***

Глеб Ходорковский: литературный дневник

* * *
Вот недавно пришла изнутри строка, простая фраза, как бы предвкушение образа:
«Как медленно плывут по небу облака» Были какие-то созвучия, ритм… Дальше предчувствовался главный ритм, плавное зарифмованное или не зарифмованное течение мысли или пейзаж, переходящий в метафору.. Нечто элегическое...
Но не пошло. Правда, фраза и ритм не уходили, зацепились на задворках. И время от времени всплывали


Где-то через неделю сначала пришло корявое:
«Как медленно плывут и тают облака…
Пришло пятое время года
После осени и зимы.
Ни опавших листьев,
Ни снега
Пустое время,
Ускользающее в пустоту


Потом вариант:

Забыты весна и лето.
После осени и зимы
Приходит пятое время года
Без опадающей листвы,
Без снега
Пустота,
Скользящая в пустоту .

С пустотой не ладилось, раздражала тавтология. Потом, почему «забыты весна и лето»?
Убираю пустоту,
Дальше:

И уплывают, тая, облака
Весна и лето,
Осень и зима
Растаяли, ушли,
И вот приходит
Иное, пятое, пустое время года,
Без опадающей листвы,
Без снега
И остаются только облака

Звучание и ритм лучше. Вроде что-то получилось, но не совсем то. Хоть и так может быть, но хотелось бы чётче, контрастней и концовка какая-то обрубленная. И слишком много таяния: у облаков «уплывАЮТ ТАЯ» и у времён года «расТАЯли», опять тавтология, да и на слух – зияет.

Ещё раз

Плывут,
плывут,
и тают облака…

весна и лето,
осень и зима
ушли.
Придёт иное время года:
без опадающей листвы,
без снега,
б е з в р е м е н и

…и только облака
плывут,
плывут,
плывут
плывут – и тают…
Вот напечатал, и вижу, что весна и лето, осень и зима не «ушли,» а «уйдут» - я же ещё есть – на смену им придёт пора без времени


и всё становится на своё место. Преобразовалась по звуку и ритму первая заглавная фраза, повторения идут как нагнетания, отброшены лишние слова, вошла ещё одна по смыслу и ритму дополняющая строка, и в конце снова облака, уплывающие и тающие.…
Маленькая заусеница – «время года» и «без времени», но оставил : слова разные и понятия разные. Пытался даже вместо «время года» дать «пора года», но всё ломает, как булыжником по стеклу .Хотелось написать «грядёт иное время года», и хоть по смыслу неуловимо ближе, но торжественность славянизма не в дугу, да ещё и это «гря».
Я не копирую любимого мной Маяковского. Хоть в основе и лежит его открытие, способ акцентирования. Кроме того, мне нравится, возникающая в этом случае, графическая форма стихотворения.
Всё. Так и останется.



Не осталось. Письмо, в которое нельзя , но мне, так хочется, что невозможно не поверить, вернуло к этим моим и так не очень вразумительным строкам с каким-то вывертом.

Сначала были иные попытки. Пришло:
Снова,
словно в юности,
вначале,
никому на свете не видна,
ласковая,
грустная,
большая
ширится и ширится волна –
Это ты,
неопытный галчонок,
легкая,
как песенка ручья,
Ольга,
Оля,
Олюшка,
Олёнок –
песенка неспетая моя!


Однако, после явно позаимствованной неспетой песенки этот путь отпал – слишком уж …песенно. Потом опять нечто сентиментально-высокопарное – «сквоэь дымку лет
я только отраженный лунный свет» - ну, это вообще капли Шанели.

Не страшно быть смешным, а страшно жалким.
Море нежности, и острое ощущение времени.
И это вернуло к косноязычию последних строк и повело:





…плывут,
плывут,
и тают облака…



Снег ноздреватый мартовский,
Капель
апрельская.
Как жадно ловят рты
набухших почек
влажный и густой
весенний ветер.
… От дождливых туч –
цветы и грязь.


…и снова облака
плывут,
плывут,
и тают…



После острой
трескучей канонады майских гроз
на летне голубом
слепяще жёлтым
вальяжно солнце из рассвета катит.



…а в высоте комочки облаков
плывут,
плывут и тают…



Бабье лето
сияет,
всеми красками палитры
переливается –
а позже осень
закружит листопад.




…а облака
плывут и тают….


Тучи и дожди -
зимы начало.
За дождями - слякоть,
опавший медленно и густо снег,
метель, пороша…
А коли мороз
и солнце –
день чудесный!


... снова,
снова
плывут
плывут,
и тают облака….


,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Весна и лето,
осень и зима
уйдут.


На смену им придет пора
б е з в р е м е н и и б е з м е н я.


…а где-то
всё будут плыть,
и таять облака,
покуда не растают…

Убрал почти все метафоры. Еще не всё проверил на звук
Что такое облака? Наверно, мои мысли, моя память. Всё? Нет, ещё не всё. « Время года» из «без времени» убрал. Убрал опадающую листву и снег, добавил себя, но концовка не пляшет, особенно кудахтающее «покуда». Надо точнее – ведь « п о с л е» облака ещё будут плыть и таять только какое-то время, а потом растают насовсем, не порождая новых, растворятся…
…а где-то
всё дальше уплывают облака,
всё уплывают,
упалыва…
уплы..
. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .
растаяли…


Может быть, так?

Нет:

…плывут,
плывут,
и тают облака.


Весна и лето,
осень и зима
уйдут.

На смену им придёт пора
Б е з в р е м е н и

. . .а п о с л е - облака

ещё немного проплывут -
всё тоньше,
прозрачнее…
И, наконец,
совсем
растают…


Подумать о смысле возникшего образа
Осталась «пора без времени» - если в лоб, то это смерть и «облака» - как уходящее сознание, память, в концовке даже упоминаемая опосредованно… ….
Ну, вот … Не знаю. Я шёл от звука к образу, от образа к смыслу. Не могу сказать, что всё в порядке. Не знаю. Поработать над оставшимся или остановиться и оставить только концовку ? Ведь "перебдеть" тоже вредно. Пусть отлежится – может, так и останется.
Давно не писал, вот и захотелось зафиксировать процесс в процессе.


Но я уже писал стихи о временах года, правда, другой ритм, другие образы, настроение… Может быть, одну концовку оставить?

Наткнулся сегодня на цитату из Милорада Павича:
«Я смотрю на плывущие облака, они исчезают за горой и узнаю в них собственные мысли, ушедшие безвозвратно»
Взять эпиграфом – как подсветка.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 08.08.2008. ***