценные вещи,
которым я следую и которые бережно храню.
Первая называется «глубокое чувство любви».
Вторая называется «умеренность».
Третья называется «отсутствие стремления быть самым главным».


Тот, кто сегодня оставляет любовь ради войны,
кто отвергает умеренность ради пышного изобилия,
тот отказывается быть повелителем
ради того, чтобы быть самым главным.


68


Истинный воин не воииственен,
умеющий сражаться не жесток.
Способный одолеть равного
не противостоит ему прямо,
умеющий использовать других
всегда готов уступить.
Вот что называется
не бороться с тем, что выше тебя.


69


Ведущий битву рассуждает так:
«Не смея быть хозяином, я буду гостем,
не смея продвинуть вперед на вершок,
я отступлю на аршин».
Вот что называется
действовать не напрямик,
захватывать без помощи рук,
отвергать, не противясь,
одерживать победу без боя.


Нет большей беды, чем легкая победа


70


Тот, кто познал себя, тих и незаметен,
и это потому, что он дорожит собой.
Вот почему мудрый носит простые
одежды, а драгоценную яшму скрывает внутри.


71


Мудрый не беспокоится,
потому что он устал беспокоиться.


72


Воистину, лишь тот не имеет преград,
кто не строит их сам.


76


Человек, появляясь на свет, мягок и податлив,
а когда умирает — негибок и тверд.
Все живые твари, деревья и травы, когда
рождаются, податливы и нежны,
а когда умирают, становятся сухими и ломкими.
И потому тот, кто мягок и податлив,
идет дорогой жизни,
тот, кто негибок и тверд,
идет дорогой смерти.


Вот почему воин,
неустрашимо рвущийся в бой,
найдет свою гибель.
Дерево, высокое и крепкое,
найдет свой топор.


77


Путь Неба таков , что оно ограничивает излишнее
и поддерживает недостающее.
Путь мира людей таков,
что они отнимают у тех, кто не знает достатка,
и прислуживают тем, кто имеет с избытком.


78


Во всем мире нет ничего более мягкого и
податливого, чем вода,
но она точит твердое и крепкое.
Никто не может ее одолеть,
хотя любой может ее потеснить.
Податливое побеждает крепкое,
мягкое одолевает твердое, — все это знают,
но никто не осмеливается действовать так.


80


В худой стране и народ то убогий.
Стараются нажить себе побольше вещей,
а пользоваться ими уже времени нет.
Гнетет их страх смерти,
страшатся они любых перемен.
Хоть и имеют лодки и экипажи,
да некому в них ездить.
Хоть и есть у них войска и оружие,
да некому привести их в порядок.
Сами же только и мечтают о былом,
что хорошо бы вновь всем вернуться
к завязыванию узелков на веревке вместо письма.


81


Подлинные речи не изящны,
Изящные речи не верны.
Хороший человек не станет спорить,
слова того, кто любит спорить — пустые слова.


Знающий не тот, кто много знает,
тот, кто много знает, тот не знает.



*1*


Не убоюсь я имени священного назвать,
Поскольку не помню его я,
И буду с трепетом упоминать
Вместо него любое другое!


*2*


Как спицы сходятся во втулке, что пуста;
Так человеки льнут к сильнейшим, чьи уста
Не ведают речей правдивых, но исторгают ложь,
Но им я верю тоже, как ветру в поле верит рожь.


*3*


Забудьте голову, кидаясь в магию любви,
Отдайтесь чувствам закипающим в крови,
Ведь следовать разуму в любовную пору
Все равно, что ходить башмаками по чистому полу.


*4*


Познав внутренней сути азы,
Следуй природе! Возрастет польза в разы.
А тот, кто будет умножать и копить -
Познает горечь утрат, - говорит Лао Цзы.


*5*


Будь прост как ветер, будь беспечен
Непостижима жизни суть, нигде путь не намечен.
Живи, как жили наши предки - одним днем,
Быть может, будешь счастлив всуе здесь или далече?



Приведенные отрывки взяты из произведений "Рубаи" и "Рубаи 2" на моей странице.



Другие статьи в литературном дневнике: