***

Kgh: литературный дневник

Люди продуцируют смыслы, как цветы ароматы, как деревья кислород. Может быть, это их основное предназначение, потому что так больше не продуцирует смысл ни один из видов. Высшие млекопитающие тоже могут продуцировать смысл, но не более одного, и они очень конкретные.
Все ли люди пользуются этой способностью? Нет. Придумать даже три смысла одному событию задача часто не то, что непосильная, но сознательно не запрашиваемая. Чем меньше смыслов продуцирует человек, тем больше вероятность войн этих смыслов, меньше вероятность для конструктивного взаимодействия.


Сегодня, кстати, эта способность может быть наиболее важной для активации. Именно потому, что нас часто загоняют в эти смыслы обстоятельства, а чаще идеологии различного толка.


Если разбираться дальше, то смысл служит человеку очень конкретно. Зачем он что-то делает? Почему он что-то делает? И чем весомей смысл, найденный, подаренный, заимствованный - тем больше вероятность, что человек пойдет очень далеко в своем действии, вплоть до жертвы собственной или чужой жизнью.


Продуцирование смысла необходимо нам так же, а может и больше, чем абстрактному мирозданию. Цветку вероятно все равно, какую роль он занимает в экосистеме, но не все равно до того, насколько он привлекателен для пчел, которые переносят пыльцу и обеспечивают выживание вида. Впрочем, цветку вполне возможно кажется, что ему просто нравятся пчелы.


Итак, смысл необходим. Даже те, кто утверждают, что их смысл в отсутствии смысла, по факту не в психиатрических лечебницах с депрессиями. Хоть часто и сидят на антидепрессантах.


Теперь о поэзии.
Пожалуй, эта область подразумевает на всех своих уровнях продукцию, формулирование смысла. Одного смысла, или многих. Чем смыслов больше, тем труднее понимается другими, часто читателем хватается первый, похожий на их опыт. Остальное отбрасывается, или если отбросить не удается, то можно увязнуть, в лучшем случае увязывая все последующие образы (простите за каламбур) с первым.


Авторский смысл или смыслы, по большому счету, имеют значение только для самого автора. Эхо, блики, интерпретации, если они возникают, означают лишь степень уместности произведения во времени и пространстве. Именно в их сочетании. Может же быть уместность только во времени, но не в пространстве. И наоборот.


Техника стихосложения может лишь усилить талант создания формулировок, но великие поэты пользуются старыми техниками редко, часто изобретая свои. Для своих же нужд.


…Сижу такая, ночью, печатаю в блокноте телефона, боясь тратить время на открывание ноутбука. А вдруг смысл ускользнет?
Потребность сформулировать то, что обрывками крутится уже давно? Не знаю. Мои немногочисленные читатели и не такое на этой страничке видели.


А тем, кто прочитал до конца бонус и иллюстрация.
Открываете текст Бродского "письмо генералу Z".
А теперь внимание. Иосиф Александрович никогда не служил. Всегда был далек от армии. Мягко говоря. Поэтому у меня опрос. На основании данных биографии и текста. Кто же все-таки этот генерал? И таки да, постарайтесь отбросить первый, соответствующий времени и опыту (не тому, в котором был написан этот текст).
Удачи и спасибо за внимание)




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.05.2023. ***