Христианская антропология

Александр Николаевич Молчанов: литературный дневник

чаще всего рассматривает человека как двухсоставное /душа – тело/ или, подробнее, трехсоставное /дух – душа – тело/ существо. В первом случае под «душой» понимается вся невидимая часть человека; а во втором – совокупность ума, воли и чувств. Понятие «духа человеческого» как раз и вводится для отличия человека от остальных живых существ; черты духовности, воздействующие и на душу, и на тело человека и формирующие его личность, как раз и являются проявлениями в нем «образа /отображения/ Божия». Среди этих черт святоотеческое богословие и православные философы нового времени отмечают:
1. свободную волю (о ней позже);
2. творческую деятельность (человек, как и Бог, творец в своем масштабе);
3. стремление к бессмертию;
4. молитвенность;
5. совесть и раскаяние;
6. нравственность (две последние – следствие свободы);
7. властное миропознание;
8. самосознание (в отличие от сознания животных – познание самого себя, смысла жизни, истории, оценка явлений с точки зрения целесообразности или эстетики) и др.
2.2. Человек и первые заповеди. священник Лев Шихляров. Введение в Ветхий Завет (конспект лекций)





Другие статьи в литературном дневнике: