Святое заступничество икона Казанской Божией Матер

Черонова Галина: литературный дневник


Святое заступничество: икона Казанской Божией Матери
Автор: Кириллица | 2016-11-03 16:34:06


История России неразрывно связана с историей православных святынь, с обретением их и с теми чудесами, которые являли святые образы. Самой почитаемой русской святыней является икона Казанской Божией Матери, обретённая в 1579 году.


Уже сама история обретения иконы несёт в себе черты чудесного и даже сказочного сюжета. Через четверть века после взятия Казанского царства Иваном Грозным, в Казани случился страшный пожар. Сгорело большая часть города. Казанские татары, по вере магометане, стали разносить молву о том, что Русский Бог немилосерден к своим христианам и насылает кару на них. «Вера Христова, - замечал летописец, - стала притчею и поруганием». При пожаре, в числе прочих, сгорел дом стрельца Даниила Онучина и ничем не отличился бы стрелец от других погорельцев, если бы не дочь его, Матрёна, с которой стало связано чудесное обретение иконы. Трижды Богоматерь навещала девочку во сне и трижды велела ей достать из-под земли свой чудотворный образ, на иконе запечатлённый. Рассказ о первых двух явлениях Богородицы не убедил родителей девочки взять лопату и пойти искать образ, но после третьего сна можно было не сомневаться, что Матрёну Богородица избрала не случайно, что не просто сон снится девочке, но знамение в нём. Отправились копать на то место, которое указала во сне Богородица, и действительно, примерно на метровой глубине обнаружили они икону, в состоянии идеальном, словно только что написанную.



У обретенной иконы сразу же стали совершаться чудеса. Первыми исцелились двое слепых, Иосиф и Никита: стоило им приложиться к лику Богородицы, как оба прозрели. А первое свидетельство о чудесах иконы оставил священник Никольской церкви в Казани Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время, автор службы в честь Казанского образа и общеизвестного тропаря "Заступнице усердная...".
Узнав о явлении иконы, царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, первыми постриженицами которого стали девочка Матрена и ее мать. С обретенной иконы, помещенной в монастыре, сделали несколько копий, некоторые из которых позже были признаны чудотворными. В честь обретения иконы был установлен первый праздник Казанской иконы Божией Матери - 8 июля (21 июля по новому стилю)


Один из чудотворных списков в 1611 году сопровождал ополчение князя Дмитрия Пожарского в его освободительном походе на Москву и был обнесен с молитвой вокруг Кремля. Духовное заступничество Богоматери привело к добровольной сдаче Кремля поляками 22 октября, в честь чего был установлен еще один день празднования иконы (4 ноября по новому стилю). Стараниями князя Пожарского в 1636 году в Москве на Красной площади был возведен первый Казанский собор, куда и была помещена икона, украшенная золотым венчиком. С 1649 года по повелению царя Алексея Михайловича Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.
Второй чтимый список с Казанской иконы был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, став одной главнейших святынь града святого Петра. В 1811 году в честь этого образа отстроили кафедральный Казанский собор, а в следующем году перед чудотворным списком накануне отъезда в действующие войска молился главнокомандующий русской армии М.И.Кутузов.



История явленного в Казани чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX века. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В том же году русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.
Однако в 1941 году петербургская Казанская икона Пресвятой Богородицы явила еще одно чудо. Митрополиту гор Ливанских Илие, получившему благословение патриарха Антиохийского Александра III молиться за спасение России, явилась в видении Божия Матерь и объявила определение Божие для российского народа в столь критическое время.
"Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону и обнесут ее крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России", - эти слова Пресвятой Девы митрополит Илия смог передать в Россию.



По некоторым данным, Сталин отнесся со всей серьезностью к услышанной информации, велел секретарям выяснить у историков все, что касается чудотворной Казанской иконы, и, в частности, историю спасения ею Москвы, после чего вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия.


В Ленинграде, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери. В Сталинграде перед Казанской иконой шла непрестанная служба, знаменитая битва началась с молебна перед образом, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. В день празднования Казанской иконы Божией Матери был освобожден Киев.


В октябре 1947 года митрополит гор Ливанских Илия, проявивший себя горячим и преданным молитвенником за Россию и Русскую церковь, был приглашен Сталиным в Москву. По распоряжению советского руководства владыку наградили Казанской иконой Божией Матери, крестом с драгоценностями и панагией, украшенной драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке.
История иконы Казанской Божией матери, жизнь её доказывает, что в самые тяжёлые годы Россия могла надеяться на заступничество Богородицы, что утрата веры в народе тяжело может сказаться не только на жизни каждого отдельного человека, но и на жизни нашей страны.



Ему только двадцать два. Кажется, все впереди. Сейчас самое время остепениться – нарожать детей, навести порядок в доме. Но он думает по-другому. У него есть призвание. Миссия! Взять Казань! Сейчас или никогда!


Слава для царя совсем иное, чем известность для обычного человека. Последний – путем тиражирования – стремится сказать, что он есть. Царю не нужно ничего доказывать подданным. Слава для него понятие очень личное, очень интимное, однако взрывной волной царской славы накрывает всех.


В день взятия Казани, «града лукавого» русских летописей, лавровый венец победителя был незримо водружен на каждого русского православного: даже на тех, кто и понятия не имел о существовании Казанского ханства.


Это был третья попытка Иоанна взять Казань, и она закончилась триумфом. Иоанн не преследовал, как пытаются нас убедить историки, какие-то геополитические интересы Московского государства. Он жил в другом духовном континууме, где нет государственных интересов, но есть Небесная царская миссия.


Всего лишь несколько лет назад он был венчан царем, и ему было необходимо пройти “живое” посвящение. Этим посвящением и стал Казанский поход 1552 года. На протяжении всей жизни Иоанн себя ассоциировал с ветхозаветным Иисусом Навином, и ему был нужен свой Иерихон. Ему не составило труда найти его по соседству.


Очень смешно выглядят попытки историков узнать подробности Казанского похода – великие победы, триумфы даруемые Богом, не нуждаются в архивариусах. Только по возведенных в честь них храмам, святым образам и казачьим песням мы можем судить о величии казанского триумфа.
1


Не читайте никаких исторических книг о взятии Казани – там ложь. Лучше созерцайте икону “Благословенно воинство Небесного Царя”, написанную неизвестным русским изографом сразу после победы. Там вы увидите, как Архистратиг Михаил ведет в Небесный Град Святую Рать. Знаменосцем, призывающим ратников, выступаем Иоанн IV. За ним - русские святые герои. Другой фланг возглавляет сам Георгий Победоносец. Позади – горящая Казань, наказанный Вавилон.


А потом спойте - тихо или про себя - старую казачью песню, которая заставит ваше сердце застучать по-русски:


Что не сизый орлище встрепенулся,


Что не грозная туча поднималася,


На Казанское Царство наплывала—


;Как из сильного Московского царства


Поднимался Великий князь Московский,


Что Иван, батюшка, Васильевич,


Он со теми ли пехотными полками,


Что со старыми славными казаками…



1


Русская судьба порой заставляет русского человека испытывать вину за свои прошлые триумфы или вовсе забывать о них. Так Господь сберегает нас от гордыни. Казанский поход из этого числа “виновных” побед. Однако Отец Небесный оставил нам памятку в виде самого красивого храма, который когда-либо стоял на Русской Земле, – Покровского собора. Пусть сегодня элиты и стараются стереть нашу память победителей с помощью политкорректности, толерантности и прочих “лекарств”, все их силы напрасны. Храм Василия Блаженного будет стоять нерушимым в любой русской душе. До Второго пришествия!



Другие статьи в литературном дневнике: