Что с нами происходит?

Кружков Николай Николаевич: литературный дневник

Николай Кружков
Я часто мысленно возвращаюсь в шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы прошлого века. Осип Мандельштам в «Шуме времени» утверждал: «Воспоминание – идти одному обратно по руслу высохшей реки». Гераклит был прав, когда говорил, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. «Всё течёт, всё изменяется». Но не об этом речь. В детстве и в юности всё было окрашено в розовые тона: я жил будущим. Сейчас то ли иное мироощущение, то ли иное мировосприятие, но я живу прошлым. Изменился мир. Изменились люди и их идеалы. Лучше сказать иначе: идеалов не стало. Не стало розовых рассветов и золотых закатов. Люди перестали думать о душе, перестали читать и мыслить. Утрачены духовные ориентиры и нравственные ценности. Мы стоим перед фактом утраты религиозного измерения жизни. В обществе образовался экзистенциальный вакуум, появилось чувство смыслоутраты. Иной раз создаётся впечатление, что люди живут одним днём: «День пережит – и слава Богу!» Самое драгоценное в мире – это духовное общение. Это я понял ещё в юности, когда со своими друзьями в 1974 году навещал в Москве известных поэтов (сейчас все они стали классиками): Булата Окуджаву, Олега Чухонцева, Новеллу Матвееву, Арсения Тарковского, Евгения Винокурова, Леонида Мартынова и многих других. Сейчас мы утратили не только духовное общение, а общение вообще. Самое страшное, что люди разучились общаться, разучились в основной своей массе мыслить и читать, стали эгоистами, прагматиками и циниками. Можно, конечно, объяснить это объективными причинами: изменился ритм жизни. Он стал бешеным, а людям надо выживать. Но разве это можно назвать полноценной жизнью? Изменилась и сама аура в обществе, в котором нет места духовной красоте и гармонии. Оно построено на жажде наживы любой ценой. Эгоизм и прагматизм разъедает, как коррозия, души людей, а ведь «душа человека дороже всего на свете» (Н.В.Гоголь). Сейчас говорят о том, что не только утрачены духовные ориентиры и нравственные ценности (до них ли нам!), из современной русской литературы исчез положительный герой. Я три раза перечитывал в юности «Божественную Комедию» Данте, в течение нескольких недель «проглотил» все произведения Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Рэя Дугласа Брэдбери, романы Достоевского. До сих пор на моём рабочем столе рядом со мной лежит томик стихотворений Ф.И.Тютчева. Я хорошо помню слова Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Страшно, когда в обществе начинают войну с интеллектуальными людьми: такое общество обречено на духовную и нравственную деградацию. Ещё ужаснее, когда человек утрачивает духовный потенциал: имена Екклесиаста, Иоанна Богослова, Демокрита, Гераклита, Платона, Оригена, Тертуллиана, Плотина, Марка Аврелия, Блаженного Августина и Сёрена Кьеркегора ему ничего не скажут. Великий австрийский психолог, психиатр и философ, директор Венской психиатрической клиники Виктор Франкл, который прошёл через все ужасы фашистских концлагерей (Освенцим, Дахау), в своей книге «Человек в поисках смысла», увидевшей свет в Советском Союзе в 1990 году, констатировал тот факт, что тридцать лет назад в мире появился новый тип неврозов. Он назвал их ноогенными, ибо, по его мнению, они вызваны не личностными, как психогенные неврозы, а социальными причинами, а именно, утратой смысла жизни. По мнению Франкла, появление чувства экзистенциального вакуума у молодёжи ведёт к суициду, который он сам исследовал в университетах США. Причины этого суицида он впоследствии описал. У молодёжи появляется чувство пустоты и утраты смысла жизни, и, как следствие всего этого, наркомания, токсикомания, немотивированная агрессия, болезненное возбуждение, психогенные депрессии, самоубийства. Всё это вызвано социальными причинами. Винить в этом остаётся только общество, которое утратило нравственные идеалы, чувство соборности и идеи коллективизма, ибо социум, построенный на индустрии развлечений, обречён: он не в состоянии долго оставаться жизнеспособным. Не потому ли каждый день на наши головы обрушивается негативная информация о социальных и природных катаклизмах? Выживают в таком обществе только сильные духом люди. Мой друг (он доктор философских наук) Юра Олейников лет десять назад написал книгу, которую назвал «Инфантильный социум». Именно такой «инфантильный социум» появился в России сейчас. Вот об этом всем нам стоит задуматься: есть ли у России будущее? Есть ли будущее у наших детей и внуков? И какое оно, это будущее?..



Другие статьи в литературном дневнике: