Исцеление в Оптиной Пустынеhttp://proza.ru/2023/10/30/1438 Исцеление в Оптиной Пустыне Это случилось в конце 1990-х, более точное время мне назвать сложно за давностью происшедшего. К сожалению, за эти годы моя медицинская карта в регистратуре потерялась, и о подлинности всего нижеизложенного может свидетельствовать только моя православная совесть, документально я свой рассказ подтвердить не могу, поэтому никогда об этих событиях особо не распространялась. Кроме того, ныне покойный протоиерей Александр Любимов, прихожанкой храма которого я была в то время, не благословлял рассказывать об этих событиях, чтобы не создавать нездорового ажиотажа вокруг паломничества по святым местам, так как тогда в пылу неофитства многие были готовы видеть духоносного наставника в любом первом встречном монахе. Мне было около 18 лет, когда врачи констатировали у меня запущенный рак матки. Помню, после очередного экзамена я упала в обморок на лестнице института. Диагноз врачей был неутешителен — метастазы не только в области гинекологии, но и в брюшной полости. Оперировать поздно: стенки матки при прикосновении инструментов осыпаются, как труха (со слов врача). Вызвали маму, ей сказали, что жить мне осталось не более двух недель, и спросили, где она хочет, чтобы я оставалась — в больнице или дома. Мама решила забрать меня домой, чтобы самой за мной ухаживать в последние дни. По-матерински она не могла смириться с происходящим, роптала на Бога, хотела объявить сбор денег на лечение. Я не согласилась, сказала ей, что вокруг нас такие же бедняки, как мы, не стоит выпрашивать у них с трудом заработанные копейки, чтобы продлить агонию, лучше просто принять волю Божию о себе. Я тогда уже несколько месяцев ходила в церковь и знала, как надо готовиться к смерти. Поэтому я приготовилась: из последних сил съездила в церковь, исповедалась за всю жизнь, как исповедуется человек, когда уже не думает о мнении священника, а смотрит в глаза своей смерти, причастилась, у всех попросила прощения, приехала домой и легла умирать. Но день шел за днем, а я и не умирала, и не выздоравливала. Много позже я узнала, что мои верующие знакомые ездили к старцу - архимандриту Паисию в Орудьево, и просили молитв обо мне, и старец тогда сказал им, что моя болезнь не к смерти, а к славе Божией. Но когда они приехали и позвонили моей маме, то узнали, что мне по-прежнему плохо, улучшений нет, и не стали ничего говорить - побоялись обнадеживать. Я лежала больная. Для меня не было ни дня, ни ночи — только периоды терпимой боли сменяли периоды, когда боль так невыносима, что даже кричать сил нет, потому что для крика надо живот напрячь, а он болит так, что напрячь невозможно, вот и стонала часами напролет, сводя с ума домашних. Не могла сама ни ложку ко рту поднести, ни на бок повернуться — так и лежала. В один из периодов, когда боль была терпимой, я стала думать о том, что умираю совсем молодой и еще ничего не успела толком в жизни сделать, очень мне хотелось бы совершить паломничество к святителю Николаю в Бари и в Оптину пустынь к Оптинским старцам. Я молилась так: «Святитель Николай, к тебе я, конечно, не смогу приехать, уж больно далеко и дорого, а вот к вам, Оптинские святые, отчаянно хочу при жизни попасть, чтобы поклониться до своей смерти, попросить вас, чтобы вы встретили меня после смерти и проводили через мытарства и помолились о прощении моих грехов, хотя, если честно, то мне очень хочется жить, вот только не знаю, возможно ли мое исцеление из-за моих грехов». Так я молилась им от всего сердца, перечисляя старцев по именам, и даже не упрашивала, а умоляла их и чувствовала, что меня не только слышат, но и невидимо внимательно слушают. Сразу по окончании моей молитвы раздался телефонный звонок. Звонила моя верующая знакомая Зоя (Зоя Витальевна Курко). Она сказала, что едет автобус с паломниками в Оптину, ее муж накануне дал ей некоторую сумму денег, которой хватит, чтобы взять меня с собой, и ей легло на душу оказать мне такое благодеяние как милостыню во Славу Божию ради ее детей, которым я почти ровесница; что, может быть, там я получу исцеление, и если даже умру, то Оптинская братия из христианского милосердия погребает бедняков за счет монастыря и молится о них. Я из бедной многодетной семьи, мама растила нас троих одна, вся моя семья в то время была неверующая, и вряд ли кто-нибудь поминал бы меня по-христиански, поэтому я отпросилась у мамы в Оптину, сказав, что это моя последняя воля перед смертью. Меня положили в автобус на заднее сиденье. В дороге мне было очень плохо, держалась высокая температура, и я часто впадала в забытье. К слову сказать, многие паломники были вовсе не рады такому соседству, высказывали возмущение, что, мягко говоря, неприятно оказаться в одном автобусе с трупом, а если автобус задержат из-за разбирательств с причинами смерти, почему они должны страдать из-за чужих проблем. Но Зоя Витальевна, со смирением приняв их недовольство, все же уговорила людей потерпеть меня Христа ради, обещав, что если я умру, она сама займется всеми проблемами, связанными с моей смертью, при необходимости задержится и вернется домой своим ходом. Когда мы подъехали к Оптине, паломники пошли устраиваться в гостиницу. Зоя Витальевна, пообещав вернуться за мной, как только все устроит, ушла с ними. А я, лежа в автобусе, почувствовала от стен монастыря такую мощную исцеляющую силу, что САМА! смогла встать на ноги и выйти из автобуса. Вдруг я услышала голос Зои Витальевны, который меня звал из-за деревьев, и, ропща, почему она не выйдет мне помочь, медленно пошла на зов. Как потом выяснилось, Зоя Витальевна в это время была в гостинице и не могла никуда меня звать. Идя на ее голос, я вышла к святому источнику в честь Пафнутия Боровского. Удивившись, что Зои нет, по совету бывших там людей я спустилась в купель. Легче стало настолько, что я смогла в этот же день пойти на послушание в прачечную и пару часов до вечерней службы носила тазы, полные мокрого белья, которое развешивала на улице. И это я, которая дома не могла поднять чайную ложку, чтобы до рта ее донести. После вечерней службы я вышла из монастыря и увидела, что часть людей стоит возле трапезной в ожидании ужина, а часть — идет вслед за монахами, которые пошли вечерним Крестным ходом вокруг монастыря. Зоя Витальевна сказала: В это время подходит ко мне старенький, немного согбенный монах с палочкой и говорит: Я обещала молиться. За давностью лет я не помню, о чем мы еще говорили, помню только, что, когда мне становилось хуже, он помогал идти, поддерживал меня. Я сказала, что стараюсь не роптать, а он серьезно ответил: Отец Амвросий сказал: Сказав это, он пошел в сторону тропинки к скиту. А я недовольно подумала, что он мог бы зайти на кухню и сказать, чтобы меня покормили, а то как же люди, которые там работают, поймут, что я от него. Захожу робко в трапезную, а там меня так обрадованно встречают и говорят: Это был самый изумительный монастырский ужин в моей жизни. Мне принесли пять кастрюль с разными кашами и поставили передо мной на столе полукругом, и какую бы кашу я не пробовала, у нее был вкус сгущенки (в том возрасте это было мое самое любимое лакомство). Я уже заканчивала ужинать, когда подошли паломники из Шамордино, и очень удивились, что их ждут, чтобы накормить, потому что в паломничество они собрались спонтанно и заранее о своем приезде никого в Оптиной не предупреждали. Я вышла из трапезной и снова увидела отца Амвросия, который сказал, улыбаясь: На следующий день после всенощной, выйдя из монастыря, я увидела, как снова идет Крестный ход, а отец Амвросий стоит сбоку от него, опираясь на палочку, и внимательно на меня смотрит. Я, уже ничего не говоря, вздохнула и пошла с Крестным ходом, отец Амвросий пошел рядом. Когда обошли половину монастыря, он спросил у меня, как я себя чувствую, и, узнав, что относительно хорошо, ушел в ворота монастыря (те, которые с другой стороны обители). На третий день я вышла из гостиницы, чтобы идти на вечернюю службу, и увидела, что навстречу мне идет отец Амвросий с палочкой. Подойдя, он спросил, как я себя чувствую, и сказал: Подхожу к монастырским воротам и вижу: спешит навстречу священник с множеством дорожных коробок в руках и на ходу объясняет женщине, идущей сзади (как потом выяснилось, своей жене), что отец настоятель в телефонном разговоре был очень недоволен его задержкой из отпуска, поэтому они должны поторопиться. Выяснилось, что этот батюшка служит в Ярославской епархии, они с иеромонахом Михаилом близкие друзья, и батюшка приехал в отпуск навестить друга. Так как отец Михаил был при смерти, батюшка задержался с возвращением из отпуска к большому неудовольствию отца настоятеля того храма, где он служит. И вот сегодня утром отцу Михаилу стало гораздо лучше, и батюшка с матушкой простились с ним и решили уехать. Расспросив меня и узнав, что я совершенно не знаю отца Михаила, никогда его не видела и не знаю никого из его окружения, батюшка совершенно растерялся и не знал, что и думать. Его матушка сердито требовала не обращать на меня внимания и уехать. В это время подбежал монастырский послушник, который воскликнул: По окончании вечерней службы ярославский батюшка разыскал меня в храме, расспросил, как звали того монаха, который велел его задержать в воротах. Выслушав внимательно рассказ о нашем разговоре с отцом Амвросием об иеромонахе Михаиле, он был очень растроган и со слезами на глазах все повторял своей матушке: В отличие от меня, этот батюшка быстро догадался, что происходит. Я же ни о чем не догадывалась, мне казалось, вокруг меня – самая обычная монастырская жизнь и не более того. После службы я пошла с Крестным ходом. Пока шли, подошел отец Амвросий и сказал: На следующий (четвертый) день я пошла к скиту. Привратник, узнав, что я в гости к монаху Амвросию, который меня пригласил, ответил, что сейчас в скиту нет монахов, постриженных с таким именем. И даже если бы были, то все равно он бы меня не пустил, потому что женщинам запрещено входить в скит. Видя, как я огорчилась, он вежливо сказал, что в скитской стене есть крыльцо, на котором при жизни старец Амвросий принимал посетителей-мирян, я у этого крыльца могу помолиться, и Господь по вере непременно даст мне просимое. Это гораздо лучше, чем ходить и монахов досужими разговорами от молитвы отвлекать. Я поблагодарила за совет и пошла к крыльцу. У крыльца я стала молиться, каяться в своих грехах. От осознания скорого отъезда ко мне вернулся весь ужас предстоящей смерти. Я рыдала навзрыд, мысленно умоляя святого Амвросия умолить Бога о прощении моих грехов и встретить меня после смерти, проводить через мытарства, а еще лучше умолить Бога, чтобы дал мне еще время жизни на покаяние. Не знаю, как долго я рыдала и каялась, я даже не заметила, как ко мне подошел Оптинский старец схиигумен Илий, который благословил меня. И сказал молодому монаху, бывшему с ним: Сопровождающий меня монах остановился, внимательно на меня посмотрел, потом с расстановкой сказал: Мы зашли в келью. На стене кельи висела картина. На картине был изображен полулежащий на кровати старенький, немного согбенный монах с палочкой… И я не знаю, какими словами описать вам тот шок, который я испытала, поняв, что с именно с этим монахом, умершим в середине 19-го столетия и известным миру под именем святого Амвросия Оптинского, я три дня ходила вокруг монастыря с Крестным ходом, и он все это время поддерживал меня и заботился обо мне, как родной. Совершенно растерявшись, я подошла к этой картине, сложила руки под благословение и, прижавшись к ней лбом, сказала, вложив в свои слова все мое чувство глубокой благодарности: Сопровождающий монах, выводя меня из кельи, спросил: Мы расстались, монах ушел по своим делам. А я была под таким сильным впечатлением, что даже не могла сразу идти обратно в монастырь, а бродила вокруг, воспевая все хвалебные молитвы, какие только знала, и в прямом смысле слова скача от радости, — такое ликование было на душе, просто невыразимое. Когда я пришла, наконец, в монастырскую гостиницу, руководитель нашей поездки сообщила, что из-за большого наплыва паломников в обитель нас просили уехать на следующий день прямо с утра. И рано утром мы уехали. Не зря отец Амвросий сказал: «Завтра — значит, завтра. В монастыре все по послушанию надо делать». Не проявила бы послушание и не попала бы в гости к отцу Амвросию и уехала бы больная, до конца не исцеленная, и кто знает, чем бы дальше дело кончилось. На следующий день после приезда я вышла на работу (учась на вечернем отделении МИРЭА, я тогда работала младшим воспитателем в детском доме), и мне сказали, что все сотрудники проходят медосмотр, который я тоже должна пройти. Пожилая врач-гинеколог осмотрела меня, потом посмотрела в мою карту, потом, помолчав, сказала: Вот такая моя история, и я, и вся моя семья являются свидетелями того, что, когда мне было около 18 лет, я умирала от страшной болезни, в сильных мучениях, самым настоящим образом, но милостью Божией и помощью святого Амвросия Оптинского я жива и здорова от онкологии (что в очередной раз подтвердили анализы), хотя прошло уже много лет. Я теперь твердо знаю: все, о чем говорит Православная Церковь, — Правда и Истина, что святые живы и знают всё о каждом человеке, заботятся о нем, как родные люди. С глубокой благодарностью к Оптинской обители,
© Copyright: Радость Натали, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|