Лишь меняются цари жиРецензия на «Беловежская пуща. Лихие девяностые» (Михаил Стихоплётов) Захотели больше стырить Лишь меняются цари
Я и ты мы непоседы
Дайте в кашу молока
А товар совсем дешёвый Он кем надо разтоможен Приезжайте на машинах Рынок «Седьмой километр» из-за развала лёгкой промышленности СССР стал самым крупным рынком Европы. Но в современной Украине он превратился в серую зону, куда стекаются потоки контрабанды, нелегальной миграции и черного нала История появления промтоварного рынка «Седьмой километр» началась в восьмидесятых годах двадцатого века с совсем другого рынка. На заре перестройки на окраинах Староконного рынка (он по-прежнему существует в самом центре одесской Молдаванки) возник импровизированный промтоварный рынок. На нём продавали дефицитные заграничные джинсы, футболки, обувь, косметику, ткани и другой красивый ширпотреб. В народе рынок прозвали «толчок». Современной молодёжи сложно представить, что такое дефицит, а в те времена покупка импортных джинсов была важным событием в жизни. Спрос всегда рождает предложение, а из-за наличия постоянных поставщиков — моряков Черноморского морского пароходства, которые особо не стеснялись везти контрабанду, — у дельцов со Староконного рынка дела пошли в гору очень быстро. За пару лет базар разросся и постепенно занял пространство всех прилежающих улиц. Тогда руководство города под нажимом МВД приняло решение перенести «экономическое чудо» на глухие окраины города. В добровольно-принудительном порядке всех дельцов со Староконного рынка разместили недалеко от совхоза «Авангард», где находились заброшенные кукурузные поля. 19 декабря 1989 года. Эту дату считают днём рождения современного «Седьмого километра». Название он получил в честь проходящей рядом автомобильной трассы на Овидиополь, где стоял указатель с надписью «7 км». Основателем официального рынка считается покойный ныне Виктор Добрянский, который в то время был председателем совхоза «Авангард». Он понял, что его поле даст золотой урожай, если вместо кукурузы будет «засеяно» контрабандой. В 1989 году, сразу после выселения «толчка» со Староконного базара, Добрянский добился выделения земельного участка под размещение рынка, на котором уже вовсю шла торговля, и основал ООО «Промтоварный рынок. После получения Украиной независимости Добрянский скупил земельные паи крестьян на территории, занимаемой рынком и стал его единственным собственником. Для удобства и безопасности продавцов и покупателей участок поля оградили, После распада СССР для многих граждан Украины торговля стала единственной возможностью заработать, и огромное количество людей хлынуло за товаром в соседние Турцию и Польшу. Благодаря этому бывший «толчок» рос и развивался. Очень скоро вместо столов на рынке появились списанные в морском порту контейнеры, которые подходили под небольшой магазин. Динамическому развитию «Седьмого» способствовал экономический рост Китая, который буквально завалил весь мир дешевой продукцией. Именно китайские товары тогда, в середине девяностых, чётко вписались в условия украинского рынка. Их дешевизна и качество позволили одеть и обуть простых людей. К концу девяностых «Седьмой» стал не только крупнейшей торговой площадкой Европы, обеспечивавшим всю территорию Украины и сопредельных государств: со своей инфраструктурой, улицами, парковками, общепитом и отделением. «Седьмой» уже был больше похож на небольшой город, чем на рынок. Сейчас общая его площадь составляет 110 гектаров. Застроены 75. На рынке зарегистрировано 15 тысяч торговых точек, официально трудоустроены 60 тысяч человек, из них 20 тысяч — субъекты предпринимательской деятельности. На территории есть три медпункта, скорая помощь, отделение полиции, автостанция, восемь автостоянок, банк, две гостиницы, сеть заведений общественного питания. Ежедневно «Седьмой километр» посещают до 200 тысяч человек. На крышах рынка размещена самая большая реклама в мире: на создание гигантской надписи «7 км» затратили 13 тонн краски. Размер надписи — 405 метров в длину и 108 метров в ширину. Благодаря этому ее видно из космоса, а при помощи картографического сервиса Google Earth можно рассмотреть с высоты более чем 40 км. Из самолетов, пролетающих над территорией Украины, надпись видна очень отчетливо. При всей известности у «Седьмого километра» есть и тёмная сторона, за которой скрывается основа его благополучия. Имя ей — контрабанда. Именно благодаря серым схемам поставки товаров объясняется их дешевизна и огромные прибыли, получаемые участниками всей цепочки. В которую, конечно же, не входит покупатель. Основной схемой контрабанды грузов, продаваемых на «Седьмом», является занижение фактической стоимости товара путем укрытия от таможенных органов их реальной стоимости. Схема построена так: в коносаменте (документе на груз) указывается заниженное количество ввозимого товара, причем плотно упакованный, зачастую спрессованный в вакуумной упаковке, он фактически не поддается пересчету.
«Седьмой километр» — это уникальное место, где соседствуют бизнесы непримиримых политических противников, прокурорских, «блатных», «ментов» и «конторских». Зачастую сами организаторы контрабандных схем из курирующих их правоохранительных органов наступают друг другу на пятки и банально отжимают потоки конкурентов. Из года в год на «Седьмом километре» становится все больше торговцев из Китая и стран Азии. Наибольшей проблемой для них является легализация проживания на Украине и получение регистрации в нашей стране. И эта тема — воистину «золотая» для местных чиновников.
Неудивительно, что при сложившейся системе государственных ценностей политики и чиновники, которые должны были контролировать незаконный денежный оборот «Седьмого километра», при каждой смене власти пытались его возглавить.
После захвата рынка , контролировавшие Одесский морской порт и таможню, перенаправили на «7 км» всю поступающую в Украину контрабанду. Они в несколько раз подняли стоимость аренды, что вызывало постоянное недовольство среди предпринимателей. Полученный компанией доход уводился в тень, часть денег обналичивалась, большая же их часть уводилась на зарубежные счета офшора. На "Седьмом километре" все алигархи успели хорошо заработать. В результе по Директором рынка остается креатура «енакиевских».
Борьба за контроль над «Седьмым километром» продолжается до сих пор. Все стороны конфликта пытаются вернуть контроль над финансовыми потоками крупнейшего рынка Европы. Точку в этой истории ставить рано. Источники информации: Материалы газеты Одесские вести © Copyright: Евгений Прохоров 6, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|